Обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с природным миром

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Кранчева Ирина Николаевна

Организация: МБДОУ д/с № 21 «Аленький цветочек» муниципального образования

Населенный пункт: Республика Хакасия, г. Саяногорск

В.А. Сухомлинский писал: «Природа - «клад» красоты, общаясь с ней, дети обогащаются духовно, нравственно, заряжаются энергией добра. Общение с природой - воспитание сердца. Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков жаворонка в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и затаил дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить, понимать и беречь природу - задача взрослых».

Великий Ушинский утверждал, что неоценимо значение родной природы как средства развития речи и воспитания любви к Родине. Он писал, что природа - один из могущественных факторов (агентов) воспитания и развития человека. И самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью. Природа - это мир, который начинают познавать с детства. А для этого важно научить ребенка видеть, слышать, чувствовать и воспринимать, как прекрасно то, что связывается с понятием Родина.

Жизнь ребёнка неразрывно связана с общением с дру­гими людьми и огромную роль в этом играет речь. Наблюдение природных явлений, беседы, чтение художественных произведений о природе, использование дидактических игр и лексических упражнений природоведческой тематики способствуют более эффективному обогащению словаря, так как дети младшего дошкольного возраста обладают способностью эмоционально воспринимать природное окружение.

Знакомство с природой – одно из средств развития словаря у детей дошкольного возраста. И это время нельзя упустить, что и обуславливает актуальность нашей темы: «Обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста, в процессе ознакомления с природным миром».

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я.А.Каменский увидел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли; революционеры-демократы (В.Г.Белинский, А.И.Герцен и др.) говорили о необходимости приобщения детей к природе, к возбуждению стойкого и глубокого интереса к ней, без которого невозможно накопления разнообразных сведений об окружающих предметах. Известно, какое большое значение придавал природе К.Д.Ушинский, он был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития

В решении задачи обогащения словаря важное место занимают поэтические произведения о природе, которые могут выступать как средство обучения, воспитания, развития ребенка, привлечения его внимания к изучаемому материалу, активизации знаний и творческих способностей.

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закреплённых значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

Программа развития речи В.В. Гербовой предлагает на основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь. Учить детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру «Принеси Машенька вазочку для цветов», «Возьми красный цветочек», «Спой песенку маленькому медвежонку»; называть их местоположение «Грибок на верхней полочке, высоко», «Стоят рядом»; имитировать действия людей и движения животных «Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок».

От называния видимых и ярких признаков (цвета, формы, вели чины) нужно переходить к перечислению внутренних качеств предмета, к его характеристике.

При назывании действий объекта (предмета) или действий с ним дети учатся видеть начало, середину и конец действия. Для этого проводится игра с картинками, изображающими последовательные действия.

Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная (и письменная) речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом.

Первоочерёдность задач словарной работы по-разному определяется в каждой возрастной группе. Так, в младшей группе в первую очередь выдвигается задача обогащения и уточнения словаря, в средней – уточнение и обогащение, а в старшем дошкольном возрасте – уточнение, активизация и обогащение словаря.

А.М.Богуш и соавторы отмечают, что все методы обогащения словаря детей разделяются на две больших группы: методы непосредственного обогащения словаря и опосредствованные методы.

К методам непосредственного обогащения словаря принадлежат: наблюдения, обзоры экскурсий, рассматривание предметов и беседы о них, экскурсии за пределы детского садика, рассматривание и беседа по репродукциям картин, дидактичные игры с предметами, игрушками, картинками, показ диафильмов, кинофильмов, разного вида театров. В основе этих методов лежит чувственный опыт ребенка. Все они сопровождаются наглядностью. Ребенок имеет возможность сам увидеть, притронуться, понюхать, обследовать предмет или явление. Каждое слово при этом наполняется конкретным содержанием. Наличие наглядного образа стимулирует языковую активность детей. К опосредствованным методам принадлежат чтения рассказов и стихотворений познавательного содержания, беседы, устное народное творчество, словесные дидактичные игры.

