Игра – ведущий вид деятельности дошкольника
Конференция: Развитие игровой деятельности в условиях ФГОС ДО
Автор: Гачегова Алёна Николаевна
Организация: МБДОУ ДС КВ №134 «Сказка»
Населенный пункт: Иркутская область, г. Братск
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития ребенка: «чувствовать – познавать — творить» гармонично вписываются в естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии. Но сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Трудности испытывают и родители, и воспитатели: то, в какие игры играли родители и то, что годами отрабатывали на практике и применяли в своей жизни воспитатели, теперь – в изменившихся условиях – перестало работать. Социализация нынешних бабушек и дедушек проходила во дворах, где они целыми днями гоняли мяч, играли в «казаков-разбойников», прыгали на скакалках. Их дети были вовлечены в дворовую субкультуру уже не так сильно. Современное поколение и вовсе предпочитает коллективным дворовым играм индивидуальные, компьютерные. Впрочем, это предпочтение во многом формируется вечно спешащими взрослыми: у много работающих мам и пап просто нет времени, бабушки и дедушки живут отдельно от внуков и тоже работают, ну а воспитатели усиленно готовят детей к школе. Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру.
Успешной реализации игровой деятельности и повышению у дошкольников эффективности развития игры способствует ряд условий:
- Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание игры, а вовлечение в нее. Исключение игр слишком азартных: на деньги и вещи, игр, содержащих в своих правилах действия, нарушающие общепринятые нормы морали. В игре недопустимо унижение достоинства ее участников, в том числе и проигравших.
- Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли.
- Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер ее участников. С помощью организации игровых технологий детям передается социальный опыт игры (обучение игровым умениям и навыкам).
- Достаточное количество времени для игры и наличие тех игрушек, которые помогают детям осуществить свой замысел, т.е. создание предметно-игровой среды. При создании игровой среды следует осуществлять своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей и в соответствии с их интересами, настроением, организацию непересекающихся сфер самостоятельной детской активности внутри игровой зоны (интеллектуальной, театрально-игровой, творческой, сюжетно-ролевой, строительно-конструктивной и игр с двигательной активностью). Это позволит детям одновременно организовать разные виды игр в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу. Важно обеспечить доступность ко всем элементам развивающей предметно-игровой среды, условия изолированности (“Вижу, но не мешаю”), отбор игр, игрушек, игрового оборудования, место для организации игровой среды.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным и занимательным. Необходимо учитывать особенности реализации игровой технологии в ДОУ:
- Творческая активность педагога.
- Выбор игры, в ходе которой будут решены задачи – дидактические, воспитательные, развивающие, социализирующие.
- Учет особенностей участников игры.
- Учет времени проведения игры
В современной классификации игр выделяют игры с фиксированными, открытыми правилами, игры со скрытыми правилами. Н.А Короткова выделяет такие формы игры в образовательном процессе:
- Игра как культурная практика: свободная сюжетная игра, свободная игра с правилами.
- Игра, как педагогическая форма: дидактическая, сюжетная игра, дидактическая игра с правилами.
Игровое обучение направляется комплексом мотивов ребенка:
- Познавательный- интерес к материалу, новизне событий.
- Аффилиация- стремление к установлению или поддержанию отношений со сверстниками и педагогом, к контакту и общению с ними.
- Процессуально- содержательный- побуждение к активности содержанием деятельности, а не внешними факторами.
Выделяют три типа мотивации:
- Игровая
- Мотивация в условиях помощи взрослому
- Мотивация личной заинтересованности.
Первый тип - игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации строится по данной схеме:
- Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.
- Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке. помощь.
- 3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.
- Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж - подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он оказывает
- Эта же игрушка (подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка).
- По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными.
При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.
Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне». Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме: Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что - либо и просите детей помочь вам, интересуетесь, как они могут вам помочь, каждому ребёнку даётся посильное задание. В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.
Третий тип мотивации основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими. Создание этой мотивации осуществляется по схеме:
- Вы показываете детям, какую – либо поделку, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных.
- Далее показываете всем желающим, как изготовить этот предмет.
- Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук – важнейшая основа созидательного отношения к труду.3. И
Если ребёнок, уже занят каким – либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.
Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы:
- нельзя навязывать ребёнку своё видение
- обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом.
- обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.
- действуя совместно с ребёнком, воспитатель знакомит его со своими планами, способами их достижения.
Соблюдая эти правила, педагог даёт детям новые знания, обучает их определённым умениям, формирует необходимые навыки.
Литература:
- Гаспарова Е.М. Отображение социальных отношений в игре // Дошкольное воспитание. – 1984. - № 8. С. 35 – 38.
- Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре / Под ред. Т. А. Марковой. - М., 1982-145.
- Развитие общения дошкольников со сверстниками» / Под. Ред. А.Г.Рузской - М,1989г
- Эльконин Д. Б. Психология игры. - 2-е изд. - М: Просвещение, 1999-300с.