Развитие пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи

Конференция: Коррекционная работа в ДОУ

Автор: Карабанова Светлана Евгеньевна

Организация: МБДОУ№85 «Малиновка»

Населенный пункт: Архангельская область, г. Северодвинск

Своевременное овладение пространственными представлениями имеет большое значение для становления полноценной личности ребенка, является одной из предпосылок для овладения элементарными математическими представлениями, грамотой и способствует дальнейшему успешному обучению ребенка в школе.

Нарушение пространственных представлений затрудняет овладение устной, а в дальнейшем и письменной речью. Это достаточно стойкое нарушение и преодолевается оно с большим трудом.

Обязательным условием эффективности проводимой работы на любом этапе является накопление детьми разнообразного опыта не только практического различения пространственных признаков и отношений, но и их вербального обозначения и оперирования в мыслительном плане. Быстрый и ощутимый коррекционно-развивающий эффект в работе может быть достигнут также за счёт привлечения к выполнению того или иного задания максимально возможного числа анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, двигательного, кинестетического), комплексная и содружественная работа которых обеспечивает формирование более устойчивых и правильных пространственных представлений.

С целью развития и уточнения пространственных представлений необходимо учитывать закономерности формирования пространственных функций в онтогенезе и в связи с этим проводить логопедическую работу по следующему плану:

Развитие и уточнение пространственных представлений.

1) дифференциация правых и левых частей тела – правая и левая рука, нога;
правый и левый глаз; правое и левое ухо. Параллельно уточняются те названия парных частей тела, которые с трудом закрепляются в словаре детей с нарушениями речи. Например: голень, бедро, щиколотка, запястье, стопа, кисть, плечо и т. д.

На этом этапе можно предложить детям такие задания и упражнения:

- Подними правую руку, левую руку.

- Покажи, где у меня правая, левая рука.

- Назови предметы, которые расположены справа от тебя, слева от тебя.

- Пробы Хеда.

 

 

а) Наглядный вариант:

Ребёнку предлагается воспроизвести движения, выполняемые сидящим напротив обследующим: коснуться левой рукой правого уха, правой рукой левого глаза, правой рукой правого глаза и т. д. Выполнение задания требует мысленной пространственной переориентации для преодоления тенденции к зрительному воспроизведению.

Ошибки возникают не только при нарушении пространственного праксиса, но и при снижение психической активности.

б) Речевой вариант:

Простая ориентировка. Инструкция: «Подними левую руку, покажи правый глаз, левую ногу».

2) Ориентировка в окружающем пространстве.

При этом учитывается что, ориентировка в горизонтальных направлениях (сзади – спереди, вперёд – назад) страдает больше, чем в вертикальных (вверху – внизу, сверху – снизу, над – под). Наиболее яркой отличительной особенностью данной категории детей является неспособность овладеть понятиями слева – справа, левый – правый, лево – право.
А. Н. Корнев связывает это с тем, что среди всех речевых обозначений направлений пространства понятия «левое» и «правое» являются наименее чувственно подкреплёнными, весьма отвлечёнными. В отличие от этого, понятия «впереди – позади» подкрепляются ощущением различий вентральной и дорзальной частей тела, а «верх – низ» - отношениями к вертикальной оси «голова - ноги». Подобная абстрактность значительно
затрудняет усвоение данных словесных категорий в онтогенезе, требует высокой степени осознанности пространственных представлений.

Можно предложить выполнить детям такие задания:

- Положить ручку справа от тетради; положить карандаш слева от книги;
сказать, где находится ручка по отношению к книге – справа или слева; где находится карандаш по отношении к тетради – слева или справа. Аналогичная работа проводится по определению пространственного расположения трёх предметов. Логопед предлагает детям выполнить следующие примерные задания: «Положите книгу перед собой, слева от неё положи карандаш, справа – ручку» и т. д.

-Стоя друг за другом, назвать стоящего впереди, стоящего сзади; стоя в
шеренге, назвать стоящего справа, стоящего слева.

-На демонстрационном полотне расположить по инструкции соответствующие картинки слева и справа от заданного предмета.

-Сидя за столом определить его правый и левый края.

-Определить место соседа по отношению к себе, соотнеся это с соответствующей своей рукой; определить своё место по отношению к соседу, ориентируясь на руку соседа.

-Стоя попарно, лицом друг к другу, по команде логопеда один из каждой пары определяет сначала у себя, затем у товарища правую руку, левую ногу и т. д., затем роли меняются.

-Определить правый и левый рукава у блузки, лежащей
а) спинкой вверх;

б) спинкой вниз.

-Определить левый и правый карманы у джинсов (вид спереди и сзади).

-Определить, след правой или левой ноги отпечатан на песке.

- Последовательность воспроизведения расположения ряда цветов радуги Расположи цвета радуги в правильной последовательности. В случае затруднения воспользуйся подсказкой. (Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан).

- Последовательность цифрового ряда на примере чисел первого десятка:

1 2 3 4 5 6 7 8 9

а) Назовите первое число справа; первое число слева. Какое из них больше?
В каком направлении возрастают числа в ряду?
б) Прочитайте ряд в обратном порядке (т. е. справа налево). Как изменяется
величина чисел в этом направлении? (Уменьшается).
в) Покажите число 4. Есть ли у него соседи в ряду? Какое число стоит слева
от 4? Больше оно или меньше, чем 4? Назовите соседей числа 4 справа, сравните по величине.

г) покажи соседа слева;

д) покажи соседа справа;

е) верни число на место.

-Определи пространственное расположение рисунков на картинке относительно друг друга.

Что находится в центре рисунка?

Что находится в правом верхнем углу?

Что находится слева от какого- либо предмета? и т. д.

Таким образом, включение в систему коррекционной работы заданий и
упражнений, направленных на развитие и уточнение пространственных представлений будет способствовать совершенствованию лексического и грамматического компонента речи, положительно отразится на формирование неречевых процессов (внимания, памяти, мышления), упредит возникновение графических и грамматических ошибок на письме. Всё это неизбежно положительно скажется и на речевом, и на общем развитии ребёнка.

 

Литература.

  1. Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания у старших дошкольников и младших школьников - СПб., 2003.
  2. Земцова О.Н. Ориентируемся в пространстве. – М., 2005.
  3. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.,1985.

 

Опубликовано: 09.03.2022