Проектная деятельность в подготовительной группе по ПДД «Букварь для ПДД»
Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ
Автор: Дедова Елена Васильевна
Организация: МДОУ д/с «Елочка» г. Балашова Саратовской области
Населенный пункт: Саратовская область, г. Балашов
Автор: Маркарян Екатерина Александровна
Организация: МДОУ д/с «Елочка» г. Балашова Саратовской области
Населенный пункт: Саратовская область, г. Балашов
Специалисты сходятся во мнениях, что детям изучать правила безопасного поведения на улицах следует совместно с родителями. Поскольку взрослые не всегда сами знают, что необходимо ребенку, а потому отодвигают этот вопрос на второй план. Хуже того, родители на собственном примере могут демонстрировать несоблюдение правил дорожного движения. Данный проект, ориентирован на формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах, решить поставленные педагогические задачи в интересной, занимательной, игровой форме. Наша роль как педагогов в рамках данного проекта заключается не только в том, чтобы научить детей правилам дорожной безопасности, но и в том, чтобы привлечь родителей в необходимости их активного участия воспитании у ребенка транспортной культуры.
Новизна.
В ходе реализации проекта используются инновационные технологии:
- технология проблемного обучения (практические задания);
- мнемотехника (составление рассказов по мнемотаблицам, составление и чтение мнемодорожек по ПДД).
Цельпроекта: формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице.
Задачи:
- систематизация знаний детей об устройстве улицы, о дорожном движении,
- развитие свободной ориентировки в пределах ближайшей к детскому саду местности,
- формирование и умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности,
- продолжение знакомства с дорожными знаками – предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными,
- подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения,
- воспитание культуры поведения на улице и в общественном транспорте.
Условия реализации проекта:
Для того чтобы проект был полностью реализован, необходимо:
- чтобы дети и их родители были заинтересованы данным проектом, принимали в нём активное участие;
- чтобы работа велась систематически;
- чтобы все мероприятия проходили через все виды детской деятельности.
Трудоемкость, ограничения, риски:
Усвоение материала зависит от индивидуальных особенностей детей.
Организация образовательной деятельности, осуществляемая в различных видах детской деятельности. |
Образовательная деятельность в режимных моментах |
Самостоятельная деятельность детей (с использованием ресурсов среды). |
Взаимодействие с родителями. |
Подготовительный (мотивационный) |
|||
|
Беседа: «Правила для пешеходов и пассажиров»
Цель: формировать умение детей применять полученные знания в ситуациях, которые могут возникнуть на дороге и улице. |
Рассматривание сюжетных картин по ПДД, и составление по ним описательных рассказов |
Анкетирование родителей «Соблюдение дорожно-транспортной безопасности». Консультации для родителей: «Стань заметней на дороге», «Как сделать светоотражатель своими руками», «Безопасность на дорогах».
|
Основной (проблемно - деятельностный) |
|||
Составление рассказов на тему: «Я - пешеход»
Составление рассказов по мнемотаблицам по темам
Составление и чтение мнемодорожек по ПДД) (Мнедорожка "Переходя дорогу, посмотри налево и направо", "Нельзя перебегать проезжую часть", "Переходи дорогу на зеленый сигнал светофора")
Обыгрывание ситуаций: «Детское автокресло – моя безопасность».
Проблемная ситуация: «Кто управляет дорогой?».
Беседа-рассуждение «Что случится, если...» Цель: формировать у детей навыки осознанного безопасного поведения на улице, воспитывать желание беречь свою жизнь
Обсуждение маршрута «Мой безопасный путь». |
Проблемные ситуации на улицах родного города. Цели: Дать детям представление об улицах и дороге, пешеходном переходе и найти выходы их решения.
Проблемный вопрос «Почему запрещающие знаки красного цвета» Цель: уточнить знания детей о запрещающих дорожных знаках и их значении в жизни человека; формировать навыки безопасного поведения на улице; развивать память, мышление, речь детей; воспитывать привычку соблюдать правила дорожногодвижения.
