Формирование основ гражданственности и правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Гибанова Вера Викторовна

Организация: МБДОУ г. Иркутска детский сад № 151

Населенный пункт: Иркутская область, г. Иркутск

Образование в современном мире выступает важным фактором государственной безопасности и социальной стабильности. В Национальной доктрине образования, Федеральной программе развития образования, Законе РФ «Об образовании», ФГОС ДО и других нормативных актах, регламентирующих процессы управления образовательной системой, в числе ведущих закономерно выдвигается задача демократизации образования, без решения которой невозможно построение и развитие гражданского общества, создание условий для всестороннего личностного развития. В связи с принятием федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования изменились требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования возросла потребность обновления и создания социально-педагогических программ и проектов, направленных на формирование гражданственности как общенациональной ценности.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка сложный педагогический процесс, в основе которого лежит воспитание нравственных чувств. С отношение к семье у ребенка начинается чувство Родины. Всё что видит перед собой ребенок, все, что его восхищает и удивляет - это и есть Родина. Огромную роль в социальном становлении дошкольника играют детское восприятие и впечатления, которые находят отклик в душе ребенка. Патриотизм связан с духовным миром человека. Воспитание гражданственности и любви к Родине выступает одним из основных принципов государственной политики в области образования.

Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, современных образовательных технологий, направленных на социализацию, охрану и укрепление здоровья детей, развитие и поддержку детской познавательной и творческой инициативы, поликультурное и инклюзивное образование и многое другое познакомило дошкольное педагогическое сообщество с мировым опытом, привело к интенсивному поиску собственных решений, реализации удачных практик. В условиях социальной нестабильности, обострения национальных отношений, утраты духовной ориентации важной становится роль детских образовательных учреждений, как гаранта гражданственности и общественной нравственности.

Период дошкольного детства – это самый ответственный период, поскольку определяются основы гражданственности, нравственности, духовности, формируются социальные установки, отношение к себе, людям, обществу.

На период с 2015 по 2020 г. Программой развития нашего учреждения педагогами МБДОУ г. Иркутска детского сада № 151 была поставлена цель: обеспечение повышения качества дошкольного образования посредством создания психолого – педагогических условий, обеспечивающих эффективное социальное становление детей дошкольного возраста. Одна из задач, которую необходимо решить в процессе работы является формирование гражданственности у детей старшего дошкольного возраста и предусматривает: согласование программ по воспитанию основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образования; создание предметно-развивающей среды, способствующей воспитанию гражданских качеств дошкольника, включающей литературную библиотеку произведений художественно-гражданского содержания, актуализацию в играх гражданской направленности; приобщение детей к наследию родного города.

Процесс воспитания основ гражданственности у старших дошкольников представляет собой ряд последовательных блоков:

1 блок – подготовительный. Его цель состояла в формировании у детей интереса к родному городу, гражданским правам, обязанностям, людям разных национальностей.

2 блок – репродуктивно-поисковый. Цель заключалась в уточнении, систематизации, обобщении и углублении представлений детей, полученных на 1 этапе.

3 блок – репродуктивно-творческий. Его целью являлось закрепление полученных представлений в повседневной деятельности, в формировании умений применять их в самостоятельной деятельности, оценивать поступки.

Первый содержательный блок «Права гражданина» предполагал решение следующей задачи: обогатить представления детей о гражданских правах. Осуществление этой задачи решалось в процессе проведения серии занятий под общим названием «Маленьким детям – большие права»», оформления группового уголка «Наши права», «Твои права, человек», занятий в игровой форме «Назови правильно», чтения литературы и ее обыгрывания, а также в повседневной свободной деятельности. Чтобы облегчить осмысление новых, мало известных слов и понятий мы составили «Толковый словарь для детей» с учетом возрастных особенностей дошкольников. Кульминационным моментом данного блока стал праздник «Маленькие дети с большими правами».

Второй содержательный блок «Юные патриоты» предполагает решение следующей задачи: систематизировать представления детей о Родине, родном крае, городе. Данная задача решалась в процессе реализации учебно-методического комплекта «Ребенок познает малую Родину – город Иркутск», автор: Е.А. Барбакова, 2013 г. серии занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр, проблемных ситуаций, экскурсий по городу и в краеведческий музей, чтения художественной литературы по данной теме, рассматривания иллюстраций и фотографий с изображением достопримечательностей.

Задачей третьего содержательного блока было обогащение представлений детей старшего дошкольного возраста о людях разных национальностей. Это осуществлялось на занятиях «Мы дети разных национальностей», «О народах нашей страны», «О стране, где мы живем и о наших соседях», «Мы жители планеты Земля», чтении художественных произведений, викторины «Узнай героя» (по сказкам), разучивания игр разных народов, выставок прикладного искусства. Итогом работы в данном блоке стал концерт «Народные таланты».

Четвертый содержательный блок направлен на решение следующей задачи: обогащение представлений детей об обязанностях. Был проведен цикл занятий «Моя семья», «Будем в армии служить», «Веселый этикет», «Зачем люди трудятся?». Интересным стало занятие «Мы трудимся, значит помогаем!». Цель данного занятия– показать детям, как они своей трудовой деятельностью могут помочь семье, природе, родному городу.

Мы считаем, что реализация поставленных выше задач позволит достичь цель, т.к. выполнение каждой из задач несет с собой определенный вклад в воспитание основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в учреждениях дошкольного образования.

При выделении компонентов основ гражданственности мы учитываем особенности детей старшего дошкольного возраста: ведущей деятельностью является игра, формируется устойчивая структура мотивов (игровые, познавательные, соревновательные, нравственные и др.), зарождаются новые социальные потребности, происходит формирование самосознания, произвольность поведения и возникновение воли как способности к управлению поведением.

Работа нашим коллективом на данной темой показала значимость полученных результатов, однако, она не исчерпывает всех аспектов содержания рассматриваемой проблемы и требует дальнейшей работы в следующих направлениях: рассмотрение преемственных связей дошкольного с начальной школой в формировании ключевых компетенций; разработка игровых занятий, которые обеспечивают эффективность процесса воспитания основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста, а как следствие успешное социальное становление личности ребенка.

 

Опубликовано: 26.06.2017