Проект «Путешествие дошкольника во времени»

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Курбацкая Елена Ивановна

Организация: МБДОУ «Детский сад №25 «Ягодка»

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Бор

Характеристика проекта

Тип проекта: практико-ориентированный

Вид проекта: групповой

Реализация проекта: проект рассчитан на 4 месяца: с сентября 2016 г. по декабрь 2016г.

Этапы проекта:

  • Подготовительный этап: сентябрь 2016г.
  • Основной этап: октябрь - ноябрь 2016г.
  • Заключительный этап: декабрь 2016г.

Исполнители:

  • дети;
  • воспитатель;
  • родители.

Актуальность

Употреби текущее время так, чтобы в старости,

не корить себя за молодость, прожитую зря.
Джованни Боккаччо

Время (наравне с пространством) является базисной категорией в познании ребенком окружающего мира. Становление представлений о времени проявляется во множестве своих частных характеристик и происходит, во-первых: на основе опыта при ориентации ребенка во времени с момента рождения по мере развития его : движений, речи, знакомства с окружающим миром, а во-вторых: на основе присвоения культурных образцов социального взаимодействия, усвоения лексики и грамматики языка, соотношения мер и величин и т.д.

Особенности времени: текучесть (нельзя остановить); необратимость (нельзя повернуть вспять); непрерывность (нельзя разбить на отдельные элементы); отсутствие наглядности (вызывает основные трудности у детей). Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, что необходимо ребенку в повседневной жизни и при обучении в школе. Н. И. Красногорский подчеркивал необходимость развития у детей «чувства времени».

«Чувство времени» может находиться на разных ступенях развития. Овладение мерами времени и их применение дает возможность пользоваться «чувством времени» более широко, в разнообразных условиях. «Чувство времени» развивается и совершенствуется в процессе специально организованных упражнений и усвоения способов оценки времени. В таких случаях оно начинает играть роль регулятора деятельности.

Современные условия труда и жизни требуют от человека умения чувствовать время, рационально использовать его. В свою очередь развитое чувство времени (умение определять временные интервалы без часов) побуждает человека быть организованным, собранным, точным. Время является регулятором не только различных видов деятельности, но и социальных отношений. Оно является регулятором жизни и учебной деятельности. В процессе обучения в школе нет ни одного вида деятельности детей, в котором временная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, умений и навыков. Много дополнительных трудностей приходится преодолевать тем детям, у которых к моменту поступления в школу не развиты временные различения. Буквально с первых уроков дети должны уметь работать в одном темпе и ритме, укладываться в отведенное время. Дети 1 класса должны научиться не опаздывать на уроки, начинать вовремя приготовление уроков дома и т.д. Ко всем этим требованиям, которые предъявляет ребенку школа, надо готовить еще в дошкольном возрасте. Для этого, прежде всего, необходимо развивать у детей «чувство времени», создавать специальные ситуации, заостряя внимание дошкольников на длительности различных жизненно важных временных интервалов, показывать, что можно успеть сделать за эти отрезки времени, приучать в процессе деятельности измерять, а потом и оценивать временные промежутки, рассчитывать свои действия и выполнять их в заранее установленное время.

Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где каж­дая мера складывается из единиц предыдущей и служит основа­нием для построения последующей.

Часы — прибор для определения текущего времени суток и измерения продолжительности временных интервалов в единицах, меньших чем одни сутки.

Неделя — период времени в семь суток; интервал времени в семь дней и начинающийся с понедельника.

Сутки — единица измерения времени, приблизительно равная периоду обращения Земли вокруг своей оси. Обычно под сутками подразумевают астрономическое понятие солнечные сутки. В обиходе сутки часто называют днём. Сутки делятся на 24 часа.

Времена года — четыре периода, на которые условно поделён годовой цикл. Различают:

Календарные времена года — в большинстве стран мира принято деление года на четыре сезона, по три календарных месяца в каждом. Астрономические времена года, которые отсчитываются от точек солнцестояния (зима, лето) и равноденствия (осень, весна). Смена времён года обусловливается годичным периодом обращения планеты вокруг Солнца и наклоном оси вращения Земли относительно орбитальной плоскости и, в небольшой степени, эллиптичностью орбиты.

