Инновационные технологии в развитии креативных способностей дошкольников в разных видах деятельности

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Гребенева Людмила Владимировна

Организация: МОУ ООШ

Населенный пункт: Кировская область, с. Юма

Что же такое творческие способности на самом деле? Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

Многие психологи связывают способности к творческой деятельно­сти, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так назы­ваемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благопри­ятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, и педагоги, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать.

Дошкольное детство является сенситивным периодом для развития творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Можно с уверенностью сказать, что каждый ребёнок рождается с врожденными творческими способностями, но они находятся в скрытом состоянии и для того, чтобы их раскрыть, необходимо создать определённые условия.

Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие ребёнка. Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу. Давно известно, что для развития творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому пятое условие успешного развития творческих способностей - тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе.

Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Инновационные технологии - это система методов, способов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст. Поэтому развитию творческих способностей уделяется много внимания во всех видах деятельности дошкольника. Одним из главных резервов становления личности на этапе дошкольного детства является творчество в различных видах деятельности, включая ручной труд, макетирование, изобразительную, театральную, музыкальную деятельности, развитие речи, математику, чему уделяется большое внимание в парциальных программах воспитания в детском саду. Таких, как «Программа эстетического воспитания дошкольников» Т.С. Комаровой, «Радость творчества» О.А. Соломенниковой.

На протяжении трех лет работаю по теме: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в художественной деятельности». Одной из важнейших задач является приобщение детей к миру прекрасного и развитие у них творческих способностей. Художественно-творческие способности, умения и навыки детей начинаю развивать с момента поступления ребёнка в детский сад, поскольку занятия по изобразительной деятельности способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей. Где как не на занятиях по конструированию, лепке, аппликации и рисованию дошкольники занимаются творчеством, фантазируют, делают поделки своими руками. Занятия с детьми строятся по принципу «от простого к сложному».

В работе с детьми по ручному труду, конструированию из бумаги педагоги используют пособия Т.Н. Давыдовой «Бумагопластика», Н.Г. Пищиковой «Работа с бумагой в нетрадиционной технике».

Ассортимент креповой и гофрированной бумаги, бумажных салфеток, богатство их расцветок, мягкость, эластичность, интерес малышей, легкость и доступность работы - всё это дало толчок фантазии и желанию работать с этим материалом. Дети в вечерние часы с увлечением помогают сминать комочки из красивых, ярких салфеток. Так и рождаются картины. Одной из интересных композиций стала картина «Здравствуй, лето»». В работе «Зима в лесу» дети делали снежинки из салфеток, а деревья, елки из самоклеящей бумаги.

Дети знакомятся с техниками бумагокручения и бумагопластики. В процессе работы дети, используя бумагу разной фактуры и разные способы работы с ней, изготавливают сюжетные и декоративные композиции, учатся творить. Работа с бумагой способствует развитию образного мышления детей, развивает эстетический вкус и художественно-творческие способности дошкольников т.е. умение передавать форму и строение предмета, цвет и сочетание цветов, пропорциональность частей композиции, использовать разные способы работы с бумагой для решения замысла. Одним из интересных способов работы с бумагой - является сминание бумаги между ладонями, «кулачком», «лодочкой», ладонью на столе. Еще интересный способ работы с бумагой - способ скручивания салфетки, бумаги. На занятиях, в кружковой работе, в совместной деятельности с детьми использую игровые ситуации. Например, в пасмурные дни можно сделать на стену солнышко, чтобы стало весело, и наоборот, если не было долго дождя, то тучку с дождем, для рыбок в аквариуме - камешки, клоуну - мячики, котёнку - мячики, королеве Осень - нарядное платье и т.д. Чтобы ярче преподнести детям объект изображения, используются загадки, стихи, проблемные ситуации.

Развитие полноценной творческой личности невозможно без изобразительной деятельности, она создает благоприятные условия для эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. На этой основе развивается художественный вкус.

Ребенок через рисунок, лепку часто передает то, что не может выразить словами: свое отношение к окружающим и окружающему. Поэтому взрослый должен внимательно всматриваться в то, что изобразил ребенок, и попытаться понять, что его интересует, пугает, огорчает, радует.

