Профилактика и преодоление тревожности у детей дошкольного возраста

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Зайцева Ирина Ивановна

Организация: БДОУ г. Омска «Детский сад № 207 комбинированного вида»

Населенный пункт: Омская область, г. Омск

Одной из актуальных задач современного дошкольного учреждения является укрепление психологического здоровья детей. Нарушения в общении как признак слабой адаптации дошкольника к окружающему миру могут стать причиной серьезных эмоционально – личностных проблем в будущем. В психолого-педагогической практике таких дошкольников относят к группе «трудных», запущенных или социально неадаптированных. Эти трудности особенно начинают проявляться при поступлении ребенка в детские дошкольные учреждения, когда дошкольники испытывают трудности с адаптацией в новых условиях, испытывают трудности в общении со сверстниками и воспитателями, у них начинают проявляться детские страхи и высокий уровень тревоги. Как показывает практика, среди воспитанников ДОУ много детей, имеющих проблемы развития эмоциональной сферы, с высокой степенью тревожности. Они чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности.

Под тревожностью понимается эмоциональное состояние, которое возникает у ребенка в ситуациях неопределенной опасности и проявляется в ожидании неблагоприятного развития событий. Предпосылкой возникновения тревожности служит повышенная чувствительность. Данной проблеме более подвержены робкие, застенчивые дети. Высокая тревожность воспитателя или родителя передается ребенку. В результате наблюдений педагога - психолога, воспитателей у некоторых детей были замечены следующие проявления тревожности.

Ребенок не отвечает на вопросы воспитателя во время образовательной деятельности из – за боязни ответ, перестаёт работать, если в группу вошел посторонний человек; пребывает чаще в плохом настроении, растерян, легко обижается, плаксив, суетлив, не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены, с большим трудом идет на контакт. Проведя диагностику со старшими дошкольниками, педагоги пришли к выводу о наличии у воспитанников средней степени тревожности и выявили причины ее возникновения. Среди причин возникновения тревожности педагог – психолог ДОУ отмечает задержку психического развития, общее недоразвитие речи, длительные периоды, когда дети не посещают детский сад или находятся на лечении в больнице, развод родителей. По результатам диагностики было необходимо организовать целенаправленную работу по снижению тревожности у детей, целями которой являются изучение специфики психической тревожности у дошкольников и разработка эффективных методов коррекции. На основе целей были сформулированы следующие задачи:

  • анализ научной литературы по проблеме психической тревожности дошкольников;
  • выявление причин возникновения тревожности у детей;
  • систематизация комплекса упражнений, занятий, игр, направленных на коррекцию тревожности у дошкольников;
  • оценка эффективности проделанной работы с детьми дошкольного возраста по коррекции тревожности;
  • создание благоприятных эмоциональных условий для каждого тревожного воспитанника детского сада;
  • обеспечение дифференцированного подхода к детям и их родителям;
  • повышение самооценки и уверенности в своих силах у тревожных детей;
  • адаптация дошкольников к окружающему миру, переходу к следующей социальной ступени, т.е. поступлению в школу.

Решение поставленных задач предусматривает взаимодействие педагогов, специалистов ДОУ и родителей воспитанников. Работа с тревожными воспитанниками сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает продолжительное время. С учетом этого ДОУ организует работу с такими детьми в трех направлениях: повышение самооценки; обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях; снятие мышечного напряжения. Повысить самооценку за короткое время, конечно, невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Для этого нужно обращаться к ребенку по имени, хвалить его даже за незначительные успехи. Во время образовательной деятельности необходимо поощрять, подбадривать детей, предлагать работать совместно, постоянно оказывать помощь. В игре таким воспитанника желательно предлагать ведущую роль, что будет способствовать повышению самооценки ребенка. С этой целью проводятся специальные игры и упражнения: «Секрет», «Найди друга», «Дружба начинается с улыбки», «Похвалилки», «Театр масок», «Добрые волшебники». Подобные игры и упражнения направлены на сплочение коллектива, формирование доброжелательного отношения друг к другу, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека. Между тем воспитанники не сразу включаются в игры, вначале сторонятся или вступают в игру с осторожностью. Спустя некоторое время тревожные дети будут с охотой включаться в игру, чувствуя доброжелательное отношение и внимание к себе со стороны воспитателя и сверстников. В этом случае желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы. Для этого воспитанникам предлагается образовать круг и поговорить об их чувствах и переживаниях в волнующих ситуациях. Желательно, чтобы каждый ребенок сказал вслух о том, чего он боится. Подобные беседы помогают тревожным дошкольникам осознать, что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые, как им казалось, характерны только для них. При работе с тревожными детьми важно использовать игры, связанные с телесным контактом и направленные на снятие мышечного напряжения. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, массаж и просто растирание тела. Для реализации каждого из этих направлений работы в ДОУ был создан благоприятный эмоциональный микроклимат, установлен доверительный контакт педагогов с воспитанниками. Вся работа по снижению тревожности у детей осуществляется по разработанному плану, который предусматривает непосредственно работу с детьми, самообразование педагогов и взаимодействие с родителями. Так, в рамках консультаций с родителями обсуждаются следующие темы: «Взрослый мир в детских мультфильмах», «Чем и как занять ребенка дома?», «Как отвечать на детские вопросы?». Для целенаправленной работы по снижению тревожности у детей педагоги подобрали и систематизировали специальные игры и упражнения, помогающие дошкольникам справиться с переживаниями, почувствовать уверенность в себе, способствующие сплочению детского коллектива, формирующие доброжелательное отношение друг к другу. Это игры и упражнения «Настроение», «Чего я боюсь», «С кем бы ты хотел дружить?», «Комплименты». Комплексный подход педагогов и специалистов ДОУ к решению проблемы дает положительные результаты. Как показали данные диагностики по завершении коррекционной работы (80%) детей справились с тревожностью, у (20%) ее уровень понизился.

Таким образом, в результате своевременного выявления причин тревожности, создания благоприятных условий для каждого ребенка, дифференцированного подхода к детям и их родителям, а также применения эффективных методов и приемов работы уровень тревожности у воспитанников снизился. Дети стали активнее работать во время образовательной деятельности, больше общаться со сверстниками, у них преобладает жизнерадостное настроение, повысились самооценка и уверенность в себе.

 

Список литературы:

  1. Р.С. Немов Психология: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. В 3-х кн. / Немов Р.С . – 3-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 608 с.
  2. Справочник старшего воспитателя. Научно - методический журнал.-2013.- № 3.С.38-48.
Опубликовано: 26.02.2017