Методика формирования временных представлений у детей дошкольного возраста прошла длительный путь своего развития. В 17 - 18 в. вопросы содержания методов формирования представлений о времени нашли отражения в передовых педагогических системах воспитания, разработанных Я.А.Каменским, И. Г. Песталоци, К. Д. Ушинским, Л. И. Толстым и др.

В наши дни исследованиями по вопросам восприятия времени и формирования представлений о времени занимались как зарубежные психологи и педагоги Ж. Пиаже, П. Фресс, П. Жане и др., так и отечественные К.А. Абульханова – Славская, А.А. Кроник, Ф.Н. Блехер, С.А. Рубинштейн, А.А. Люблинская, A.M. Леушина, Т.Д. Рихтерман, Ф. Чуднова, И. Кононенко, Е. Щербакова, О.Фунтикова Р.Л. Непомнящаяии др. Ими определена достаточно разнообразная программа развития у детей знаний о времени.

В своих исследованиях С.А. Рубинштейн затрагивает вопросы восприятия времени детьми дошкольного возраста. Так в работе «Основы общей психологии» он акцентировал внимание на различии двух понятий: восприятие временной длительности и восприятие временной последовательности. Данные о времени он обобщил в закон заполненного временного отрезка: чем более заполненным и, значит, расчлененным на маленькие интервалы является отрезок времени, тем более длительным он представляется для ребенка.

А. Люблинская в своей работе "Восприятие времени" раскрывает природу времени как объект познания и его роль в жизни детей. И указывает на то, что ребенок дошкольного возраста ориентируется во времени на основе чисто бытовых показателей.

Согласно содержанию обучения, разработанного Ф.Н. Блехер, детей вводили в мир временных отношений. В играх они усваивали способы оценки временной деятельности.

В реализации поставленных задач Ф.Н. Блехер рекомендовала использовать два сюжета: формировать временные представления попутно, используя все многочисленные поводы, возникающие в жизни и проводить специальные игры. По ее мнению дети должны активно участвовать в практических, жизненных ситуациях (например, определить самостоятельно путем подсчета по календарю, количество дней до праздника), выполнять поручения взрослого.

Под руководством A.M. Леушиной разработаны содержания и методы формирования у детей временных представлений.

Время для своего точного определения требует количественных и числовых знаний, оно неразрывно связано с определением величины, а не редко и пространства. Поэтому работу по формированию у детей умения ориентироваться во времени необходимо проводить, как указывает A.M. Леушина, в единстве с работой над числом, количеством, величиной и пространственным ориентирам.

Р. Чуднова и И. Кононенко знакомят нас с методами работы по обучению детей ориентировке во времени. Смысл их работ сводится к тому, что формирование представлений о времени формируется как на занятиях, так и в повседневной деятельности детей. Обучение проводится в форме разнообразных игр, упражнений на определение временных отрезков, их последовательности. При этом постепенно усложняется иллюстративный материал, методы и приемы обучения. В целом их методики схожи, однако Р. Чуднова уделяет больше внимания использованию моделей и наглядных пособий.

В своей книге «Формирование представлений о времени у детей дошколь-ного возраста». Т.Д. Рихтерман дает рекомендации по формированию у детей представлений о времени, а также предлагает приемы и этапы работы по воспитанию у них чувства времени.

Вопросы формирования представлений о времени нашли свое отражение в ряде исследовательских работ современных авторов.

Е. Щербакова и О. Фунтикова четко сформулировала основные задачи ознакомления с временными эталонами с помощью объемной модели.

Р.Л. Непомнящая раскрывает особенности восприятия и методику развития представлений о времени у детей.

Дальнейшее совершенствование методики формирования временных представлений направлено на уточнение содержания, поиск наиболее эффективных методов, разработку и внедрение в практику новых дидактических средств.

В подготовительной к школе группе в работе с детьми необходимо, в образовательной области «Познавательное развитие» в разделе Ориентировка во времени: уточнить и расширить представления о временных отношениях. Ввести в активный словарь слова: месяц, неделя. Совершенствовать умение называть дни недели и месяцы года. Закрепить представления об отношениях во времени (минута — час, неделя — месяц, месяц — год). Учить определять время по часам. Развивать чувство времени. Сформировать умение устанавливать возрастные различия между людьми.

Цель и задачи проекта

Цель: Развитие временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы.

Задачи:

Развивающие:

  • Развивать представление о времени.
  • Развивать навыки использования в речи слов обозначающих временные категории (год, месяц, неделя, день недели, сутки, названия частей суток: час, минута).
  • Формировать предпосылки поисковой деятельности, творческую активность.

Обучающие:

  • Дать представление об определении времени с помощью часов, календаря «Дни недели», «Месяцев года», «Времен года».
  • Систематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях (времена года, части суток, дни недели, месяц, год, час с точностью до получаса и до четверти часа).
  • Научить отражать абстрактные понятия о времени, в конкретных действиях в различных видах деятельности в рамках подготовки к обучению в школе (формирование предпосылок и элементов учебной деятельности).

Воспитывающие:

  • Воспитывать желание «беречь» время.
  • Воспитывать умение работать в парах, группах.
  • Воспитывать в детях самостоятельность и дисциплинированность.
  • Воспитывать познавательный интерес к математике.

Формы, методы и приёмы

  • постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
  • изучить и проанализировать литературу по данной проблеме;
  • подбор методической литературы для реализации проекта (книги, журналы, статьи, рефераты и т. п.);
  • диагностика уровня развития детей по образовательной области «Познавательное развитие» ФЭМП, раздела «Ориентировка во времени»;
  • составление календарного плана;
  • организация предметно-развивающей среды по данной теме;
  • составление картотеки дидактических игр по развитию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
  • разработка конспектов занятий поданной теме;
  • подбор и составление картотеки стихов и загадок игр по развитию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
  • чтение и заучивание стихов, сказок, разгадывание загадок о временных понятиях;
  • разучивание комплекса упражнений для детей «Дни недели»;
  • выставка художественной и методической литературы по изучению временных понятий;
  • индивидуальные беседы с детьми по данной теме;
  • анкетирование родителей на тему: «Осведомленность родителей о формировании временных представлений у детей старшего дошкольного возраста»;
  • открытое занятие для родителей на тему: «Что мы знаем о времени» ;
  • консультации для родителей: «Развитие временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы», « Развитие у детей умения понимать отношения временной последовательности»;
  • создание папки-передвижки «Что такое время? Как помочь ребенку его познать»;
  • создание методического пособия «Пирамидка - круглый год»;
  • организация экскурсии в Борский краеведческий музей: экспозиция «Жизнь и быт наших предков»;
  • создание с помощью родителей выставок: «Удивительный мир часов», «Такие разные и нужные календари»;
  • экскурсия в магазин «Часы»;
  • использование в образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах:

а) просмотр мультфильмов: «Сказка о потерянном времени», «Двенадцать месяцев», «Дни недели для детей. Мишка и дни недели», «Времена года-названия месяцев», «Смешарики. Учим времена года и суток», «Профессор Почемучкин», «Уроки тетушки Совы-времена года»

б) просмотр презентаций: «Презентация для детей в стихах. Календарь, дни недели», «Презентация для детей. «7 дней в неделю», «Презентация для детей «Учим явления природы», «Презентация для детей «Почему происходит смена времен года?», «Презентация для детей «Знакомство с часами», «Презентация для детей «Что мы знаем о часах»;

в) прослушивание аудизаписи детских песенок о времени;

г) развивающие игры: «Как научить ребенка Временам года?», «Календарь»;

д) рисование на тему: «Часы», «Утро», «Что я делал вчера?», «Времена года»;

е) опытно-экспериментальная деятельность. Эксперименты: «Наблюдаем за погодой», «Синоптик»

е) интерактивные игры;

  • выступление на педсовете на тему: «Использование игр и пособий для закрепления временных представлений у старших дошкольников»;
  • итоговая викторина для детей «Когда это бывает?»;
  • публикации на сайте детского сада (консультации для родителей), в интернет-сайтах для педагогов (методических разработок, конспектов, дидактических игр);
  • создание презентации по результатам проекта.

Содержание проекта

С целью эффективного формирования восприятия временных интервалов и умения ориентироваться во времени детей я использовала различные методы:

  • наглядные (показ: иллюстраций, презентаций, мультфильмов, макетов часов, организация выставок, и т.д.);
  • словесные (чтение сказок, отгадывание загадок, заучивание стихов);
  • практические (игры, упражнения, опыты);
  • игровые (игры: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые).