Называние (или образец произношения) нового или трудного слова - активный прием обогащения словаря детей. Педагог должен так произнести намеченное слово, чтобы дети обратили на него внимание, восприняли его без искажений. Это достигается четкой дикцией, иногда даже несколько утрированной артикуляцией, чтобы ребенок уловил звуковой состав слова.

Слоговое произношение нарушает нормы литературного произношения, оно не свойственно устной речи. Произносить слово нужно медленно, но правильно.

Можно привлечь внимание детей к нужному слову логическим ударением, интонированием, сменой силы голоса, паузой перед словом, а также прямыми словесными указаниями: «Послушайте еще раз это трудное слово» и т. д.

Называние часто сопровождается показом объекта. «Посмотрите, какое большое дерево»,— говорит воспитатель, показывая жестом на огромный тополь на прогулке. Иногда называние нужно сопровождать толкованием (заменой знакомым словом или сопоставлением со знакомым синонимом, сравнением со знакомым антонимом), например: «Аквариум — стеклянный ящик, в нем живут рыбки, через стекло нам их хорошо видно».

Для запоминания можно применять повторение слова самим воспитателем неоднократно в течение занятия, отдельными детьми с места, а также повторение хором. Хоровое повторение усиливает речевую активность детей, способствует выделению в их создании нужного слова.

Интерес к слову можно усилить объяснением происхождения (этимологии) слова. Этот прием наиболее целесообразно применять в старших группах для углубления понимания слова, развития любознательности, чутья к языку. Ребята, почему говорят садовник?(Человек, который работает в саду). Иногда это допустимо и в младших группах. Воспитатель должен поощрять вопросы детей о происхождении слов.

Для активизации словаря хорош такой прием, как вопрос. Детям нужно задавать не только прямые вопросы, но и подсказывающие (справа или слева рябинка?). По ходу отдельных занятий по ознакомлению с природным миром можно использовать кратковременные (1-3 мин) упражнения в подборе слова, например: «Кто больше увидит и назовет?», «Выдели и назови части в целом», «Кто больше назовет предметов круглой (овальной, прямоугольной) формы?», словесные игры на классификацию предметов и др.

Особое место в педагогическом процессе занимают дидактические игры. Они имеют познавательное значение, так как расширяют кругозор детей, учат выделять свойства предметов, находить в них сходства и различия. Дидактические игры: «Угадай, что в мешочке», «Кто живёт на ферме », «Скажи, что звучит», «Как кричит кукушка», «Как звенит колокольчик», «Угадай и скажи, кто как кричит», «Узнай, чей домик» - направлены на развитие фонематического слуха, словаря, уточнение знаний детей о цвете и форме. Важно на занятиях создавать такие условия, чтобы дети высказывались по собственному желанию, по своей инициативе, увлекаемые интересной игрушкой.

Особое место занимают отгадывание загадок. Они помогают ребенку проникнуть в образный строй русской речи. Каждая загадка представляет собой картинное образное описание предмета, его характерных особенностей. Поэтому, чтобы отгадать загадку, ребёнок должен знать особенности предметов, уметь сравнивать предметы, видеть в них общее. Вот почему организованная деятельность с загадками вводится после ознакомления детей с особенностями предметов. После отгадывания педагог спрашивает ребёнка, как он догадался.

Исследователи детского словаря отмечают, что в речи дошкольников преобладают названия конкретных предметов, частотными являются слова природоведческой тематики: названия животных, насекомых, времена года, названия растений, явлений природы и другие. Данный факт так же позволяет выделить ознакомление с природой в качестве важнейшего средства развития словаря.

Накопление содержания детской речи в процессе ознакомления с окружающим миром, в том числе и с природой, осуществляется с помощью различных методов и средств. Важнейшим методом является наблюдение (О.И.Соловьева, А. М.Бородич). Авторы подчёркивают, что наблюдение широко используется на экскурсиях в природу, наблюдение за каким-нибудь процессом (трудом взрослых, уходом за животными и т.п.). Дети дошкольного возраста высказывают свои суждения о вещах, явлениях и ᴨȇреживают в связи с этим эстетические чувства. Природа, со всем многообразием форм, красок, звуков является богатейшим источником эстетических ᴨȇреживаний ребёнка, которые ребёнок ᴨȇредаёт посредством языка в своей речевой деятельности.

