Развитие пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи
Конференция: Коррекционная работа в ДОУ
Автор: Карабанова Светлана Евгеньевна
Организация: МБДОУ№85 «Малиновка»
Населенный пункт: Архангельская область, г. Северодвинск
Своевременное овладение пространственными представлениями имеет большое значение для становления полноценной личности ребенка, является одной из предпосылок для овладения элементарными математическими представлениями, грамотой и способствует дальнейшему успешному обучению ребенка в школе.
Нарушение пространственных представлений затрудняет овладение устной, а в дальнейшем и письменной речью. Это достаточно стойкое нарушение и преодолевается оно с большим трудом.
Обязательным условием эффективности проводимой работы на любом этапе является накопление детьми разнообразного опыта не только практического различения пространственных признаков и отношений, но и их вербального обозначения и оперирования в мыслительном плане. Быстрый и ощутимый коррекционно-развивающий эффект в работе может быть достигнут также за счёт привлечения к выполнению того или иного задания максимально возможного числа анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, двигательного, кинестетического), комплексная и содружественная работа которых обеспечивает формирование более устойчивых и правильных пространственных представлений.
С целью развития и уточнения пространственных представлений необходимо учитывать закономерности формирования пространственных функций в онтогенезе и в связи с этим проводить логопедическую работу по следующему плану:
Развитие и уточнение пространственных представлений.
1) дифференциация правых и левых частей тела – правая и левая рука, нога;
правый и левый глаз; правое и левое ухо. Параллельно уточняются те названия парных частей тела, которые с трудом закрепляются в словаре детей с нарушениями речи. Например: голень, бедро, щиколотка, запястье, стопа, кисть, плечо и т. д.
На этом этапе можно предложить детям такие задания и упражнения:
- Подними правую руку, левую руку.
- Покажи, где у меня правая, левая рука.
- Назови предметы, которые расположены справа от тебя, слева от тебя.
- Пробы Хеда.
а) Наглядный вариант:
Ребёнку предлагается воспроизвести движения, выполняемые сидящим напротив обследующим: коснуться левой рукой правого уха, правой рукой левого глаза, правой рукой правого глаза и т. д. Выполнение задания требует мысленной пространственной переориентации для преодоления тенденции к зрительному воспроизведению.
Ошибки возникают не только при нарушении пространственного праксиса, но и при снижение психической активности.
б) Речевой вариант:
Простая ориентировка. Инструкция: «Подними левую руку, покажи правый глаз, левую ногу».
2) Ориентировка в окружающем пространстве.
При этом учитывается что, ориентировка в горизонтальных направлениях (сзади – спереди, вперёд – назад) страдает больше, чем в вертикальных (вверху – внизу, сверху – снизу, над – под). Наиболее яркой отличительной особенностью данной категории детей является неспособность овладеть понятиями слева – справа, левый – правый, лево – право.
А. Н. Корнев связывает это с тем, что среди всех речевых обозначений направлений пространства понятия «левое» и «правое» являются наименее чувственно подкреплёнными, весьма отвлечёнными. В отличие от этого, понятия «впереди – позади» подкрепляются ощущением различий вентральной и дорзальной частей тела, а «верх – низ» - отношениями к вертикальной оси «голова - ноги». Подобная абстрактность значительно
затрудняет усвоение данных словесных категорий в онтогенезе, требует высокой степени осознанности пространственных представлений.
Можно предложить выполнить детям такие задания:
- Положить ручку справа от тетради; положить карандаш слева от книги;
сказать, где находится ручка по отношению к книге – справа или слева; где находится карандаш по отношении к тетради – слева или справа. Аналогичная работа проводится по определению пространственного расположения трёх предметов. Логопед предлагает детям выполнить следующие примерные задания: «Положите книгу перед собой, слева от неё положи карандаш, справа – ручку» и т. д.
-Стоя друг за другом, назвать стоящего впереди, стоящего сзади; стоя в
шеренге, назвать стоящего справа, стоящего слева.
-На демонстрационном полотне расположить по инструкции соответствующие картинки слева и справа от заданного предмета.
-Сидя за столом определить его правый и левый края.
-Определить место соседа по отношению к себе, соотнеся это с соответствующей своей рукой; определить своё место по отношению к соседу, ориентируясь на руку соседа.
-Стоя попарно, лицом друг к другу, по команде логопеда один из каждой пары определяет сначала у себя, затем у товарища правую руку, левую ногу и т. д., затем роли меняются.
-Определить правый и левый рукава у блузки, лежащей
а) спинкой вверх;
б) спинкой вниз.
-Определить левый и правый карманы у джинсов (вид спереди и сзади).
-Определить, след правой или левой ноги отпечатан на песке.
- Последовательность воспроизведения расположения ряда цветов радуги Расположи цвета радуги в правильной последовательности. В случае затруднения воспользуйся подсказкой. (Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан).
- Последовательность цифрового ряда на примере чисел первого десятка:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
а) Назовите первое число справа; первое число слева. Какое из них больше?
В каком направлении возрастают числа в ряду?
б) Прочитайте ряд в обратном порядке (т. е. справа налево). Как изменяется
величина чисел в этом направлении? (Уменьшается).
в) Покажите число 4. Есть ли у него соседи в ряду? Какое число стоит слева
от 4? Больше оно или меньше, чем 4? Назовите соседей числа 4 справа, сравните по величине.
г) покажи соседа слева;
д) покажи соседа справа;
е) верни число на место.
-Определи пространственное расположение рисунков на картинке относительно друг друга.
Что находится в центре рисунка?
Что находится в правом верхнем углу?
Что находится слева от какого- либо предмета? и т. д.
Таким образом, включение в систему коррекционной работы заданий и
упражнений, направленных на развитие и уточнение пространственных представлений будет способствовать совершенствованию лексического и грамматического компонента речи, положительно отразится на формирование неречевых процессов (внимания, памяти, мышления), упредит возникновение графических и грамматических ошибок на письме. Всё это неизбежно положительно скажется и на речевом, и на общем развитии ребёнка.
Литература.
- Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания у старших дошкольников и младших школьников - СПб., 2003.
- Земцова О.Н. Ориентируемся в пространстве. – М., 2005.
- Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.,1985.