формы:

  • занятия по образовательной области «Познавательное развитие»;
  • беседы;
  • наблюдения;
  • экскурсии;
  • работа с родителями (анкетирование, консультации, открытое занятие и т.д.).

Подготовительный этап:

Сентябрь

1. Сбор и анализ литературы по данной проблеме;

- поиск адекватных учебной задаче действий;

-принятие учебной задачи;

-разработка содержания проекта " Путешествие дошкольника во времени ";

-составление календарного плана;

- подбор и составление картотеки дидактических игр по развитию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста;

-подбор и составление картотеки стихов и загадок игр по развитию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста;

- организация предметно-развивающей среды по данной теме.

2.Диагностика уровня развития детей по образовательной области «Познавательное развитие» ФЭМП, раздела «Ориентировка во времени»;

-знакомство детей с уголком времени;

-разучивание комплекса упражнений для детей «Дни недели».

3. Анкетирование родителей на тему: «Осведомленность родителей о формировании временных представлений у детей старшего дошкольного возраста».

Основной этап:

Октябрь

1.Создание методического пособия «Пирамидка - круглый год».

2.Рассматривание тематических картинок: «Части суток», «Что бывает раньше – что потом», «Времена года»;

  • чтение «Сказка о четырех сестричках – временах года»;
  • игры: «Лови, бросай времена года называй», «Живая неделя»;
  • знакомство детей с приборами для определения времени: различными видами часов;
  • заучивание стихотворения С. Баруздина «Часы»;
  • просмотр презентаций: «Презентация для детей в стихах. Календарь, дни недели», «Презентация для детей «Учим явления природы», «Презентация для детей «Знакомство с часами»;
  • просмотр мультфильмов: «Сказка о потерянном времени», «Профессор Почемучкин», «Уроки тетушки Совы-времена года»;
  • занятие по образовательной области «Познавательное развитие», «Письмо от Лунтика. Ориентировка во времени»;
  • занятие по образовательной области «Познавательное развитие», «В мире часов – это интересно»;
  • инд. работа с детьми (ознакомление детей с деятельностью за четверть часа, полчаса и за 1 минуту). Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории;
  • инд. работа с детьми - интерактивные игры «День Барона» — научиться находить на часах указанное время.

3.Консультация для родителей:

  • «Развитие временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы»;
  • создание с помощью родителей выставки: «Удивительный мир часов».

4.Самостоятельная деятельность детей, осуществляемая в режимных моментах в уголке времени;

  • сюжетно – ролевая игра «Семья. Распорядок дня»;
  • рисование на тему: «Утро», «Что я делал вчера?».

Ноябрь

1. Создание папки-передвижки «Что такое время? Как помочь ребенку его познать».

2.Работа с календарями природы.

Закрепить понятия о временах года;

-чтение сказки В.И.Даль «Старик-годовик»- поможет установить зависимость между вре­менными эталонами: год, месяц, неделя, сутки;

-игра «Заяц, заяц сколько время»;

-индивидуальная работа с детьми (развивающая игра «Календарь»);

-опытно-экспериментальная деятельность. Эксперименты: «Наблюдаем за погодой», «Синоптик»;

рганизация экскурсии в Борский краеведческий музей: экспозиция «Быт и жизнь наших предков»;

-заучивание стихотворения Б.Заходера «Муха-чистюха»;

-просмотр презентаций: «Презентация для детей. «7 дней в неделю», «Презентация для детей «Почему происходит смена времен года?», «Презентация для детей «Что мы знаем о часах»;

-прослушивание аудизаписи детских песенок о времени.

-просмотр мультфильмов: «Дни недели для детей. Мишка и дни недели», «Времена года-названия месяцев», «Смешарики. Учим времена года и суток;

-экскурсия в магазин «Часы»;

-занятие по образовательной области «Познавательное развитие»-

«Календарь. Ориентировка во времени»;

-инд. работа с детьми - интерактивная игра «Поезд-неделька»- выучить последовательность дней недели и их названия.

3.Создание с участием родителей выставки: «Такие разные и нужные календари»;

-консультация для родителей: « Развитие у детей умения понимать отношения временной последовательности».