Дети, рисуют, лепят, конструируют не только для того, чтобы их работу увидели и оценили другие, а также для подарка взрослым и сверстникам. Так дошкольники привыкают заботиться о других детях, близких людях, у ребят воспитывается особое чувство ответственности, появляется стремление выполнить работу как можно лучше.

Лепкой дети начинают заниматься с младшего дошкольного возраста, осваивая простейшие приемы работы с глиной, пластилином. Это дает предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте. Поэтому, работая с детьми старшего дошкольного возраста, я активно использую нетрадиционную методику Г.Н. Давыдовой «Пластилинография». Принцип этой техники заключается в создании лепной картины более или менее выпуклых, полуобъемных деталей картины

С детьми старшего дошкольного возраста широко использую лепку из соленого теста. Соленое тесто - экологически чистый материал, эластичный и приятный в работе. Лепка из соленого теста - большое удовольствие и радость. Очень интересными получились работы по темам: «Овощи и фрукты для игры в магазин», «Сладкоежки»,

Изобразительная деятельность-это специфическое образное познание действительности, оно имеет большое значение для умственного и интеллектуального развития ребенка. При создании образа на бумаге, в лепке у ребенка активизируются все психические процессы: память, внимание, воображение, восприятие, а также мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Занятия изобразительной деятельностью - один из путей воспитания в детях чувства прекрасного, умение замечать красивое в явлениях природы, жизни, в произведения искусства.

С накоплением опыта, овладением изобразительными умениями дети начинают изображать особенности предметов, передавать их основные признаки. Образы становятся четкими, узнаваемыми, выразительными, появляется динамика и пропорциональность не только в изображении человека и животных, но и в изображении растений, деревьев.

Поэтому, художественно-творческие способности, умения и навыки детей необходимо начинать развивать как можно раньше, поскольку занятия изобразительной деятельностью способствует развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти у детей.

Для развития творческой личности в современной практике дошкольного образования рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования. Технология их выполнения интересна и доступна и взрослым, и детям дошкольного возраста. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Каждому ребенку интересно рисовать пальчиками, делать рисунки собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получить забавный рисунок. Ребенок любит быстро достичь результата в своей работе, а перечисленные ниже нетрадиционные техники способствуют этому.

Начиная с младшего дошкольного использую:

· рисование пальчиками;

· оттиск печатки из картофеля;

· тычок жесткой полусухой кистью.

Детей среднего дошкольного возраста знакомлю со сложными техниками:

· оттиск поролоном;

· оттиск печатками из ластика;

· восковые мелки + акварель;

· свеча + акварель;

· отпечатки листьев

А в старшем дошкольном возрасте дети осваивают еще более трудные методы и техники:

· кляксография с трубочкой;

· монотипия пейзажная;

· печать по трафарету;

· монотипия предметная;

· кляксография обычная.

По мере усвоения все новых и новых способов работы, дети открывают для себя, что определенный образ можно выполнить не одним, а несколькими способами. Например, техника «Кляксография» выполняется обычным путем: накладыванием второго листа на кляксы, снятием его и рассматриванием полученного изображения. В технике «Кляксография с трубочкой» используется трубочка для раздувания кляксы, а в технике «Кляксография с ниточкой» (цветные ниточки). При этом каждый ребенок самостоятельно отбирает к занятию все необходимое, в соответствии со своим замыслом.

Для развития воображения, фантазии используется техника «Монотипия». Монотипия - получение изображения переводом его с одной поверхности на другую, т. е. оттиск изображения. Техника монотипии требует от ребенка развитых изобразительных навыков, точности и аккуратности. Сложность монотипии заключается в быстром создании рисунка. Но эта особенность и нравится детям. Работы получаются яркие, непредсказуемые, с помощью которых они учатся видеть в неожиданных сочетаниях цветовых пятен и линей образы, оформляют их до узнаваемых и погружаются в удивительный мир творчества. В технике монотипии были выполнены следующие работы: «Осенний пейзаж», «Дорисуй предмет», «Бабочка», «Иней на стекле».

