Детский сад и семья – создание единого образовательного пространства развития ребенка
Конференция: Взаимодействие ДОУ и семьи при реализации ФГОС ДО
Автор: Савченко Наталья Владимировна
Организация: МАДОУ «Детский сад № 35»
Населенный пункт: Амурская область, г. Благовещенск
...самое главное назначение детского сада в том,
чтобы дать ребенку возможность общаться
и играть со сверстниками. И каким бы ни был
детский сад хорошим дополнением вашему дому,
не допускайте непоправимую ошибку –
не считайте, что он заменяет семью.
Алан Фромм
Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Одной из составляющих создания единой образовательной среды является совместная деятельность детей, педагогов и родителей.
Семья и дошкольные образовательные учреждения имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. В Законе РФ «Об образовании» ст. 18 п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте.
Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность, ни один из институтов социализации не может сравниться с семьей.
Как показывает практика, и подтверждают научные исследования, родители часто допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определенные трудности. Задача педагогов дошкольного учреждения – повысить их педагогическую компетентность и помочь избежать ошибок в семейном воспитании. Так как от психологической атмосферы в семье и типа межличностных отношений между ее членами, от отношения родителей к интересам и потребностям детей, от уровня психолого-педагогической и общей культуры родителей зависит, будет ли успешной социализация ребенка.
Исходя из значимости семьи и семейного воспитания, мною на базе нашего дошкольного учреждения систематически ведется работа в данном направлении, цель которой выработать эффективные формы повышения педагогической грамотности и компетентности родителей.
Работа с семьями воспитанников проходит через все образовательные области, при этом использую как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.
- «Здоровье» и «Физическая культура» – родители являются активными участниками спортивных праздников и развлечений: «Дни здоровья», «Веселые старты», «Олимпийские игры», «Осенняя спортландия», «Папа, мама, я – спортивная семья».
- «Безопасность» – совместно с родителями дети участвовали в областном конкурсе «За безопасность всей семьей», конкурсах «Юный пешеход», «Знаем правила дорожного движения, как таблицу умножения».
- «Социализация» – два раза в год провожу «Дни семейного общения», где общение детей и родителей происходит более в тесном контакте.
- «Труд» – в форме конкурсов провожу совместное оформление зимних и летних участков, озеленение территории, изготовление кормушек для зимующих птиц в рамках акции «Столовая для птиц», мастер-классы «Мастерим всей семьей».
- «Познание» – сближению детей, родителей и меня как воспитателя способствует такая форма работы как совместная деятельность с семьями воспитанников. Для введения родителей в образовательный процесс приглашается «гость группы» (родители беседуют с детьми о профессиях, правилах дорожного движения, здоровом образе жизни). «Дни открытых дверей», с посещением разных режимных моментов и открытых мероприятий совместной образовательной деятельности с детьми, участие родителей в проектной деятельности.
- «Чтение художественной литературы» – провожу конкурсы чтецов, вечера загадок, викторины по сказкам, акции «Книжка для малышей»
- «Художественное творчество» – организую выставки-конкурсы «Семейные таланты», на которых представлены результаты художественно-эстетической деятельности родителей и детей «Чудо с грядки», «Осенние фантазии», «Игрушка своими руками», «Зимушка хрустальная», «Лучше папы друга нет», «Весна-красна», «Золотые руки мамы», «Моя любимая мамочка», «Пожарам – заслон!», «Примерный пешеход».
- «Музыка» – совместные праздники и развлечения, выступления семейных дуэтов на концертах.
- «Коммуникация» – совместные чаепития, «Дни именинника», посиделки.
Стремясь сделать родителей активными участниками жизни детского коллектива, я не останавливаюсь на достигнутом и продолжаю искать новые формы и методы сотрудничества с семьями воспитанников.
Одной из наиболее эффективных форм работы с родителями стала деятельность семейного клуба «Я – Ты – Мы», и реализация на его базе социально-педагогической программы по профилактике и коррекции детско-родительских отношений «Семейный витамин».
Целью работы стало повышение педагогической компетенции родителей в сфере детско-родительских отношений.
