Дидактические основы использования театрально- игровой деятельности в образовательном процессе

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Сайфетдинова Татьяна Юрьевна

Организация: МБДОУ «Детский сад №63»

Населенный пункт: Республика Коми, г. Воркута

Значение и специфика театрализованных игр заключаются в сопереживании, познавательности, воздействии художественного образа на личность. Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные:

  • с художественным образованием и воспитанием детей;
  • формированием эстетического вкуса;
  • нравственным воспитанием;
  • развитием коммуникативных качеств личности;
  • воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;
  • созданием положительного эмоционального настроя, снятием -напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Это возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном[1] . Театрализованная игра - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей.

Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

Нравственно-эстетическое воспитание детей средствами театрализованных игр способствует ознакомлению с его выразительным языком, закладывающим основу для формирования навыков восприятия, понимания и истолкования действий, из которых складываются нравственные основы, представления, поступки человека; формированием навыков взаимного общения, коллективной работы, которые изучает театральная педагогика.

Театрализованная игра как один из видов игр является эффективным средством и социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам.

Театрализованные игры также позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.

Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Совместная театрально-игровая деятельность - уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки. Играя вместе со взрослыми дети овладевают ценными навыками общения.

Театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. Педагоги используют ее в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще всего как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни - достаточно бессистемно, эпизодически, по своему усмотрению, зачастую, для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее. Тем не менее, этот вид деятельности таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка, которые в той или иной мере решаются сегодня в процессе организованного обучения[2].

В сфере познавательного развития:

  • развитие разносторонних представлений о действительности
  • наблюдение за явлениями природы, поведением животных
  • обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития пространственных представлений, творчества, интеллектуальной инициативы
  • развитие памяти, предвосхищающего воображения, обучение умению планировать свои действия для достижения результата

В сфере социального развития:

  • формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности
  • воспитание культуры познания взрослых и детей
  • воспитание эстетически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе
  • развитие эмоций

В сфере речевого развития:

  • содействие развитию монологической и диалогической речи
  • обогащение словаря, образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов
  • овладение выразительными средствами общения

В сфере эстетического развития:

  • приобщение к высокохудожественной литературе
  • развитие таких форм воображения, в основе которых лежит интерпретация литературного образа
  • приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов
  • создание выразительного художественного образа
  • развитие пространственного воображения как основы проектного мышления, творческого замысла, прогнозирование результата
  • организация коллективной работы при создании многофигурных сюжетных композиций
  • обучение самостоятельному нахождению приемов изображения, материалов

В сфере развития движений:

  • согласование действий и сопровождающей их речи
  • развитие умения воплощать в творческом движении настроение, характер, и процесс развития образа
  • поддержка становления музыкально-двигательной импровизации в этюдах, выразительного исполнения основных видов движений.

Каким образом эти задачи можно решить в рамках театрализованной деятельности?

  • познакомить с разными типами театров
  • поставить спектакли разных жанров, где дети актеры, декораторы, гримеры, осветители
  • организовать сцену
  • создать костюмы - на занятиях по ручному труду
  • работать над каждым спектаклем не менее 2 месяцев

Общая система организации работы:

  • знакомство с театром данного жанра
  • знакомство с текстом художественного произведения
  • освоение выразительных средств передачи образа
  • изготовление макетов, атрибутов, декораций
  • проигрывание содержания на макете
  • организация театральной постановки

За счет переноса ряда задач развития в естественную и привлекательную для детей деятельность происходит снижение учебной нагрузки в организованном обучении, дети заинтересованы в собственном продвижении, проявляют любознательность и активность, и следствие этого эффективность организации воспитательно-образовательного процесса.

Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:

  • просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
  • игры-драматизации;
  • упражнения для социально-эмоционального развития детей;
  • коррекционно-развивающие игры; упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
  • задания для развития речевой интонационной выразительности;
  • игры-превращения (« учись владеть своим телом»), образные упражнения;
  • упражнения на развитие детской пластики;
  • ритмические минутки (логоритмика);
  • пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения;
  • упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
  • театральные этюды;
  • отдельные упражнения по этике во время драматизаций ;
  • подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
  • знакомство не только с текстом сказки, но и средствами ее драматизации - жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями (реквизит), мизансценой и т.д.

Задачи театрализованной деятельности по развитию речи.

Средняя группа.

