Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО
Конференция: Коррекционная работа в ДОУ
Автор: Родюкова Наталья Валерьевна
Организация: МБДОУ «Детский сад №10 «Малыш»
Населенный пункт: Тамбовская область, г. Мичуринск
В системе дошкольного образования России за последние годы произошли большие изменения.
Особым документом считается федеральный образовательный стандарт дошкольного образования, который гарантирует «…получение без дискриминации качественного дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья…» и обязывает учреждение создать «… необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития…» (3, с.18)
Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
Среди таких воспитанников есть дети с нарушениями речи. А именно: дислалия, стёртая дизартрия, закрытая ринолалия, нарушения лексико-грамматического строя, нарушения фонематического восприятия. В связи с этими нарушениями дошкольники затрудняются общаться друг с другом. Многие сверстники просто не понимают речь, обращенную к ним. Это приводит к раздражительности, ребенок порой просто уходит в себя.
С этой проблемой педагоги сталкиваются уже с младшего возраста. В связи с увеличением числа детей с нарушениями речи, каждым годом увеличивается актуальность проблемы коррекционной работы.
Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в нашем детском саду строится на взаимодействии со следующими специалистами: учитель – логопед, медсестра, музыкальный руководитель.
Логопедическое обследование заключается в выявлении уровня устной речи, уровня активного словаря, грамматического строя, сформированности слоговой структуры слова, фонематических процессов и выявлении объема выполнения артикуляционных упражнений.
наблюдение помогает выявить навыки самообслуживания, выявить средства общения, использование жестов в речи, уровень развития деятельности и запас знаний об окружающем мире.
Медицинский работник ведет работу по сбору анамнестических данных, направляет на консультацию и лечение к медицинским специалистам, контролирует своевременное прохождение назначенного лечения или профилактических мероприятий, участвует в составлении индивидуального образовательного маршрута.
Воспитатель организует комфортабельную обстановку в группе, насыщает пространство разнообразными предметами и игровым материалом, тем самым осуществляет предметно-практическую деятельность для детей.
Так же совместно с учителем-логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений, а также познавательных психических процессов. Однако, воспитатель должен не только знать характер этих нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них. Для более качественной работы учитель-логопед проводит консультации и беседы по поводу вставки в занятия логопедических элементов (самомассаж, артикуляционные упражнения и т.д).
Перед специалистами нашего учреждения стоит главная задача – помочь этим детям для дальнейшего обучения в школе.
Дети с нарушениями речи воспитываются в группе вместе с нормально говорящими детьми. Образовательный процесс осуществляется с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Вместе, проживая дошкольное детство, дети социально адаптируются в среде сверстников, адекватно принимают собственные особенности.
В начале учебного года (первые две недели сентября) учитель-логопед проводит диагностику речевого развития детей старшего дошкольного возраста. На психолого–медико–педагогическом консилиуме (ПМПк), по результатам диагностики выявляются дети с нарушениями речевого развития.
- Комиссией принимается решение о направлении ребенка на ТПМПК в целях проведения комплексного обследования и подготовки рекомендаций по организации воспитания и обучения детей в дошкольном учреждении.
- На основании рекомендаций ТПМПК учитель - логопед совместно со старшим воспитателем, разрабатывают адаптированную образовательную программу.
- Педагоги и специалисты образовательного учреждения осуществляют реализацию этой программы и ведут динамическое наблюдение за развитием ребенка.
Таким образом, согласованность действий педагогов учреждения позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.
Одним из важнейших условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые недостатки, является работа с родителями. Участие родителей в воспитательно - образовательном процессе способствует созданию атмосферы близкой к домашней, что позволяет раскрепощаться ребенку и успешней бороться с недостатками речи. семья — ее терпение и влияние, совместные, объединенные усилия родителей и педагогов играют важную роль в психолого-педагогическом сопровождении детей с нарушениями речи. Поэтому одним из актуальных методов является повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования. Совместно с семьями воспитанников педагоги готовят и проводят театрализованные представления, зрителями которых являются дети младшего возраста.
Еще одним важным звеном по сопровождению детей с ОВЗ является активная позиция родителя. Работа с родителями, как активными участниками образовательного процесса, включает в себя: знакомство с результатами обследования, особенностями и возможностями ребенка с ОВЗ, посещение занятий, проведение консультаций по определению и преодолению трудностей в усвоении общей образовательной программы детьми или их социальной адаптации к условиям детского сада.
В моей работе взаимодействие строится по принципу взаимного доверия и уважения, взаимной поддержке и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Взаимодействие включает в себя:
- Индивидуальный подход;
- Доброжелательный стиль общения;
- Сотрудничество;
- Серьезная подготовка;
- Динамичность форм общения.
Работу по взаимодействию ДОО с семьями необходимо начинать со сбора данных путем анкетирования и бесед. Работая в данном направлении важно учитывать интерес и потребности родителей в той или иной информации. Взаимодействие ДОО и семьи включает в себя заинтересованность обеих сторон в изучении личности ребенка с ОВЗ, в раскрытии и развитии в нем скрытого потенциала.
Информационные источники:
- Майер А.А. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ: методическое пособие / А.А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2012. 128с.
- Скоролупова О.А., Лобанова Т.И. «ФГОС дошкольного образования. Особенности построения образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях» Просвещение, 2014 г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного Образования. - М.: Центр педагогического образования, 2014.
- http://nsportal.ru/