Физкультурно–оздоровительный кружок «Я здоровье берегу, быть здоровым я хочу!» как средство сохранения и укрепления здоровья

Конференция: Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Автор: Бровцева Галина Борисовна

Организация: ГКОУ «Осташковский детский дом»

Населенный пункт: Тверская область, г. Осташков

Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ре­бенка.

Ребенок рождается беспомощным, обладающим единственной способностью – всему научиться со временем. Он не рождается с готовым набором движений, а осваивает их в процессе жизни. Обучение движениям оказывает влияние на здоровье, общее физическое развитие, развитие познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональности ребенка, т.е. на его внутренний мир. Обучение движениям способствует гармоничному развитию личности, совершенствованию как физических, так и психических, интеллектуальных, духовно – нравственных качеств.

 

Программа физкультурно – оздоровительного кружка «Я здоровье берегу, быть здоровым я хочу!» направлена на формирование у маленького ребенка интереса к своему личному здоровью, на совершенствование всех видов движений и развитие физических качеств, профилактику и коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата.

В этом возрасте у детей формируется ценностное отношение к движениям, как способу существования всего живого. Именно на раннем этапе развития ребёнка можно привить ему любовь к движению. А движение- это фундамент для всех других человеческих способностей.

Дети, посещающие кружок имеют следующие диагнозы: тяжелое нарушение речи, аутизм , ЗПР.

Психомоторное развитие детей с ЗПР имеет ряд особенностей. Большинство из них отстают по показателям физического развития, у них замедлен темп формирования двигательных навыков и качеств, многие дети соматически ослаблены.

 

В чем заключаются особенности программы моего кружка?

  • Рассматривается под оздоровительным аспектом.
  • Акцент оздоровительной работы делается на развитие двигательной деятельности ребенка.
  • Занятия построены с учетом возрастных критериев и индивидуальных особенностей детей.
  • Использование малых форм народного фольклора.

 

Цель работы кружка: повышение физической подготовленности детей, уровня здоровья при одновременном развитии их речевых и умственных способностей.

 

Задачи:

  1. сохранение и укрепление здоровья детей;
  2. формирование привычки к здоровому образу жизни;
  3. формирование двигательных навыков и умений;
  4. развитие психофизических качеств (быстрота, сила, выносливость, гибкость, ловкость);
  5. развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений);
  6. профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, простудных заболеваний;
  7. формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности;

8. развитие памяти, внимания, организованности, воображения, фантазии, умения управлять своими поступками, чувствами.

 

Для выполнения поставленных оздоровительно-воспитательных задач программы предусмотрены следующие структуры:

 

  • Корригирующая, ритмическая, логоритмическая гимнастики
  • Релаксационные упражнения
  • Хороводы, различные виды игр, занимательные разминки
  • Динамические и оздоровительные паузы
  • Различные виды массажа
  • Фитбол - гимнастика
  • Пальчиковая и дыхательная гимнастика

 

При планировании и проведении занятий учитываются особенности организма детей, их пониженные функциональные возможности, замедленность адаптации к физическим нагрузкам. В зависимости от вида и глубины заболевания предполагается применение физических упражнений в разной последовательности и дозировке.

 

Актуальность программы заключается и в том, что одним из средств оздоровительно-коррекционной работы является фитбол - гимнастика – занятия на больших упругих мячах. Основное преимущество фитбол-гимастики в том, что все упражнения выполняются сидя или лёжа на фитнес-мяче, при этом ударная нагрузка на суставы ног гораздо меньше, чем при аэробных тренировках стоя. Сердечнососудистая система работает в щадящем режиме. Во время выполнения динамических упражнений на мяче осевая нагрузка на позвоночник практически отсутствует, так как мяч создаёт хорошую амортизацию всего тела. Упругая неустойчивая среда необходима для формирования вестибулярного аппарата, чувства равновесия, ритма движений. Вестибулярная тренировка жизненно необходима для развития и нормального функционирования центров регуляции сердечнососудистой системы. Мяч – это игрушка и партнёр, он красив и главное, подвижен, это нестабильная опора, постоянно вынуждающая ребёнка в целях сохранения равновесия включать в работу те специфические группы мышц, так называемые, глубокие мышцы, которые не задействуются при выполнении других видов упражнений. Кроме специфического воздействия на опорно-двигательную систему и вестибулярный аппарат ребёнка, немаловажную роль играет эмоциональный фактор.

