Взаимодействие ДОУ и семьи при реализации ФГОС ДО
Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ
Автор: Зубачёва Елена Ивановна
Организация: МБДОУ «ДС «Ивушка»
Населенный пункт: ЯНАО, г. Новый Уренгой
Взаимодействие ДОУ и семьи при реализации ФГОС ДО.
Огромное значение в работе с родителями воспитанников имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества.
Взаимодействие воспитателя и семьи – целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребёнка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решаются и проблемы воспитания детей.
В процессе взаимодействия с семьёй наше учреждение опирается на следующие принципы:
- Обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса.
- Организация совместного творчества воспитателей, детей и их родителей.
- Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьёй.
- Интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей.
Основой сотрудничества детского сада и семьи является общая цель:
создание благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения детей.
Эта цель направлена на решение следующих общих задач воспитания:
В работе с детьми:
- Воспитание уважительного, заботливого отношения к родителям;
- Формирование ответственности за свои поступки перед семьёй;
- Воспитание чувства гордости за семью, стремление поддерживать и развивать лучшие семейные традиции.
- Взаимодействия родителей с собственными детьми
В работе с родителями:
- Формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребёнка, о необходимости участия в воспитательно-образовательном процессе в детском саду и в группе;
- Формирование субъективной позиции родителей в работе детского сада и группы, при проведении различных форм работы с семьёй и детьми;
- Формирование психолого-педагогической культуры родителей;
- Развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми.
В работе с педагогами:
- Формирование понимания значимости сотрудничества детского сада с семьёй, роли педагогов в развитии гуманных, взаимоуважительных отношений между родителями и детьми;
- Формирование потребности и умения решать проблемы каждого ребёнка на основе совместного заинтересованного диалога с родителями;
- Освоение способов изучения семьи, диалоговых и сотруднических форм взаимодействия с родителями, форм организации совместной деятельности родителей и детей.
Организационно-управленческие задачи:
- Обеспечение проведения всех воспитательных мероприятий в детском саду и в группе с участием родителей;
- Обеспечение системы психолого-медико-педагогического просвещения родителей;
- Организация работы родительского комитета, поднятие его престижа и роли в решении вопросов жизнедеятельности коллектива детского сада.
Смысл педагогического взаимодействия семьи и детского сада - в создании условий для нормальной жизни ребёнка, для развития его индивидуальности в общем доме «детский сад-семья». Это взаимодействие осуществляется по следующим направлениям:
- Просвещение по вопросам психологии и педагогики.
- Формирование у родителей понимания принадлежности к дошкольному воспитательно-образовательному пространству.
- Диагностика.
- Коррекционная работа.
Для эффективного взаимодействия педагога с семьями воспитанников выработаны правила:
- Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если мы этим располагаем, то создаем необходимые условия для общения.
- Не беседовать с родителями второпях, на бегу; если не располагаете временем, лучше договориться о встречи в другой раз.
- Разговаривать с родителями спокойным тоном, избегая поучительных и назидательных интонаций – это вызывает негативную реакцию со стороны родителей.
- Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.
- Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.
- То, о чём родители вам поведали, недолжно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов.
- Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, ещё с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.
- Готовясь к встрече с семьёй ребёнка, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее.
- Каждая встреча с семьёй воспитанника должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ребёнка.
- Если воспитатель в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам.
- Если родители принимают активное участие в жизни детского сада и группы, их усилия должны быть отмечены воспитателем и администрацией детского сада.