Создание единого непрерывного процесса образования в детском саду и школе

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Давыдова Ольга Геннадьевна

Организация: МДБОУ Детский сад комбинированного вида № 183 «Огонёк»

Населенный пункт: Архангельская область, г. Архангельск

Преемственность, по определению А.В. Петровского – это связь между явлениями в процессе развития природе, обществе и познании, когда новое , меняя старое, сохраняет некоторые его элементы. Под преемственностью между детским садом и начальной школой подразумевается система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания, методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного процесса образования на смежных этапах развития ребёнка.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Если ребёнок оказывается не подготовленным к школьным занятиям, в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребёнок включается в особый режим. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность. Поскольку это понятие в общем смысле означает обеспечение направленности воспитания и обучения на решении задач не только данного, но и ближайшего периода жизни ребёнка, то преемственность я проанализирую с позиции детского сада и с позиции школы.

Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребёнка; пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребёнка.

Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.

Преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения. Установление преемственности между детским садом и школой должно способствовать сближению условий воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения будет осуществляться с наименьшими для детей психологическими трудностями.

Меня, как педагога дошкольного учреждения, тревожит проблема завышенных требований к готовности ребёнка к школьному обучению, особенно гимназий и лицеев. Родители, зная, что при поступлении в первый класс ребёнку нужно пройти тестирование, начинают готовить его к этому испытанию с первого дня подготовительной группы. И если детский сад остается в стороне от подготовки дошкольника к обучению в школе, то родители поведут малыша во всевозможные частные клубы, кружки, наймут ребёнку репетитора. Причём они не учитывают психологическое состояние ребёнка. Родители ставят перед собой цель: попасть именно в лицей или престижную школу.

Детские сады и школы самостоятельны в выборе учебной программы. При этом каждая из программ выдвигает свои показатели развития, тесно связанные с образовательным содержанием, заложенным в программе. В результате показатели развития в разных программах не соотносимы друг с другом. Одна из проблем подготовки к школе детей, посещающих специализированные (речевые) состоит в том, что дети приходят к нам из разных детских садов на 1-2 года. Детям приходиться адаптироваться: к новым условиям, к коллективу, привыкать к новым требованиям. Педагогу необходимо усилить направления педагогической деятельности не только на ликвидацию имеющихся у детей пробелов в области звукопроизношения, но и научить ребёнка общаться со сверстниками и подготовить его к школе. В решении данного вопроса большую роль играет взаимосвязь всех направлений работы учителя-логопеда, воспитателя логопедической группы, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, а так же психолога и социального педагога. Учитель-логопед проводит работу по коррекции лексического и грамматического строя речи, развивает связную речь, работает над постановкой звуков и их произношением. Проводит консультации для родителей: «Речевое нарушение и причины их возникновения», « Развитие общей и артикуляционной моторики», «Как научить ребёнка связной речи». Воспитатель проводит занятия по продуктивным видам деятельности, активизации предметного словаря. организует экскурсии, наблюдения, опыты, закрепляет навыки словообразования и словоизменения; развивает память и внимание. Музыкальный руководитель занимается разучиванием песен, музыкальных распевок, логоритмических упражнений по общей лексической теме, в задачи которой входит не только развитие ритма, темпа, слухового внимания, дикции, но и развитие, обогащение словаря музыкальными терминами по теме. Инструктор по физическому воспитанию включает в свои занятия игры и упражнения, связанные с изучением лексической темы.

В нашем детском саду в логопедических группах, готовя детей к школе, мы стараемся спланировать совместную работу педагогов. В первую очередь мы выявляем, какими знаниями, умениями и навыками владеют дети. Проводим диагностику по всем разделам «Программы от рождения до школы» под редакцией Вераксы. В сентябре-октябре собираем консилиум, на котором присутствуют все специалисты дошкольного учреждения. Сравниваем уровень развития одного и того же ребёнка по всем видам деятельности, анализируем, ищем причины отклонения, принимаем решения: какому ребёнку необходима помощь и какому специалисту с ним необходимо поработать более углублённо.

В начале года воспитатели в перспективном и календарном плане пишут индивидуальную работу, опираясь на диагностику. Но она бывает не всегда точна. Ведь дети, которые пришли в новый коллектив не всегда сразу полностью раскрываются, отвечают на поставленные вопросы. Поэтому мы отслеживаем развитие ребёнка в течение всего года. Что-то поправляем в диагностической карте, вносим коррективы в индивидуальной работе. Общаясь с учителями школы, мы уточняем, на что необходимо обратить внимание при подготовке детей к школе. Основной проблемой остаётся развитие общей, мелкой моторики у детей. И тогда мы стараемся больше с детьми рисовать, штриховать, закрашивать, выстригать, работать с иголкой и ниткой, бумагой и картоном, выкладывать предметы по образцу и т.д.

Бывают случаи, когда ребёнок, посещающий логопедическую группу в детском саду был спокойным, покладистым, активным во всех видах деятельности, проявлял свои положительные качества и знания. Вдруг, в школе становится замкнутым на уроке, теряется при ответах, и агресивен на переменах. В решении этой проблемы помогает педагог-психолог. Он проводит с детьми диагностирование, учитывая возрастные особенности детей. А затем занятия, как по подгруппам, так и индивидуально, которые помогают ребёнку стать более уверенным. Педагог-психолог выступает на родительских собраниях на тему: «Психологическая готовность детей к школе», приглашает на консультацию тех родителей, которым необходимо обратить внимание на подготовку ребёнка к школе, его адаптации.

Стыковка программы обучающих методик в школе и детском саду необходима. Ведь преемственность должна осуществляться не только на уровне учебных знаний и умений, но и навыков поведения, самостоятельности, формирования мировоззрения, умение слушать и говорить. Самое главное: требования предъявляемые программой детского сада к своему выпускнику и требования школы по приёму в первый класс должны быть едины. Посещение воспитателем уроков в школе, учителем – занятий в детском саду позволяет познакомиться с обстановкой и организацией жизни и обучения ребёнка. Обмениваясь опытом, мы находим оптимальные методы, приёмы и формы работы.

Наибольшей эффективности при подготовке к школе детей, имеющих различное нарушение речи, мы добиваемся только при тесном взаимодействии с родителями. Они должны знать, какую нагрузку ребёнок получает в речевой группе. Проводим регулярные индивидуальные консультации для родителей

( темы консультаций фиксируются в тетради для работы с родителями); родительские собрания, куда приглашаем учителей начальных классов. Они знакомят родителей с программой школы, рассказывают, чем они отличаются, что необходимо знать ребёнку, выходя из детского сада. Учителя приглашают родителей посетить школу вместе с детьми. Мы так же принимаем активное участие в выборе школьной программы. Опираясь на знания, умения и навыки советуем, по какой программе ребёнку легче будет учиться. И чтоб родители поняли, стоит ли их дитя водить на дополнительные занятия в школу, мы приглашаем их на занятия в детский сад. Они наглядно видят, чему обучают их детей в дошкольных учреждениях, какие получают знания, как работают дети на занятиях. Чтоб родители могли ощутить и почувствовать состояние своего ребёнка на занятии, проводим игры и упражнения с родителями. Даже у них вызывает затруднение в выполнении некоторых заданий. Это ещё раз доказывает, что ребёнку необходима помощь родителей. Очень эффективной формой работы являются совместные мероприятия. Так например, в организации совместной игры КВН по теме: «Перелётные птицы», родители принимали активное участие: приготовили эмблемы, выучили с детьми пословицы и поговорки, стихи. Во время игры все участники старались помочь своей команде, очень переживали друг за друга. Так же привлекаем родителей к украшению группы (осенний праздник, новый год, праздник весны…). Таким образом, мы доносим до родителей, что их ребёнок получает всестороннее развитие в детском саду.

Всё вышеперечисленное могу подтвердить на собственном опыте.

Когда моей дочери было 5 лет, я её отдала в школу «Филиппок». С ними проводили разные игры, упражнения, развивали пальчики, память, мышление. Об обучении не было даже речи. Прошёл год, дети, которые ходили с нами в группу, остались на второй год (здесь уже проходило обучение: их учили читать, писать, считать). Я же своего ребёнка отдала на художественную гимнастику. А подготовку в школе она получала только в детском саду. При поступлении в школу, моя дочь быстро адаптировалась, у неё не было проблем с учёбой. В школу шла с удовольствием, ей хотелось поскорее встретиться с учителем. И прекрасно закончила 11 классов. Таким образом, на примере своей дочери ещё раз убеждаюсь, что в дошкольном возрасте главное – это игра, физическое, полноценно-психическое и социальное развитие, а не натаскивание школьных программ.

Родителей постоянно необходимо настраивать на сотрудничество как в саду, так и в школе: стать участниками учебно-воспитательного процесса, скорректировать свои действия по отношению к малышу и ненавязчиво подсказывать, чем и как с ним заниматься и у родителей не будет проблем в выборе школы. Многолетний опыт работы в детском саду показывает, что только информированные и заинтересованные родители могут стать активными помощниками в полноценном формировании своего ребёнка.

Таким образом, современное образование должно обеспечить комфортное вхождение каждого из дошкольного детства в мир учения, учитывая его психологические особенности. Важно, чтобы у родителей сложилась система знаний о подготовке детей к школе.

 

Опубликовано: 23.04.2018