Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Михайлова Ирина Владимировна

Организация: МАДОУ «Детский сад №12 «Ладушки»

Населенный пункт: Новгородская область, г. Старая Русса

Дошкольный возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Именно речевое развитие, его объём, и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Интерес к детской речи не ослабевает в течение многих лет. Большой вклад в разработку методики развития речи внесли: К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флёрина, А. Н. Гвоздев, А. П. Усова, О. И. Соловьева и многие другие. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Психолог и философ С. Л. Рубинштейн в труде “К психологии речи” писал: “Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому, что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам”. Выразительность он рассматривал как качественную характеристику речи, которая тесно связанна с проявлением индивидуальности человека. Соответственно использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.

Речь ребенка развивается постоянно в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Но как сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости? Эти вопросы поможет решить использование в педагогическом процессе театрализованных игр. Они пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Игра – дело серьезное, но и веселое то же. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.

Л.В. Артемова указывает, что «театрализованная деятельность оказывает позитивное влияние на развитие различных сторон речи дошкольника в силу двух причин: в театрализованной деятельности используются лучшие образцы художественного слова; естественная ситуация речевого общения активизирует словарь, совершенствует связную речь и грамматический строй речи».

Актуальность создания системы педагогических мероприятий по активизации словаря детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деятельность позволяет решить многие воспитательно-образовательные задачи.

Знакомясь с различными видами театра, а так же участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а, умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Театрализованная деятельность также позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогу оказывать позитивное влияние на детей.

Так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то проще всего содействовать развитию речи детей в процессе театрализованных игр. Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный текст. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Умело поставленные вопросы при подготовке к игре побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.

Цель работы: речевое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Я наметила следующие задачи, которые постаралась решить в процессе работы с детьми:

  • Вызывать интерес к театрализованной деятельности, желание выступать вместе с коллективом сверстников.
  • Создание естественной среды для развития фантазии, воображения, творчества, развитие коммуникативных навыков.
  • Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения и т.п.). Помогать в создании выразительных средств.
  • Способствовать тому, чтобы знания ребенка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности.
  • Учить согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру).
  • Учить выполнять движения и действия соответственно логике действий персонажей и с учетом места действия.
  • Вызывать желание произносить небольшие монологи и развернутые диалоги (в соответствии с сюжетом инсценировки).

Полностью разделяя общепринятые методические направления, свою работу я построила по следующим направлениям:

  • выявление уровня владения речевыми умениями и навыками по разным сторонам речевого развития;
  • создание условий, необходимых в работе по развитию коммуникативной сферы;
  • проведение системной работы по речевому развитию детей посредством театрализованной деятельности.

Как показали результаты исследования речевого развития детей, речь детей дошкольного возраста характеризуется низким уровнем развития (из 19 детей у 16,что составило 84,3%). Речь детей характеризуется бедностью словарного запаса, интонационной невыразительностью, замедленным темпом речи. Подавляющее большинство детей не могут отчетливо произносить слова и короткие фразы, не понимают обобщающие слова и противоположные значения слов. Трудности у детей возникают также при ответах на вопросы воспитателя по картинам, иллюстрациям, прочитанным литературным произведениям. Только у троих ребятишек присутствуют в речи разнообразные слова, обозначающие признаки и качества предметов, выраженные именами прилагательными, эти дети допускают неточности при употреблении слов, а также неточно употребляют в речи обобщающие слова.