В процессе деятельности Семейного клуба «Я – Ты – Мы» решались следующие задачи:
- Создание кейс пакета разнообразных форм совместной деятельности детей и родителей;
- Повышение воспитательного уровня семей воспитанников;
- Оптимизация детско-родительских отношений;
- Повышение степени заинтересованности родителей деятельностью дошкольного учреждения;
- Формирование установок на позитивное общение детей и родителей, как условие успешной социализации детей.
Деятельность семейного клуба строилась в три этапа.
На первом этапе была изучена специфика детско-родительских отношений в семьях детей подготовительной к школе группы.
На втором этапе была реализована социально-педагогическая программа по профилактике и коррекции детско-родительских отношений «Семейный витамин», включающая комплекс мероприятий способствующих психолого-психологическому просвещению родителей, формированию у детей чувства единения с семьей, стабилизации детско-родительских отношений и сплочению членов семьи.
Третий этап заключительный. Его целью было определение результативности функционирования семейного клуба и реализации на его базе, программы по профилактике и коррекции нарушений в сфере детско-родительских отношений.
На первом этапе были использованы следующие диагностические методики:
1. Социометрическая проба «Необитаемый остров» Модификация социометрической пробы «День рождения» М.А. Панфиловой.
Цель: Выявить наиболее значимые, эмоционально предпочитаемые для ребенка персонажи среди взрослых и сверстников.
2. Тест «Рисунок семьи» Г.Т Хоментаускаса, в интерпретации М.А. Панфиловой.
Цель: Определение характера внутрисемейных отношений, отношение ребенка к членам своей семьи, его места и роли в семье.
3. Методика «Лесенка» М.Ю. Стажановой, модификация методики «Самооценочные шкалы» Рубинштейна.
Цель: Определение самооценки и ожидаемой оценки ребенка от родителей.
4. Анкетирование родителей, с целью получить информацию о взаимоотношениях в семье, о стилях семейного воспитания, об уровне педагогической грамотности родителей.
Анализ результатов социометрической пробы позволил сделать вывод, что для детей дошкольного возраста наиболее значимым социальным окружением является семья, затем близкие родственники и сверстники. А так же то, что у детей этого возраста очень велика потребность в общении с близкими людьми и сверстниками.
Анализ рисунков показал, что в семьях воспитанников прослеживаются различные нарушения в сфере детско-родительских отношений и проблемы в межличностных взаимоотношениях членов семьи. Очевидно, стало и то, что в группе имеются семьи с не вполне благоприятным семейным климатом.
По результатам методики «Лесенка» были выявлены дети с завышенной и заниженной самооценкой и повышенной тревожностью.
На основе полученной информации была разработана социально-педагогическая программа «Семейный витамин» и скорректирована система работы семейного клуба, выстроенная по трем направлениям.
1. Блок работы с детьми
2. Блок работы с родителями
3. Блок совместной работы с детьми и родителями.
Мероприятия, запланированные в выше указанных блоках, реализовывались параллельно друг с другом.
- Блок работы с детьми включал:
- Цикл нравственно-этических бесед и проигрывание ситуаций на заданную тему, с целью сформировать навыки общения со взрослыми и сверстниками, способствовать нравственному развитию путем формирования понятий о добре, милосердии, дружбе, культуре общения. Сюда вошли познавательные беседы: «Кто и зачем придумал правила поведения», Сколько мам в твоей семье?», «Как и чем можно порадовать близких». И беседы, направленные на оптимизацию межличностных отношений: «Как можно узнать о настроении человека?», «Как можно пожалеть?», «Как обращаться к человеку с просьбой?», «Как называть родных?», «Я и моя семья».
- Игры и тематические занятия по воспитанию нравственной культуры, направленные на формирование навыков культуры общения и доброжелательного отношения к взрослым и сверстникам. Игры: «Назови пару», «Что такое хорошо и что такое плохо», занятия: «Волшебное слово», «Путешествие в страну вежливости», «Что такое хорошо и что такое плохо».
- Практические занятия по изготовлению подарков для родных к праздникам: Новому году, Дню защитников Отечества, Международному женскому дню, семейным датам.