4.Дидактические игры: «Детям о времени», «Все о времени», «Распорядок дня», «Магнитные истории. Времена года»;

Рисование на тему: «Часы», «Времена года».

Декабрь

1. Выставка художественной и методической литературы по изучению временных понятий;

-выступление на педсовете на тему: «Использование игр и пособий для закрепления временных представлений у старших дошкольников»;

- публикации на сайте детского сада (консультации для родителей), в интернет-сайтах для педагогов (методических разработок, конспектов, дидактических игр);

-создание презентации по результатам проекта.

2. Продолжать работу с календарями природы. Закрепить понятия о временах года;

-чтение Т. И. Ерофеева «В гостях у гнома-часовщика, или история о том, как не опоздать в школу»;

-просмотр мультфильма: «Двенадцать месяцев»;

-итоговая викторина для детей «Когда это бывает?».

3.Открытое занятие для родителей на тему: «Что мы знаем о времени».

4.Дидактические игры: «Детям о времени», «Все о времени», «Распорядок дня», «Магнитные истории. Времена года»;

-сюжетно – ролевая игра «Семья. Распорядок дня»;

-рисование на тему: «Моя семья» - формирование и уточнение понятий о периодах человеческого возраста (младенчество, детство, юность, молодость, зрелость, старость), о взаимоотношениях и ролях в семье (сын, дочь, отец, мать, бабушка, дедушка и т.д.).

 

Список литературы:

  1. Карпухина, Н. А. Знакомство с окружающим миром. [Текст]: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Н. А. Карпухина. – Воронеж: Т. Ц. «Учитель», 2008.- 201с.
  2. Рихтерман, Т.Д. Формирование приставлений о времени у детей дошкольного возраста / Т. Д. Рихтерман. – М.: Просвещение, 1991.
  3. В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.; Сост. Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 1997.
  4. Т. Д. Рихтерман «Игры – путешествия в утро, день, вечер, ночь»
  5. И. В. Ковалец «Формирование у дошкольников представлений о времени. Части суток: Учебное пособие для детей»
  6. Серия «Папка дошкольника» «Знакомство со временем для детей 6-7 лет» г. Сыктывкар.
  7. Шорыгина Т.А. «Беседы о пространстве и времени» ТЦ «Сфера», 2009.
  8. Сиварева Т. Веселые уроки математики: игровые занятия для подготовки к школе. – Минск: Современная школа, 2010.
  9. Чуднова Р. Обучение детей ориентировке во време­ни / Р. Чуднова // Дошкольное воспитание. 2009. № 1. С. 24-29.
  10. А.А.Смоленцева, О.В.Пустовойт. Математика до школы. Нижний Новгород. Нижегородский гуманитарный центр.1996.
  11. Владимирова Т.В., Хамидуллина Л. А. Путешествия во времени; Занятия по ознакомлению дошкольников с астрономическим и историческим временем. – М.:АРКТИ, 2009.

Результативность

-У воспитанников развито в достаточной мере представление о времени.

-Развиты навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории.

-Сформированы предпосылки поисковой деятельности, творческой активности.

-Даны представления об определении времени с помощью часов, календаря «Дни недели», «Месяцев года», «Времен года».

-Систематизированы и обобщены знания детей о временных отношениях (времена года, части суток, дни недели, месяц, год, час с точностью до получаса и до четверти часа).

-Дети научились отражать абстрактные понятия о времени, в конкретных действиях в различных видах деятельности в рамках подготовки к обучению в школе (формирование предпосылок и элементов учебной деятельности).

-Воспитанно желание «беречь» время.

-Воспитан познавательный интерес к математике.

Оценка эффективности проекта: разработанный проект позволил развить у детей интерес к истории возникновения различных видов часов, календарей, исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение и позволил обобщить знания детей о временных отношениях.

В работу над проектом были привлечены родители воспитанников группы, которые отметили, что благодаря участию в проекте, они узнали много новой и интересной информации, и теперь смогут помочь своим детям закреплять знания о временных представлениях, полученные в детском саду.

Дальнейшая перспектива работы по данной теме.

Необходимо продолжать работу с детьми по формированию временных представлений в строгой последовательности, с использованием разнообразных методов и приемов, различных форм учебно-познавательного процесса.

 

 

 

 

 

Опубликовано: 20.02.2017