Анализируя полученные данные можно судить, что 20% детей могут с помощью взрослого называть слова, обозначающие предмет, признаки и качества предмета, употреблять в речи обобщающие слова. Они активно участвуют в составлении совместного рассказа по схеме или же сюжетной картинке, заканчивают все предложения, начатые взрослым. 75% детей речь ситуативна, преобладает экспрессивное изложение. Эти дети не соотносят ответы с вопросами взрослого, повторяют за ним слова, демонстрируют непонимание задания. На основе полученных результатов диагностики следует отметить, что благополучными с точки зрения речевого развития являются лишь несколько детей, все же остальные нуждаются в коррекционной поддержке. В результате диагностики выяснилось, что только 23% детей проявляют способность вступать в разговор со взрослым, отвечать на поставленный вопрос и составлять рассказ из личного опыта. 66% детей общаются со взрослым, но не очень активно, затрудняются в выполнении описательного рассказа, словарный запас у них скуден. 11% детей вообще не изъявили желание вступать в контакт со взрослым. Все эти данные еще раз подчеркивают необходимость коррекционной работы с детьми, у которых наблюдается слабая речевая активность. Главная задача воспитателя – помочь этим детям перебороть стеснение, малоактивность, замкнутость, а также способствовать налаживанию контактов со взрослым, развить чувство уверенности в своих силах и обогатить их речь.

Для решения поставленных задач, я наметила методы и приемы, которые буду использовать в целях речевого развития:

  • Называние (или образец произношения) нового или трудного слова;
    • Вопросы;
    • Индивидуальные дидактические игры на развитие речи;
    • Прием речевой игры с продолжением;
  • Упражнения в подборе слова;
  • Словесные игры;
  • Обыгрывание с помощью кукол сюжетов из сказок и реальной жизни в детском саду;
  • Разыгрывание вместе с детьми воображаемых ситуаций.

Развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-либо роли. Для этого мною использовались:

  • Выбор детьми роли по своему желанию;
  • Назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;
  • Распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);
  • Проигрывание ролей в парах.

На своих занятиях я стараюсь заинтересовать детей содержанием поэтического произведения, которое будет использоваться для инсценировки, и для этого выразительно прочитываю его. Затем спрашиваю у детей, понравилось ли оно им или нет. Получив положительный ответ, предлагаю разыграть его в ролях.

Работая над ролью с детьми:

  • Даю художественное описание того места, где будет происходить действие инсценировки (лес, дом, дорога и т.п.), и вновь выразительно читаем поэтическое произведение, привлекая детей к проговариванию отдельных строк, которые им запомнились.
  • Вместе с детьми анализирую события, которые описаны в литературном произведении.
  • Распределяем роли
  • Рассуждаем по поводу внешнего вида персонажей, их поведения, отношения к другим персонажам и т.п.
  • Беседуем о том, что каждый образ, в котором детям предстоит действовать, должен быть неповторимым («Какая Машенька веселая или грустная? Как она выглядит?» и т.п.).

Если детям создать условия для самостоятельных театрализованных игр, они смогут подражать игровым образам, общаясь друг с другом. Таковы исходные теоретические положения.

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка:

  • от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;
  • от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли;
  • от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации.

Ступени работы следующие:

  • Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись, потянулись, бабочки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
  • Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; лисичка увидела зайчика, стала осторожно к нему подкрадываться).
  • Игра-имитация образов знакомых сказочных персонажей (лягушка прискакала к теремку, неуклюжий медведь убегает от собак).
  • Игра-импровизация под музыку («Птички летают», «Снежинки кружатся на ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).
  • Бессловесная игpa - импровизация с одним персонажем, но текстом стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Козлик», «Заинька, попляши...», «Утром дед», А. Барто «Наша Таня»).
  • Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель («Два веселых гуся»; «Мыши водят хоровод»; Н. Павлова «На машине», В. Чарушин «Утка с утятами»).
  • Ролевой диалог героев сказок («Теремок», «Заюшкина избушка», В. Сутеев «Под грибом»).
  • Инсценирование фрагментов сказок о животных («Рукавичка», «Кот, петух и лиса»).
  • Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).

Так как, важное место в педагогическом процессе речевого развития детей мною отводится театрализованной деятельности, в группе я создала соответствующую предметно-развивающую среду. В ходе организации группового пространства мною созданы разные виды театра (настольный, теневой, пальчиковый, би-ба-бо, театр картинок и т.д.) В распоряжении детей наборы кукол (пальчиковые и плоскостные фигуры, куклы-марионетки, варежковые, перчаточные, платковые куклы, резиновые игрушки, гонзики) для разыгрывания сюжетов. В группе имеются коврограф, фланелеграф, ширмы настольная и напольная, готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы, маски-шапочки, образные фартучки, нагрудные знаки-эмблемы, медальки, аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, игрушки – шумелки, музыкальные игрушки.

