Развитие игровой деятельности в условиях ФГОС ДО

Конференция: Развитие игровой деятельности в условиях ФГОС ДО

Автор: Головкова Ирина Николаевна

Организация: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5 «Колосок»

Населенный пункт: Красноярский край, г. Канск

В условиях реализации ФГОС обучения детей производится в игре, т.к. игра составляет основное содержание жизни ребёнка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребёнка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребёнок рос здоровым, жизнерадостным и крепким.

Игры — непременные спутники жизни детей в семье, в дошкольном учреждении. Дети дошкольного возраста играют в самые разнообразные игры: подвижные, дидактические, творческие-ролевые, строительные, игры-драматизации, музыкальные. Для педагога эти многообразные игры представляют собой важное средство всестороннего развития и воспитания ребёнка.

В нашем ДОУ игры детей происходят в различных центрах активности, содержащих совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разносторонне развитие детей по основным направлениям: физическим, социально-личностном, познавательно-речевом и художественно-эстетическом. Все центры активности созданы нами с учётом интеграции содержащихся в них образовательных областей. Большое значение имеют подвижные игры. Они формируют у детей познавательные процессы, развивают умения подчиняться правилам, совершенствуют основные движения.

В физическом направлении развития детей нами создана зона двигательной активности, центр сохранения здоровья ребёнка: «Ай, болит», в которых интегрируются образовательные области. Физическая культура, безопасность, здоровье. Интеграция этих центров направлена на удовлетворение потребностей детей в двигательной активности. С помощью различных подвижных игр дети знакомятся и усовершенствуют в играх спортивный инвентарь. Эти игры мы организуем сами и проводим непосредственно под своим руководством утром, на прогулке, после дневного сна. Общеразвивающие упражнения в игровой форме проводим во время утренней гимнастики. Играем с небольшими подгруппами и даже индивидуально.

В подвижных играх формируются стремление быть полезным окружающим взрослым, сверстникам, ответственность за порученное дело, результат которого важен для окружающих. Усложнение деятельности и обогащение опыта влияют на развитие всех психических процессов: внимание приобретает более устойчивый характер, начинают развиваться процессы преднамеренного запоминания, совершенствуется зрительное, слуховое, осязательное восприятие.

Так как игры для детей дошкольного возраста являются средством социальной и физической адаптации, они должны быть, с одной стороны, подвижными, с другой – вызывать живой интерес, развивать смекалку и сообразительность. С помощью игр ребёнок овладевает полезными для него двигательными действиями и упражняется в них. Подвижные игры привлекают детей возможностью применять свои знания и умения для решения конкретной двигательной задачи в условиях меняющейся игровой обстановки. В процессе подвижных игр, особенно с элементами соревнований, развиваются и совершенствуются сила, ловкость, быстрота, выносливость.

Игры помогают развивать у детей умения согласовать свои действия с действиями товарищей, подчинять личные интересы интересам коллектива, воспитывают сдержанность, самообладание, чувство ответственности за успех звена, команды.

Обязательность выполнения правил подвижной игры дисциплинирует ребят, воспитывает волю. Необходимость самостоятельного выбора способа действия для достижения игровой цели стимулирует появления самостоятельности, инициативы. Большинство подвижных игр имеют познавательное значение, так как связаны с подражанием животным, птицам, воспроизведением реальных действий людей.

В подвижных играх имеется широкая возможность общения воспитателя с детьми: воспитатель рассказывает содержание игры, её правила, дети узнают значения новых слов. Активизации речевого общения способствуют также игры с текстом и пением. В играх следует стремиться к развитию положительных эмоций: чувство радости, удовольствия, бодрости, желания выручить товарища, проявить выдумку. Индивидуальный подход должен помочь каждому развить свои способности и проявить их в движениях, наиболее соответствующих возможностям детей.

Особенно полезны игры и развлечения на открытом воздухе.

Можно условно разделить детей на три группы – большой, средней и малой подвижности.

Чаще всего подвижные игры используются в целях двигательной активизации детей. Незначительная усталость, вызываемая участием в подвижной игре, полезна: систематически повторяясь, она способствует приспособлению организма к повышенной физической нагрузке, увеличению работоспособности. Но так как эти игры эмоциональны и очень привлекательны для детей, то нередко, увлекшись игрой, они могут пере возбуждаться, переутомляться.

Внешними признаками утомления являются чрезмерная одышка, резкое покраснение лица, усиленное потоотделение, ухудшение координации движений. В таких условиях дети могут жаловаться на легкое головокружение, усталость. Признаком начинающегося утомления является снижение интереса к тому виду деятельности, в котором в данный момент ребенок участвует. Переутомление может неблагоприятно отразиться на общем состоянии ребенка, привести к нарушению сна, снижению аппетита, вызвать двигательное беспокойство или, наоборот, вялость.

Для того чтобы у детей сохранялось бодрое и жизнерадостное состояние, чтобы были созданы благоприятные условия для решения задач умственного, нравственного и физического развития дошкольников, необходимо следить за целесообразным чередованием, определенной периодичностью применения игр и развлечения разного характера. При этом нужно стремиться к тому, чтобы игры с высокой двигательной активностью разумно сочетались с более спокойными видами деятельности.

Все игры детей развиваются под нашим руководством совместно с родителями. Мы и родители знакомим и с окружающей жизнью, обогащаем их впечатлениями, оказываем помощь в организации и проведении игр.

 

 

Список литературы:

  1. Арсентьева В.П. Игра – ведущий вид деятельности дошкольном детстве М.,2009 год
  2. Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста – М. 1978 г.

 

 

 

 

Опубликовано: 02.03.2017