Проектная деятельность в подготовительной группе по ПДД «Букварь для ПДД»

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Дедова Елена Васильевна

Организация: МДОУ д/с «Елочка» г. Балашова Саратовской области

Населенный пункт: Саратовская область, г. Балашов

Автор: Маркарян Екатерина Александровна

Организация: МДОУ д/с «Елочка» г. Балашова Саратовской области

Населенный пункт: Саратовская область, г. Балашов

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является той ключевой проблемой, которой общество должно уделять особое внимание, решая ее на всех уровнях. Статистика гласит, что все чаще участниками дорожно-транспортных происшествий становятся дети, что связано со стабильным увеличением автомобильного парка населения и недостаточной подготовленностью детей к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе.

Специалисты сходятся во мнениях, что детям изучать правила безопасного поведения на улицах следует совместно с родителями. Поскольку взрослые не всегда сами знают, что необходимо ребенку, а потому отодвигают этот вопрос на второй план. Хуже того, родители на собственном примере могут демонстрировать несоблюдение правил дорожного движения. Данный проект, ориентирован на формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах, решить поставленные педагогические задачи в интересной, занимательной, игровой форме. Наша роль как педагогов в рамках данного проекта заключается не только в том, чтобы научить детей правилам дорожной безопасности, но и в том, чтобы привлечь родителей в необходимости их активного участия воспитании у ребенка транспортной культуры.

 

Новизна.

В ходе реализации проекта используются инновационные технологии:

  • технология проблемного обучения (практические задания);
  • мнемотехника (составление рассказов по мнемотаблицам, составление и чтение мнемодорожек по ПДД).

 

Цельпроекта: формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице.

Задачи:

- систематизация знаний детей об устройстве улицы, о дорожном движении,

- развитие свободной ориентировки в пределах ближайшей к детскому саду местности,

- формирование и умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности,

- продолжение знакомства с дорожными знаками – предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными,

- подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения,

- воспитание культуры поведения на улице и в общественном транспорте.

 

Условия реализации проекта:

Для того чтобы проект был полностью реализован, необходимо:

- чтобы дети и их родители были заинтересованы данным проектом, принимали в нём активное участие;

- чтобы работа велась систематически;

- чтобы все мероприятия проходили через все виды детской деятельности.

Трудоемкость, ограничения, риски:

Усвоение материала зависит от индивидуальных особенностей детей.

 

Организация образовательной деятельности, осуществляемая в различных видах детской деятельности.

 

Образовательная деятельность в режимных моментах

 

Самостоятельная деятельность детей (с использованием ресурсов среды).

 

Взаимодействие с родителями.

Подготовительный (мотивационный)

 

Беседа: «Правила для пешеходов и пассажиров»

 

Цель: формировать умение детей применять полученные знания в ситуациях, которые могут возникнуть на дороге и улице.

Рассматривание сюжетных картин по ПДД, и составление по ним описательных рассказов

Анкетирование родителей «Соблюдение дорожно-транспортной безопасности».

Консультации для родителей: «Стань заметней на дороге», «Как сделать светоотражатель своими руками», «Безопасность на дорогах».

 

Основной (проблемно - деятельностный)

Составление рассказов на тему: «Я - пешеход»

 

Составление рассказов по мнемотаблицам по темам

 

Составление и чтение мнемодорожек по ПДД) (Мнедорожка "Переходя дорогу, посмотри налево и направо", "Нельзя перебегать проезжую часть", "Переходи дорогу на зеленый сигнал светофора")

 

Обыгрывание ситуаций:

«Детское автокресло – моя безопасность».

 

Проблемная ситуация: «Кто управляет дорогой?».

 

Беседа-рассуждение «Что случится, если...»

Цель: формировать у детей навыки осознанного безопасного поведения на улице, воспитывать желание беречь свою жизнь

 

Обсуждение маршрута «Мой безопасный путь».

Проблемные ситуации на улицах родного города. Цели: Дать детям представление об улицах и дороге, пешеходном переходе и найти выходы их решения.

 

Проблемный вопрос «Почему запрещающие знаки красного цвета»

Цель: уточнить знания детей о запрещающих дорожных знаках и их значении в жизни человека; формировать навыки безопасного поведения на улице; развивать память, мышление, речь детей; воспитывать привычку соблюдать правила дорожногодвижения.