В работе с детьми старшей группы практикуется тычковое рисование. Метод тычкового рисования не требует от детей четкого изображения тонких линий, несущих художественную нагрузку. Достаточно уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем необязательно правильной формы и, только прямыми линиями. В процессе закрашивания тычками, эти недостатки будут незаметны. Для закрашивания понадобится густая гуашь и жесткая кисть. Важно научить ребенка правильно держать кисть: вертикально по отношению к плоскости листа и делать тычковые движения. В результате получается большая, пушистая точка. Этот метод очень увлекает детей, поэтому используют его как на занятиях, так и в свободной деятельности. Очень забавными получаются ежики и котята, собаки, зайцы, утята на пруду, снегири на ветках, цветы на лугу и сказочные елочки в зимнем наряде.

Очень нравится детям работать в технике «Черно-белый граттаж» или «Цветной граттаж», в которой используются необычные материалы: как восковая свеча, жидкое мыло и зубной порошок, палочка с заточенным концом или пустой стержень.

Каждый из этих методов - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Изобразительная деятельность, и в частности рисование, - вид деятельности, без которого немыслимо полноценное развитие ребенка. Однако здесь важно не навязывать детям стереотипные представления, которые не возбуждают их фантазию, а надоедают им закрепощают и не стимулируют развитие творческих способностей.

Для развития творческих способностей детей в изобразительной деятельности используются технологии И. Лыковой, Б. Неменского, Р. Чумичевой. Разнообразие нетрадиционных способов рисования рождают у детей оригинальные идеи, развивают фантазию и воображение, вызывают желание придумывать новые композиции.

В процессе работы необходимо развивать у детей фантазию, побуждать их творчеству. В чем можно увидеть творчество дошкольников? Это и изменение величины предмета, присутствие дополнительных деталей, изменение взаиморасположения элементов в композиции, цвета, сочетание цветов, их контрастность. Т.С. Комарова пишет: «Каждый ребёнок, создавая изображение того или иного предмета, вносит в изображение свои чувства, свое понимание. Творчество проявляется у него не только тогда, когда он сам придумывает тему своей работы, но и тогда, когда создается изображение по заданию педагога, если предоставляется возможность определять композицию, выразительные средства изображения, внесение дополнений». Самое главное - увидеть эти моменты творчества, отметить и похвалить ребёнка.

Большое внимание уделяю развитию воображения. Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний и соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого. Воображение является основой всякой творческой деятельности.

Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта ребёнка. Для того чтобы создать достаточно прочные основы для их творческой деятельности стараюсь расширять опыт детей. Чем больше они видят, слышат и переживают, чем больше они знают и усваивают, чем большим количеством элементов действительности они располагают в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее будет деятельность их воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение. Для этого в работе с детьми используются игровой материал, творческие задания, проблемные ситуации.

Для развития эмоционально-нравственной, творческой сферы ребёнка используется метод сказкотерапии. Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Что, как не сказка, позволяет развивать творчество и фантазию ребёнка. Сказка дает возможность побывать в таких вымышленных ситуациях, каких нет, и не может быть в окружающем мире, необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем несравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства.

Одним из методов развития творческих способностей стал метод проектов. Тематика и содержание проектов для детей были разнообразны. Использовались следующие типы проектов:

  • исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  • ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
  • информационно-практико-ориентированные: дети собирают и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
  • творческие: (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Использовались групповые и индивидуальные проекты. Основная цель проектного метода - развитие свободной творческой личности ребёнка.

Говоря о проблеме развития творческих способностей детей, можно с уверенностью сказать, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны педагогов, так и со стороны семьи. Поэтому активными участниками педагогического процесса и являются родители.

Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в детстве.

 

Список используемой литературы:

  1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
  2. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
  3. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008.
  4. Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений: 3-е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007.
  5. Е.С. Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ»: Творческий Центр Сфера, Москва 2006
  6. В.Н. Журавлева Проектная деятельность старших дошкольников, Волгоград: Учитель,2009
  7. Иванова Н. И. Воображение и творчество детей. //Дошкольное воспитание. – 2005. - №10.
  8. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2003.
  9. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003.
  10. Корзун А.В. Весёлая дидактика: использование Элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. – Мн.:, 2010г
  11. Корзун А.В. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн.: Университетское, 2000.
  12. Прохорова Л.Н. Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников. - М.: «5 за знания», 2007
  13. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. /Под ред. Р.Г. Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – (серия «Вместе с детьми»).
  14. Хазратова Н. В. Проблема измерения креативности детей 3-5-летнего возраста. //Индивидуальность и способности. - М. 2


 



 

Опубликовано: 15.02.2017