Преемственность детского сада и школы в коррекционной работе по развитию речи детей

Конференция: Коррекционная работа в ДОУ

Автор: Кислякова Наталья Рудольфовна

Организация: МДОУ № 14

Населенный пункт: Ивановская область, г. Шуя

Между дошкольным и начальным образованием Проблема преемственности всегда была актуальна во все времена. В настоящее время, в системе отечественного образования и науки накоплены: и практический опыт, и многочисленные теоретические исследования в построении преемственности. Это труды Усовой А. П., Ананьева Б. Г., Запорожца А. В.

Что такое преемственность с точки зрения дошкольного образования – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения. Другими словами, вся дошкольная жизнь ребёнка – это и есть его подготовка к школе.

Что такое преемственность с позиции школы – это опора на те, знания, навыки и умения, которые имеются у ребёнка. Пройденный материал осмысливается на более высоком уровне. Другими словами, организация работы в школе должна происходить с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребёнка.

Итак, преемственность детского образовательного учреждения и школы - предусматривает связующее звено между различными ступенями развития. Непрерывный процесс развития, осуществляется в воспитании и обучении ребенка, имеющего общие и специфические цели для каждого возрастного периода.

По мнению психологов, на успеваемость в школе влияют более 200 факторов, но существует главный фактор, стоящий на первом месте и воздействие которого на успеваемость неоспоримо. Этот фактор – уровень развития устной и письменной речи ребенка. Ведь именно речь является средством получения и выражения знаний. Как показывает практика, свыше 30% детей, поступающих в школу, имеют нарушения речи.

Учителей - логопедов дошкольного и школьного звена беспокоит период адаптации детей - логопатов. Мы понимаем, что без специально организованной систематической помощи учителя - логопеда в дошкольном, а затем и в начальном школьном звене, периоде обучения, дети с нарушениями речи не смогут в срок и в полном объеме овладеть навыками письма и чтения. А это в свою очередь сделает невозможными для них дальнейшее полноценное обучение и общение с социумом. Неясная, малопонятная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает весьма весомый отпечаток на его характер.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь, тем легче ребенку высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, его поведение.

Для того, чтобы осуществить комплексный подход в коррекционно развивающей работе с детьми – логопатами, имеющими речевые нарушения, необходима действенная преемственность в работе двух очень важных звеньев – дошкольной и школьной служб логопедической помощи. На важность данной связи указывают авторы: Ю. Ф. Гаркуша, М. Ф. Фомичева, Н. Л. Крылова.

Новые условия предъявляют высокие требования к интеллектуальному развитию детей и к их личностным особенностям. Возникает проблема адаптации ребенка к процессу обучения, но уже имеющаяся информация о его развитии на протяжении обучения и воспитания в ДОУ позволяет не только прогнозировать трудности, но и заблаговременно устранять их.

Определяя ряд вопросов о проблемах преемственности в работе дошкольных образовательных учреждений и школы, следует особо подчеркнуть необходимость и возможность более тщательной и глубокой подготовки к обучению чтению и письму в дошкольном и младшем школьном возрасте детей с нарушениями речи. А именно на развитие мелкой моторики пальцев рук и пространственных представлений.

Прежде всего, это связано с тем, что гораздо проще создавать предпосылки к обучению грамоте (чтению) и графическим навыкам, чем осуществлять впоследствии коррекцию уже закрепившихся речевых нарушений и возникающих на их основе патологических особенностей развития личности.

Следует отметить, что в силу психофизиологических особенностей детей с нарушениями речи, характерен более длительный период формирования и, следовательно, успешность обучения будет определяться его протяженностью. Увеличить же время возможно за счет более раннего начала профилактической работы. В группе компенсирующей направленности я работаю с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи. Передо мной встают задачи: обеспечить систему средств и условий для устранения у детей речевых недостатков; устранить дефекты звукопроизношения и развить фонематический слух; развить навыки звукового анализа и синтеза, формировать навык чтения; уточнить расширить и обогатить лексический словарный запас; формировать грамматический строй речи; развивать связную речь.