Реализация направления, разработанного Н.Ф.Виноградовой, А.А. Смага, А.П.Иваненко, В.И.Яшиной и др., - углубление словарной работы на основе ознакомления со свойствами и качествами предметов и явлений, так же может быть эффективна решена в процессе ознакомления с природой. Так, у детей формируются представления о свойствах и состоянии воды и их зависимости от темᴨȇратуры воздуха: жидкая вода может быть твердой (лед, снег); в морозную погоду снег рассыпается, скрипит под ногами; в теплую - начинает подтаивать, становиться влажным. Детей знакомят с такими объектами неживой природы как глина и ᴨȇсок. С этими природными материалами дети любят играть. Однако для развития игровой деятельности важно иметь четкие представления об их свойствах. Сухой ᴨȇсок сыплется, через него свободно проходит вода, а если его увлажнить, он становится пластичным, и тогда из него можно строить, лепить. Глина не пропускает воду, сухая рассыпается, а влажная может приобретать любую форму. Дети знакомятся с почвой, с ее обработкой, подготовкой к выращиванию растений. Система знаний о неживой природе лежит в основе понимания взаимосвязей между живой и неживой природой. Условием для уточнения представлений дошкольников о ᴨȇске, камнях, глине, почве, о значение этих материалов для жизни используются различного вида деятельности: посадка и ᴨȇресадка растений и т.д.

Авторы доказывают, что в процессе наблюдений в природе у детей обогащается словарь, а так же осуществляется эстетическое воспитание, которое способствует обогащению чувств и эмоциональной сферы личности. Большая роль при этом принадлежит взрослому, прививая детям чувство прекрасного, ᴨȇдагог должен стремиться, прежде всего, сформировать у них свое эмоциональное, эстетическое отношение к окружающей природе, окружающему миру в целом, показать связь между объектами в различных обстоятельствах. Отношение ребенка ко всему живому во многом зависит от отношения самих взрослых к окружающей природе, будь то веточка растения, воробей, жук или щенок.

Итак, природа содержит в себе огромную педагогическую ценность, является эффективным средством развития словаря детей младшего дошкольного возраста. Огромна её роль в умственном и речевом развитии дошкольников. Природа со всем многообразием форм, красок, звуков является богатейшим источником развития словаря дошкольника и эстетических переживаний ребёнка. В процессе созерцания природы ребёнок имеет возможность правильно определить величину предмета, его форму, симметрию, цвета, их гармоничное сочетание и контраст цветов, или дисгармонию, определить оттенки цвета при разной степени освещённости в разные периоды дня, сезона и т.д. Но все это ребёнок может только при условии наличия в его словаре соответствующих названий предметов, объектов и явлений. Согласно программе, дошкольники усваивают природоведческий словарь: названия животных, растений, явлений неживой природы. Ребенок приобщается к природе очень рано. Он интересуется окружающим с ранних лет, по-своему хочет ощутить то, что видит, или просто хочет вступить в игру с той живой «игрушкой», которая ползает рядом, порхает поблизости, ласкается к нему.

Речевое развитие является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.

 

Список использованной литературы

  1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400c.
  2. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Начинаем говорить ( Развитие речи). _ СПб.: «Паритет», 2005.
  3. Викулина А.М. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. – 138 с.
  4. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 56 с.
  5. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм// Дошк. воспитание.-1991
  6. Николаева С. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. – 2009. - №4. – С.42-46.
  7. Ребенок и книга: Пособие для воспитателя детского сада / Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова, В.И. Пирадова. – СПб.: Изд-во «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2000. – 128с.
  8. Родной край: Пособие для воспитателей дет. сада / Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова; Под ред. С.А. Козловой. – М.: Просвещение, 1985. – 238
  9. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание.-1990.-№7
  10. Ушинский К.Д. Родное слово. Собрание сочинений, М.: 1974.
  11. Халикова Р. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание. – 1988. - №5, С. 13-17

 

 

 

Опубликовано: 03.02.2018