 

Решение игровых и проблемных ситуаций на макетах по ПДД. ("Ты с бабушкой стоишь на остановке и ждешь автобус. Кто зайдет первым? Кто первым должен сесть и почему?", "Пешеходы подошли к перекрестку. Светофор не работает. Как перейти улицу?",

" Ребенок-пешеход шел по тротуару. У него на дорогу выпал из рук мяч. Что делать?")

Рассматривание иллюстраций, сюжетных картин, презентаций «Мой город».

 

 

 

 

 

 

 

 

Обратная связь:

Рисунки по данной тематике

для инспектора ГИБДД

Разработка с родителей совместно с детьми «Мой безопасный путь».

 

 

Видеообращение к детям от инспектора ГИБДД (родителя -законного представителя)

 

Фотовыставка «Я -послушный пешеход».

 

Брошюра для родителей: «Безопасный город»

Цель: дать представление о том, как важно правильно ходить и ездить по городу.

 

Организация индивидуальных бесед с родителями «Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге?»

 

Целевая прогулка: «Проезжая часть около детского сада».

 

 

Беседа по сюжетным картинкам «Мой транспорт: самокат, велосипед»

Подвижные игры: «Зебра», «Передай жезл», «Стоп — Идите», «Будь внимательным», «Светофор».

 

Сюжетно – ролевые игры: «Пешеход», «На дорогах города».

Чтение и обсуждение познавательных и художественных произведений: Е. Житков «Светофор», С. Михалков «Моя улица», «Дядя Стёпа», Н. Калинин «Как ребята переходили улицу», В. Сиротов «Твой товарищ светофор», И. Серяков «Законы улиц и дорог», А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили».

 

Загадки, стихи, пословицы о транспорте, о дорожных знаках.

 

 

Моделирование: «Улица рядом с детским садом»,

«Где можно играть?»

Цель: Формировать у детей представления опешеходах и правилах дорожного движения, мотивировать примерить ее на себя, возложить обязанности; развивать мышление, связную речь.

 

 

Подвижные игры: «Автомобиль и воробушки», «Будь внимателен!»; «Красный, желтый, зеленый», «Грузовики».

 

Просмотр фрагментов мультфильмов: «Смешарики: Азбука безопасности».

Настольно-печатные игры «Дорожное лото», «Знай и выполняй правила уличного движения», «Кто больше назовет дорожных знаков?», «Наша улица», «Собери знак».

Пальчиковые игры «Машины», «Дорожных правил очень много», «Постовой».

Заключительный (творческий)

Конструктивно-модельная деятельность «Машина времениэкологически чистая, удобная, безопасная, красивая».

Лепка «Новый дорожный знак».

Рисование «Я гуляю, и правила дорожные соблюдаю»

Форд Бояр «Приключения в мире машин».

Свободная деятельность: раскрашивание раскрасок, рисование по трафаретам.

 

 

Конкурс детского рисунка «Внимание! Дорога!».

 

Изготовление макета по ПДД

 

 

Заключение

К сожалению, правила дорожного движения написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей,используя их знания, терпение и такт, возможнонаучить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

Предложенный проект – попытка организовать на практике систему деятельности родителей и воспитателей ДОУ по обучению дошкольников основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов. Мы убедились, что такая система работы по обучению детей правилам дорожного движения дает, несомненно, положительные результаты, самое главное в нашем проекте, то, что мы смогли заинтересовать родителей и детей данной проблемой. Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

Методическая литература:

 

  1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. –СПб.: «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2003 – 144 с
  2. Беседы о правилах дорожного движения» Т.А. Шорыгина.
  3. Гудимов В.П. Сборник тематических загадок для дошкольников, - М.: Сфера, 2002.
  4. Прокофьева С., Сапгир Г., Мой приятель – светофор. М., 1998.
  5. Саулина Т.Ф «Три сигнала светофора» М.: «Мозаика - Синтез» 2008 – 112с.
  6. Степанкова Э.Я., Филенко М.В. Дошкольникам о правилах дорожного движения. М., 2002.

 

Художественная литература:

 

  1. Загадки, стихи о транспорте, о дорожных знаках;
  2. ЖитковЕ. «Светофор»;
  3. Михалков С. «Дядя Степа». «Моя улица»;
  4. Калинин Н. «Как ребята переходили улицу»;
  5. Сиротов В. «Твой товарищ светофор»;
  6. И. Серяков «Законы улиц и дорог»;
  7. А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили».

 

 

 

Опубликовано: 28.03.2022