Пополнять и активизировать словарь детей. Формировать умение определять и называть местоположение театральных персонажей, предметов, декораций, характеризовать душевное состояние и настроение персонажей театрального спектакля. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков. Совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний. Формировать интонацию и выразительность речи. Развивать диалогическую речь детей в процессе театрально-игровой деятельности.

Старшая группа.

Продолжать обогащать и активизировать словарь детей, употребляя в речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги; закреплять правильное произношение всех звуков. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Продолжать учить детей пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок. Развивать диалогическую и монологическую речь, ее форму. Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки без помощи взрослого.

Подготовительная группа.

Продолжать активизировать и уточнять словарь детей. Расширять словарный запас, обозначающий названия предметов, действий, признаков. Закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию, продолжать работать над интонационной выразительностью речи. Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи. Воспитывать культуру речевого общения.

Одним из условий успешного освоения детьми театрализованной деятельности, совершенствования речи является эффективное взаимодействие воспитателя с родителями. Именно в семейных условиях можно уделить ребенку достаточное внимание в зависимости от особенностей его развития, склонностей, читательских интересов и др. С мамой можно послушать сказку в исполнении мастеров художественного чтения, рассмотреть иллюстрации к литературному произведению, обсудить сказочный персонаж.

В целом, использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи, активизации словаря, грамматического строя, диалогической и монологической речи, совершенствования звуковой стороны и социально-эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении ряда условий: единства социально-эмоционального и когнитивного развития; насыщении этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием; постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности; наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми; совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).

Таким образом, театрализованная деятельность является эффективным средством в речевом развитии ребёнка дошкольника: активизации и совершенствовании словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, навыков связной речи, темпа, выразительности речи. А участие детей в театрализованных играх доставляет им радость и вызывает активный интерес.

Итак, в результате проведенного нами теоретического исследования, мы пришли к ряду выводов:

  1. К творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением.
  2. Среди условий, благоприятных для развития театрализованных игр, нужно назвать следующие: с раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него. Необходимо воспитывать у детей интерес к драматизации, театральной деятельности.
  3. Развитие театрализованных игр зависит от содержания и методики художественного воспитания детей в целом, а также от уровня образовательной работы в группе. Главный акцент в педагогическом руководстве театрализованными играми делается не на самом процессе игры, а на ее подготовительном этапе.
  4. Главная цель педагогического руководства - будить воображение ребенка, создавать условия для того, чтобы как можно больше изобретательности, творчества проявили сами дети, именно в данном процессе у дошкольников начинают формироваться и знаковые обозначения тех или иных предметов и действий в игре. Отсюда, у ребенка возникает не только потребность в назывании объектов, но и в составлении связного текста, то есть нужно передать некий замысел, который также есть не только в театрализованных играх, как мы увидели выше, но и в произведениях литературы, сказках и в простом изложении каких – то явлений или событий окружающего мира.

Следовательно, театрализованная игра открывает большие возможности для развития связной речи детей дошкольного возраста.

В процессе театрально-игровой деятельности можно развивать речь детей старшего дошкольного возраста. Дети разучивают и запоминают тексты тренингов, ролей. Подобная работа заставляет их размышлять, анализировать мотивы поведения героев, логику их поступков. Умело поставленные вопросы педагога помогают дошкольникам думать, приходить к определенным выводам и обобщениям. Во время репетиционной и тренировочной работы не только активизируется словарь, совершенствуется культура речи, расширяется ее диапазон, улучшается интонационный строй, гибкость и выразительность произнесения монологов. В разговорах со взрослыми и сверстниками в процессе театральной деятельности вырабатывается практика диалога.

 

 

Список используемой литературы

  1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В. И. Яшина - М.: Академия, 2006. – 4 00с.- ISBN 5 – 7695 – 0029 – 8
  2. Акулова, О. Театрализованные игры [Текст]// Дошкольное воспитание – 2005. - №4. – 24с.
  3. Антипина, А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст] / А.Е. Антипина - М.: Просвещение, 2006. – 342с. – ISBN 5 – 8 9144 – 3 29 – 5
  4. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] / Л.В. Артемова М.:Просвещение,1991. – 127с.
  5. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. - 2001. - №2.
  6. Фурмина Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх // Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М., 1972.
  7. Мигунова, Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду / Е. В. Мигунова. – НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006. – 126 с.
 

[1] Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. - 2001. - №2.

 

[2] Фурмина Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх // Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М., 1972.

 

Опубликовано: 23.03.2017