Решение игровых и проблемных ситуаций на макетах по ПДД. ("Ты с бабушкой стоишь на остановке и ждешь автобус. Кто зайдет первым? Кто первым должен сесть и почему?", "Пешеходы подошли к перекрестку. Светофор не работает. Как перейти улицу?", " Ребенок-пешеход шел по тротуару. У него на дорогу выпал из рук мяч. Что делать?") |
Рассматривание иллюстраций, сюжетных картин, презентаций «Мой город».
Обратная связь: Рисунки по данной тематике для инспектора ГИБДД |
Разработка с родителей совместно с детьми «Мой безопасный путь».
Видеообращение к детям от инспектора ГИБДД (родителя -законного представителя)
Фотовыставка «Я -послушный пешеход».
Брошюра для родителей: «Безопасный город» Цель: дать представление о том, как важно правильно ходить и ездить по городу.
Организация индивидуальных бесед с родителями «Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге?» |
|
Целевая прогулка: «Проезжая часть около детского сада».
Беседа по сюжетным картинкам «Мой транспорт: самокат, велосипед» |
Подвижные игры: «Зебра», «Передай жезл», «Стоп — Идите», «Будь внимательным», «Светофор».
Сюжетно – ролевые игры: «Пешеход», «На дорогах города». |
|
Чтение и обсуждение познавательных и художественных произведений: Е. Житков «Светофор», С. Михалков «Моя улица», «Дядя Стёпа», Н. Калинин «Как ребята переходили улицу», В. Сиротов «Твой товарищ светофор», И. Серяков «Законы улиц и дорог», А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили».
Загадки, стихи, пословицы о транспорте, о дорожных знаках.
|
Моделирование: «Улица рядом с детским садом», «Где можно играть?» Цель: Формировать у детей представления опешеходах и правилах дорожного движения, мотивировать примерить ее на себя, возложить обязанности; развивать мышление, связную речь.
|
Подвижные игры: «Автомобиль и воробушки», «Будь внимателен!»; «Красный, желтый, зеленый», «Грузовики».
|
|
Просмотр фрагментов мультфильмов: «Смешарики: Азбука безопасности». |
|||
Настольно-печатные игры «Дорожное лото», «Знай и выполняй правила уличного движения», «Кто больше назовет дорожных знаков?», «Наша улица», «Собери знак». |
|||
Пальчиковые игры «Машины», «Дорожных правил очень много», «Постовой». |
|||
Заключительный (творческий) |
|||
Конструктивно-модельная деятельность «Машина времениэкологически чистая, удобная, безопасная, красивая». Лепка «Новый дорожный знак». Рисование «Я гуляю, и правила дорожные соблюдаю» |
Форд Бояр «Приключения в мире машин». |
Свободная деятельность: раскрашивание раскрасок, рисование по трафаретам.
|
Конкурс детского рисунка «Внимание! Дорога!».
Изготовление макета по ПДД
|
Заключение
К сожалению, правила дорожного движения написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей,используя их знания, терпение и такт, возможнонаучить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
Предложенный проект – попытка организовать на практике систему деятельности родителей и воспитателей ДОУ по обучению дошкольников основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов. Мы убедились, что такая система работы по обучению детей правилам дорожного движения дает, несомненно, положительные результаты, самое главное в нашем проекте, то, что мы смогли заинтересовать родителей и детей данной проблемой. Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.
Список литературы:
Методическая литература:
- Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. –СПб.: «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2003 – 144 с
- Беседы о правилах дорожного движения» Т.А. Шорыгина.
- Гудимов В.П. Сборник тематических загадок для дошкольников, - М.: Сфера, 2002.
- Прокофьева С., Сапгир Г., Мой приятель – светофор. М., 1998.
- Саулина Т.Ф «Три сигнала светофора» М.: «Мозаика - Синтез» 2008 – 112с.
- Степанкова Э.Я., Филенко М.В. Дошкольникам о правилах дорожного движения. М., 2002.
Художественная литература:
- Загадки, стихи о транспорте, о дорожных знаках;
- ЖитковЕ. «Светофор»;
- Михалков С. «Дядя Степа». «Моя улица»;
- Калинин Н. «Как ребята переходили улицу»;
- Сиротов В. «Твой товарищ светофор»;
- И. Серяков «Законы улиц и дорог»;
- А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили».