Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Ткачёва Наталья Николаевна

Организация: МБДОУ Детский сад №40 «Одуванчик»

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Прокопьевск

Рассмотрим современные подходы к решению проблемы развития коммуникативных способностей старших дошкольников.

Эффективность процесса по формированию у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных способностей во многом зависит от ситуаций общения и взаимодействия, в которых ребенок решает определенные коммуникативные задачи. Ребенок различает эти ситуации, определяет собственные цели и цели других людей в этих ситуациях, выбирает адекватные способы, преобразовывает ситуации в зависимости от целей участников. Однако не всякая деятельность, в которую включают ребенка, автоматически формирует и развивает способности к ней. Для того чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям, что имеет прямое отношение к методу стимулирования поведения и деятельности.

Во-первых, деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Ребенок должен испытывать чувство радостного удовлетворения от деятельности, тогда у него возникнет стремление по собственной инициативе, без принуждений заниматься ею.

Во-вторых, деятельность ребенка должна быть по возможности творческой.

В-третьих, важно организовать деятельность ребенка так, чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его наличные возможности, уже достигнутый им уровень выполнения деятельности.

Особенно нуждаются во все более усложняющихся и разнообразных творческих заданиях дети с уже определившимися способностями.

Одной из форм стимуляции потребности в речевом общении является похвала как положительное подкрепление достижений ребенка. Очень полезно рассказывать о достижениях ребенка в его присутствии другим педагогам, психологу и его родителям.

Коммуникативные способности и умения (представления, поступки), которые формируются на занятиях, закрепляются или несколько видоизменяются в свободное время (во время игровой деятельности), должны быть объединены в сознании ребенка.

А.П Усова, Т.А. Березина, Я.Л. Коломинский выделяют следующие основные формы развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста:

1) Игровая деятельность. Игра – это одно из ведущих средств воспитания и формирования коммуникативных умений и способностей. А так же важнейшая форма организации жизни и строиться на основании учёта ведущей деятельности дошкольного возраста – игровой. Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь: увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи. Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее они знакомятся с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками.

Игры с правилами (дидактические, настольные, подвижные), по мнению Березиной Т.А., способствуют познавательному, двигательному развитию. Они развивают у ребенка необходимые способности: во-первых, выполнение правил связано с осмыслением воображаемой ситуации; во-вторых, коллективная игра учит еще и общаться.

В современной педагогической литературе и в практике игр, которые создаются самими детьми, называются «творческими», или «сюжетно-ролевыми». Творческие игры различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни); по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации — разыгрывание сказок и рассказов; строительные).

В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности, познавательные интересы, приобретает навыки общения, знания о приемах и правилах общения, контроль своего поведения и эмоционального состояния. Театрализованная деятельность (игры) имеют огромное значение в жизни ребёнка. Они в полном объёме развивают речь ребёнка. В процессе театрализованных игр развиваются психические процессы, такие как внимание, память, восприятие, воображение. Активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, приобретаются навыки связной речи, оттачиваются мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи. В ходе сюжетно-ролевых игр развивается эмоционально-волевая сфера, происходит коррекция поведения, развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения; стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.

2) Изобразительная деятельность. В ходе нее ребенок рисует, лепит, строит, вырезает. Игра и рисование являются теми видами деятельности, которые способствуют практическому освоению реального социального пространства: в символических действиях и замещениях ребенок проигрывает коллизии отношений людей, символически идентифицируясь и обособляясь от персонажей, которых он по своей воле вводит в игровые и изобразительные сюжеты. Создавая коллективную работу, дети общаются, договариваются и обсуждают вместе полученный результат (комментированное рисование).

3) Трудовая деятельность. Труд детей в детском саду позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Так же посредством коллективного труда формируются коммуникативные умения детей. Выполняя элементарные трудовые обязанности, дети общаются, учатся договариваться, обсуждают свои достигнутые победы или неудачи по самообслуживанию, они чувствуют себя равноправными членами детского сообщества.

4) Чтение художественной литературы. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки в детстве, человек накапливает в некий опыт жизненных ситуаций. Работа со сказками начинается с ее анализа, обсуждения. Когда сказочные смыслы будут проработаны, то необходимо установить связь с реальными жизненными ситуациями, которые покажут детям, как правильно выстраивать коммуникации.

5) Коммуникативная деятельность (развитие речи). К старшему дошкольному возрасту ведущим средством общения становится слово. Цель развития речи в детском саду – помочь ребенку освоить родной язык. В процессе деятельности по развитию речи у детей развивается словарь, грамматическая сторона речи, фонетика, связная речь (монолог). В результате, ребенок научится грамотно изъясняться, будет обладать внушительным словарным запасом и правильно произносить все звуки языка.

6) Тренинг (психологический) - один из ведущих методов практической психологии. Существует множество игровых тренингов общения, в том числе и на развитие коммуникативных способностей. Закрепляя полученные в ходе работы по формированию коммуникативных способностей результаты, необходимо проводить с детьми беседы (в виде диалога). Беседе предшествует предварительная работа, для нее характерны развернутые сообщения. В разговоре и беседе формируется умение высказываться, задавать вопросы, отвечать на них, развиваются качества личности: общительность, вежливость, тактичность, выдержанность. Беседа используется для того, чтобы систематизировать знания детей, ведет их к правильным и ясным выводам, активизируется словарь, совершенствуется грамматическая форма.

Таким образом, развитию коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста способствуют разные формы организации взаимодействия детей в условиях ДОУ. Среди основных форм развития коммуникативных способностей выделяют: сюжетно-ролевые игры, трудовую деятельность, изобразительную деятельность, работу по развитию речи, командообразующие тренинги. С помощью данных форм у детей дошкольного возраста можно сформировать следующие способности и качества: умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами, позитивное отношение к другим людям, умение сопереживать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств, умение взаимодействовать и сотрудничать. Имея в виду, что игра является ведущей деятельностью детей в возрасте 5-6 лет, необходимо использовать ее как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми. Для того, чтобы процесс по формированию коммуникативных способностей был наиболее эффективен, педагогу ДОУ необходимо осуществлять работу комплексно, закрепляя полученные коммуникативные умения и навыки в различных видах деятельности.

 

Опубликовано: 22.02.2018