Успех работы зависит от тесной взаимосвязи воспитателей и родителей. Задачи такого взаимодействия я вижу следующие:

  • объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого воспитанника группы;
  • сформировать у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним;
  • уметь правильно реагировать на проблемы и достижения своего ребенка.

Поэтому важно сделать родителей не только союзниками, но и грамотными помощниками. Для этого в группе мною проводилась следующая работа:

  • индивидуальные встречи с родителями.

Их я выстраивала в процессе общения с каждой семьей в течение всего года. Проводилось анкетирование родителей «Особенности вашего ребенка». Прослеживалась динамика речевого развития каждого ребенка, обмен впечатлениями и наблюдениями, рекомендации и задания для ребенка.

  • участие родителей в семинарах по обмену опытом.

На таких семинарах родители имели возможность познакомиться с играми, в которые могут поиграть с ребенком дома, пальчиковые игры, игры со сказкой. А впоследствии сами поделиться накопление опытом.

  • участие родителей в речевых традициях группы.

«Копилка слов». Традиция направлена на расширение, закрепление, активизацию словаря.

«Я дарю тебе словечко». Говорить одному имениннику ласковые слова, которые подбирают с родителями дома.

  • подбор литературы по вопросам речевого развития.
  • оформление стенда «Поговорим серьезно».

Такое взаимодействие значительно повышает эффективность работы, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии ребенка.

В ходе реализации деятельности по речевому развитию детей значительное место отводилось мною индивидуальной работе с детьми, в ходе которой я стремилась показать свою заинтересованность, доброжелательность в каждом, без исключения ребенке. Особое значение имела такая работа в отношении малоактивных, неразговорчивых, замкнутых детишек.

Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:

  • предложенная система разработана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста, объема информации, которая может быть ими воспринята;
  • отмечается положительная реакция и эмоциональный отклик детей на театрализованную деятельность;
  • возросла речевая активность детей;
  • удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагога с родителями.

Повторно проведённая диагностика показывает положительные результаты: малыши, ранее плохо владевшие речью, стали больше говорить со взрослыми, охотнее общаются со сверстниками. А по свидетельству родителей все дети с удовольствием дома рассказывают знакомые стихи и потешки, инсценируют сюжеты из знакомых сказок, озвучивают игрушки, любят рассматривать книжки с картинками.

Таким образом, в результате проведенной работы у детей значительно повысился уровень речевого развития. В ходе освоения театрализованной деятельности происходило совершенствование речи, непринужденно и легко активизировался словарный запас у детей, происходило становление интонационной и звуковой структуры речи. Дети освоили простейшие навыки разговорной речи, научились выражать свои мысли простыми и сложными предложениями, а также научились составлению связных высказываний описательного и повествовательного характера. Стоит отметить, что в театрализованную игру включались все дети, речевую активность стали проявлять и неразговорчивые, малоактивные дети.

Игры-драматизации позволяют решать одновременно несколько задач: развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности, созданию атмосферы творчества, социально-эмоциональному развитию детей.

 

Список литературы:

  1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой Москва «Мозаика – синтез» 2010 г.
  2. А Е Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду», Москва 2003 г.
  3. Л. В. Артёмова «Театрализованные игры дошкольников», Москва» Просвещение» 1991 г.
  4. М. Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду», Москва, 2001 г.
  5. О. А. Шорохова «Играем в сказку», М «Творческий центр» 2007г.
  6. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 56 с.
  7. Диагностика речевого развития дошкольников: Научно-методическое пособие / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Изд. РАО, 1997. – 136 с.
  8. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам: Театр картинок. Театр игр. Театр петрушек: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей. – СПб.: 2003.

 

Опубликовано: 18.10.2017