В непрерывной образовательной деятельности в дошкольном возрасте необходимо использовать большое количество игр и игровых упражнений, так как ведущим видом деятельности является именно игра. Я включаю в непрерывную образовательную деятельность игры направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук и пространственных представлений. Таких игр много и вы их знаете. Замечательные результаты я наблюдаю при автоматизации звуков и формировании пространственных представлений, используя игры с шариком Су-джок и эластичными колечками; при выполнении артикуляционной гимнастики включаем в работу руки, так называемая сопряжённая гимнастика – содружественные движения кисти руки и языка; при развитии фонематического слуха, обучении грамоте применяю счётные палочки, верёвочки и шнурочки, фишки (фишки могут быть разнообразные, в виде камушков, пробок, листочков, но трёх цветов: красного, синего и зелёного); в физкультминутку включаю расслабляющий самомассаж кистей и пальцев рук; при развитии связной речи играем в игру «Собери картину и расскажи свою сказку или историю» (из камушков, ракушек, разнообразных фигурок).

И конечно же, обязательно отсутствует система оценок, достижений ребенка, а присутствует поощрение деятельности ребёнка. В своей работе я стараюсь находить слова поддержки, чаще хвалю ребёнка за его терпение, настойчивость, усидчивость, аккуратность и т.д. Никогда не подчёркиваю его слабости в сравнении с другими детьми, тем самым формирую у него уверенность в своих силах. Это позволяет гораздо эффективнее развивать интерес к непрерывной образовательной деятельности и не допускать формирование негативных отклонений в развитии личности ребенка.

У дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) и общим недоразвитием речи (ОНР) возникают трудности в чтении и письме потому, что их развитие отличается от понятия «норма».

У таких ребятишек в первую очередь страдает речевая готовность к овладению письменной речью, в связи с несформированностью устной речи. А мы знаем, что письменная речь, является вторичной по отношению к устной речи. И формируется письменная речь на основе устной речи, что предопределяет низкий уровень овладения письменным языком.

Ежегодно выпускная территориальная психолого – медико - педагогическая комиссия даёт рекомендации по созданию условий обучения. После получения заключения ТПМПК, психолого - педагогический консилиум ДОУ реализует адаптированную образовательную программу для конкретного ребенка либо только коррекционно - развивающую часть ООП. Я, как учитель – логопед, принимаю непосредственное участие в реализации коррекционно – обучающего процесса. В этом году возобновлена передача сопровождающих документов по детям, нуждающимся в АООП. Учителя - логопеды ДОУ информируют учителей - логопедов школы о поступлении детей с нарушениями речи. В свою очередь, учителям - логопедам и учителям начальной школы можно осуществлять более раннее знакомство со своим будущими учениками, для того, чтобы знать индивидуальные особенности детей со сложными нарушениями речи. Все это будет способствовать решению проблемы преемственности логопедов ДОУ и школы в обучении детей с нарушениями речи.

Очень часто такие дети, в 1- ом классе, возвращаются к некоторым прежним дефектам речи. Происходит это в силу присутствия определенных факторов: прежде всего, это безразличное отношение к состоянию речи ребёнка в семье; безответственность, неорганизованность самого ребенка, частые пропуски во время посещения учебного процесса. И, на мой взгляд, очень серьезной причиной возврата речевого дефекта является требование в увеличении количества прочитанных слов во время отработки техники чтения.

Там, где ребенку следует сделать паузу, необходимую для правильного произношения, он должен читать текст быстрее - отсюда неправильное произношение звука, ребенок произносит так, как ему легче, возвращается к искажённому, произношению отдельных фонем.

В заключение, мне хотелось бы напомнить о том, что по определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития и зовётся она «Детством». А детство даётся только раз в жизни. «Воспитатель детского сада, учитель начальных классов, учитель - логопед детского сада и школы так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – Педагог». Только при тесном взаимодействии детского сада и школы может быть успешно решена проблема преемственности. Выиграют от этого все, особенно наши дети. А ради детей можно найти и время, и силы, и средства для решения задач проблемы преемственности.

 

 

Литература:

  1. Н. В. Микляевой. «Детский сад и школа будущего: основы сотрудничества и партнёрства». – М., 2011.
  2. С. Должикова, Г.М. Федосимов, Н.Н. Кулинич, И.П. Ищенко «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей ДОУ и начальной школе».
  3. Е. П. Арнаутова, Г.Г.Зубова «Преемственные связиДОУ, школы и родителей будущих первоклассников».– М., 2006.
  4. В. А. Доскин «Здоровье ребенка и его готовность к школе».

 

 

Опубликовано: 12.05.2017