- Выставки портретов: «Моя любимая мамочка», «Бабушка – бабуля», «Это мой папа! Мой дедушка, брат!»
- В блок работы с родителями вошли следующие мероприятия:
- Анкетирование родителей, с целью получения информации о взаимоотношениях детей и родителей в семье, о стилях семейного воспитания, и педагогической грамотности родителей.
- Родительские собрания «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Цель: Обратить внимание на имеющиеся у дошкольников эмоциональные нарушения, констатировать, что они могут быть следствием разных факторов, в том числе в дисгармонии внутрисемейных отношений.
- Беседы и консультации, с целью повышению психолого-педагогической компетенции родителей.
- Диспуты: «Волшебная сила примера», «Нужно ли наказывать детей и каким должно быть наказание», «Насколько часто нужно хвалить ребенка», с целью вовлечения родителей в активное обсуждение проблем воспитания.
- Круглый стол «Воспитание в семье. Каким оно должно быть?», с целью обмена опытом положительного взаимоотношения родителей и детей.
- Проигрывание педагогических ситуаций Цель: учиться анализировать свои действия и ответную реакцию детей, формирование позитивных образов общения с детьми.
- Консультации и беседы: «Школа испытания на прочность», «Дети которых не понимают взрослые», «Ты нужен мне, папа!» (о роли отца в психическом развитии и воспитании детей), «Мы с тобой малыш» (о психологической защищенности, как условии полноценного развития детей дошкольного возраста), «Берегите нервы у ребенка».
- Блок совместной работы с детьми и родителями, в который вошли:
- Детско-родительские игры: «Волшебные картинки», «Собери свой цветок», «Найди своего ребенка, с целью объединения детей и родителей в совместных играх, развитие взаимной эмпатии у детей и взрослых.
- Педагогическое поручение – узнать свою родословную и подготовить рассказ о своей семье для открытого занятия «Мое фамильное дерево».
- Выставки семейного творчества: «Игрушка своими руками», «Осенние фантазии», «Зимушка хрустальная», с целью сплочения детей и родителей в процессе совместной деятельности
- Спортивно-досуговые мероприятия: «Малыш и Карлсон», «Если хочешь быть здоров – закаляйся», «Папа, мама, я – дружная семья» и др.
На заключительном этапе, с целью определения результативности деятельности семейного клуба и проделанной работы были использованы следующие диагностические методики:
1. Беседа с родителями о целесообразности функционирования семейного клуба в детском саду;
2. Анкетирование родителей;
3. Тест для родителей «Стиль семейного воспитания ребенка в семье»;
4. Кинетический тест «Рисунок семьи»;
5. Методика неоконченных предложений. Цель: Выявить понимание детьми понятий семья, дом, забота, уважение;
6. Методика «Лесенка».
Беседа с родителями позволила сделать вывод, что положительные результаты заметили все 100% родителей и воспитатели группы. Дети стали уважительнее со взрослыми, терпимее друг к другу, более решительные и уверенные в себе, а 89% родителей считают, что если бы они посещали семейный клуб с первых дней прихода в детский сад, то многих проблем и ошибок в воспитании можно было бы избежать.
А полученные данные в ходе вторичной диагностики показали, что уровень социального благополучия семей улучшился, повысилась педагогическая компетенция родителей, что отразилось на эмоциональном и социальном благополучие детей и их личностном развитии.
В заключении хотелось бы отметь, что данная работа требует интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.
Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Одинаковые формы взаимодействия с родителями не эффективны. Работа семьями воспитанников должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольного учреждения.
Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.
Буду рада, если мой опыт поможет педагогам дошкольных учреждений в сотрудничестве с семьями воспитанников.
Список литературы
- Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)
- Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 416 с.
- Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 256 с.
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 80 с. (Библиотека руководителя ДОУ).
- Зубова О.Н., Лукьянова Н.А. Клуб заботливых родителей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2010. №11, стр. 52-60.
- Козлова С.А. Социальное развитие дошкольника. Советы родителям. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 32 с.
- Майер А.А., Давыдова О.И., Воронина Н.В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»). (2)
- Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002 . – 160 с. (В помощь психологу.)
- Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2002. – 144 с.