Организация развивающей предметно-пространственной среды в 1-й младшей группе в соответствии с ФГОС
Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ
Автор: Морозова Наталия Николаевна
Организация: ГБОУ СОШ№1 СП д/с «Теремок»
Населенный пункт: Самарская область, пгт. Суходол
Задачи:
1.Обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства группы.
2.Обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей раннего возраста и взрослого, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
3.Обеспечить: реализацию различных образовательных программ.
Современное понимание развивающей предметно – пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребёнка, становления его субъективной позиции, развитие творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.
Развитие ребенка - дошкольника зависит, как и от воспитывающих его взрослых, так и от предметно-пространственной среды, которая его окружает. Данная среда должна быть создана таким образом, чтобы ребенок имел возможность совместной деятельности детей и общения.
Развивающая предметно-пространственная среда группы - это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на развитие ребенка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в ДОО.
При создании предметно – пространственной развивающей среды ориентировались на следующие принципы:
- принцип насыщенности,
- принцип доступности,
-принцип транспортируемости,
-принцип полифункциональности,
-принцип вариативности,
-принцип безопасности.
В игровом помещении младшей группы имеются развивающие уголки.
Спортивный уголок, оборудованный массажными ковриками для профилактики плоскостопия, мячами, обручами, скакалками, кеглями и кольцебросом. Используемые физкультурные и спортивно-игровые пособия способствуют повышению интереса детей к выполнению различных физических упражнений, интенсивности двигательной активности и положительно влияет на физическое развитие ребенка.
Музыкальный уголок - барабаны, дудочки, бубны, маракасы, деревянные ложки, всё это помогает развивать фонематический слух и чувство ритма у малыша. Обязательный элемент среды группы – магнитофон. Дети слушают детские песни, спокойную музыку во время игры, а так же звуки природы.
Уголок «Я художник» позволяет развивать у детей интерес к творчеству, формирует эстетическое восприятие, воображение, самостоятельность. В нем находятся: фломастеры, мелки, наборы карандашей, пластилин, восковые мелки, трафареты, раскраски, бумага для рисования, гуашь и кисти.
Для развития мелкой моторики создан уголок сенсорно-моторного развития, который направлен на развитие восприятия, мелкой моторики, воображения. Здесь есть: матрешки, вкладыши разной формы, игрушки-шнуровки разного вида, мозаика разной формы, пирамидки, настольно-печатные игры. Развивающие игры, сделанные руками родителей: «Весёлый паровозик», «Гусеница», «Рыбки», «Чудо крышки», «Теремок», «Пирамида», «Песочное царство». Игры периодически меняются и обновляются.
Книжный уголок – это , как правило, немного (4-5) книг. Особое предпочтение отдаётся книжкам - картинкам. Книги помещаются, уже знакомые детям, с яркими крупными иллюстрациями, кроме книг здесь находятся отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу. Так же здесь размещены небольшие альбомы для рассматривания: «Игрушки», «Машины», «Домашние животные». Книги с небольшим количеством текста, с крупными красочными иллюстрациями.
Театрализованный уголок - это важный объект развивающей среды, здесь настольный театр, театр рукавичек, театр кружек, набор картинок по сказкам для фланелеграфа, маски-шапочки, ширма для драматизации сказок.
На протяжении учебного года один уголок заменяется другим, при этом используется принцип новизны, благодаря чему детям не надоедает играть забытыми игрушками и воспринимать их, как новые.
Уголок «Семья».
Уголок «Строитель»
Уголок «Уединение»
Уголок «Песок и вода»
Пребывание в детском саду должно доставлять ребёнку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными.
Ссылки на используемые материалы:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
- Предметно – пространственная среда детского сада: пособие для воспитателей/ Под ред.Н.А.Коротковой.-М.:ЛИНКА-ПРЕСС,2010.-96с.
- Маханёва М.Д. Индивидуальный подход к ребёнку в ДОУ: Организационно – методический аспект. - М.:ТЦ Сфера, 2005.-57с.
- Хромов Н.И. Методика развития современного ребёнка.- М.:ТЦ Сфера,2014.-128с.