 

Фитбол — гимнастика не только полезное, но и весёлое занятие. Прыжки, подскоки, скольжения на мяче – это не только энергичная разминка всего тела, но и забавная, увлекательная игра, развлечение. Все занятия проходят под музыкальное сопровождение. Использование музыки на занятиях содействует созданию правильных представлений о характере движений, вырабатывает выразительность, точность и индивидуальность в манере выполнения упражнений. Воздействие музыки положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, концентрирует внимание, память, восприятие, поддерживает работоспособность. Яркая игровая психо-эмоциональная окраска и индивидуальное разнообразие физических упражнений с применением фитнес-мячей повышают интерес детей к занятиям физкультурой, их активность заметно возрастает, они легко справляются даже со сложными заданиями. Это соответствует главной идее данного рекреационного направления физической культуры - «оздоровление через удовольствие». Расслабляясь психологически, ребята много смеются, с удовольствием играют, легко идут на контакт с педагогом. Такой подход обеспечивает самопроявление ребёнка в движении сообразно его возможностям и позволяет более эффективно влиять на имеющиеся отклонения.

Принципы взаимодействия с детьми:

  • сам ребенок – молодец, у него - все получается, возникающие трудности – преодолимы;
  • постоянное поощрение всех усилий ребенка, его стремление узнать что-то новое и научиться новому;
  • исключение отрицательной оценки ребенка и результатов его действий;
  • сравнение всех результатов ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей;
  • каждый ребенок должен продвигаться вперед своими темпами и с постоянным успехом.

 

В сентябре проводится обследование детей с целью выявления их уровня физической подготовленности. Для этой цели используются диагностические тесты на определение у дошкольников показателей:

  • ловкости и координационных способностей
  • силы и силовой выносливости.
  • гибкости
  • скоростно-силовых;

Были выявлены следующие проблемы у наших детей:

  1. Недостаточный уровень развития физических качеств у большинства детей.
  2. У большинства детей отмечается замедленность темпов развития мышления, что приводит к трудностям овладения двигательными умениями.
  3. Низкий уровень развития мелкой моторики, координации движений и статического равновесия у большинства детей, посещающих кружок.
  4. Особые затруднения возникали при выполнении согласованных движений рук и ног. Из - за недостаточной пластичности ЦНС освоение новых видов двигательной деятельности многим детям даётся с трудом.

Пути решения данных проблем:

· разнообразить занятия с детьми с помощью введения игр-эстафет, что способствует повышению двигательной активности детей, способствует их эмоциональному подъему.

· совершенствовать закаливание и связочно-суставной аппарат детей с помощью босохождения и использования нестандартного оборудования (ребристых дорожек, сухого бассейна, веревочного каната);

· развивать и корректировать познавательную и эмоционально-личностную сферу ребенка с использованием элементов психогимнастики

· использовать больше коррекционных игр и упражнений на развитие ориентации в пространстве и дифференциации правой и левой сторон тела; с пространственными понятиями (спереди, сзади, справа, слева и т. п.).

· больше вводить подвижных игр с «проговариванием»;

· Для развития мелкой моторики больше использовать мелкий спортивный инвентарь, малые мячи, « мячи-ежики», флажки.

В конце учебного года проводится заключительное обследование физической подготовленности детей. В результате занятий кружковой деятельности у детей отмечается положительная динамика показателей физической подготовленности.

Большинство детей могут контролировать свои движения и управлять ими; дети способны к волевым усилиям, могут следовать социальным нормам поведения и правилам.

 

Литература:

1. Мастюкова Е.М., Коррекционно - педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития. Москва, АРКИ, 2004.

2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методическое пособие, М., «ТЦ Сфера», 2007.

3. Потапчук А.А., Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников СПб, «ТЦ Сфера», 2009

4. Якубович М.А., Преснова О..В. Коррекция двигательных и речевых нарушений методами физического воспитания Москва, ВЛАДОС, 2006

 

  • file0.docx.. 579,6 КБ
  • Опубликовано: 24.01.2018