Социо-игровая технология как средство развития коммуникативности у дошкольников

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Гудим Виктория Юрьевна

Организация: МДОУ «Таврический детский сад № 2»

Населенный пункт: Омская область, р.п. Таврическое

В своей педагогической деятельности я столкнулась с проблемой «непринятого ребенка». Такой ребенок не активен в общении, он застенчив, не знает, как привлечь внимание сверстников, поэтому его не замечают, с ним никто не играет, он детям неинтересен. Чаще всего это бывает, когда ребенок пришел в уже сложившийся коллектив или часто пропускает детский сад. К такому ребенку никто не бросится радостно при встрече после долгого отсутствия, никто не заметит, что его нет в группе.

Одних детей устраивает быть незаметным, другие страдают от такого положения, но мы, взрослые, не вправе закрывать на это глаза!

Мы живем в веке инновационных технологий. Нас окружают различные гаджеты, а планшеты и ноутбуки есть практически в каждом доме. В руках ребенка телефон – нет равнодушия, насмешек, обид, только виртуальный мир! С одной стороны, это здорово, что дети быстро и легко осваивают достижения технического прогресса, а с другой - происходит потеря живого общения, нехватка движения, дефицит речи. Ещё один факт – резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Дети теряют способность и желание самостоятельно занять себя, интересно и творчески играть. Они не прилагают усилий для придумывания новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Кроме того, имеет место повышение детской жестокости и агрессивности. Жестокость и насилие становится чем-то привычным, стирается ощущение порога дозволенности. При этом дети не отдают себе отчёта в собственных действиях и не предвидят их последствий. Поэтому воспитатели пытаются найти ответ на вопросы, как помочь ребенку не чувствовать себя лишним в коллективе, можно ли научить его полноценно и свободно общаться со сверстниками. Следствием роста личности непринятого ребенка, его потенциала, является возникновение чувства радости достигнутого. Непринятые дети должны научиться добиваться успеха, пусть небольшого, но способного изменить к ним отношение сверстников в группе.

Поэтому, смысл деятельности педагога состоит в том, что бы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха.

Чтобы решить проблему и шагать в ногу с ФГОС, которые гласят о том, чтобы человеку быть активным участником общественной жизни, и реализовать себя как личность, необходимо постоянно проявлять творческую активность, быть самостоятельным, иметь возможность развивать свои способности, постоянно познавать новое и самосовершенствоваться, мы остановились на современной педагогической технологии «Социо - игровая педагогика» (Е. Ершовой, В. Букатова). Одна из эффективных форм создания ситуации успеха дошкольника.

Социо - игровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками. Направлена на развитие коммуникативности у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой и со взрослым.

В социо - игровой технологии существует 3 главных компонента непосредственно образовательной деятельности: движение, вариативность и работа детей в микро группах. Стараюсь в своей деятельности не отходить от сущности социо - игрового стиля: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки».

С детьми старшей группы, была проведена диагностика М.И.Лисиной «Определение уровня сформированности коммуникативной деятельности».

Учитывая результаты обследования, для дошкольников был подобран комплекс игр.

1. Игры рабочего настроя: «Разведчики» , «Люблю – не люблю», «Летает - не летает», «Волшебная палочка», «Встань по пальцам», «Стою, на кого -то смотрю», «Как тебя зовут?»и др.

Задачи: пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела.

Например: игра «Пирамида любви»

Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям; развивать коммуникативные способности.

Ход: дети стоят в кругу. Воспитатель говорит: «Каждый из нас что-то или кого-то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы. (Рассказы детей.) А сейчас давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть своё любимое и класть свою руку. (Дети выстраивают пирамиду.) Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида. Высокая, потому что мы любимы и любим сами».

2. Игры – разминки: «Зеркало», «Заводные человечки», «Руки – ноги» , «Карлики-великаны» .

Задачи: разрядка трудоёмкой и затянувшейся работы или, наоборот, ожидания; снятие усталости; переход от одного вида деятельности к другому. Общим для игр данной группы является принцип всеобщей доступности, элемент соревновательности и смешного, несерьёзного выигрыша. В играх – разминках доминирует механизм деятельного и психологически активного отдыха.

Например: игра «Ладонь в ладонь»

Дети в паре прижимают свои ладошки к ладошкам другого и таким образом, не отрывая ладошки, друг от друга, двигаются по комнате, где они преодолевают различные препятствия. При этом останавливаться нельзя, если пара остановилась, тогда она приседает.

Это упражнение очень эффективно собирает внимание. В результате работы над ним ощутимо меняется мобилизованность каждого из участников. Упражнение можно включать в любой вид деятельности и на всех этапах и периодах занятий. Такую разминку удобно использовать при переходе от одной учебной темы к другой, для снятия стресса, для кратковременной двигательной активности детей во время напряжённо – статичного занятия.

3. Игры социо-игрового приобщения к делу: «Комплимент», «Снежный ком», «Составь слово», «Живой алфавит» ,…

Задача: выстраивание деловых отношений детей с педагогом. Могут использоваться в процессе усвоения или закрепления материала.

Например: игра «Снежная королева»

Цель: развитие умения давать доброжелательную оценку другому человеку.

Ход: Воспитатель предлагает вспомнить сказку «Снежная королева» и говорит, что у нее есть предложение: Кай и Герда выросли и сделали волшебные очки, через которые можно было разглядеть все то хорошее, что есть в каждом человеке. Воспитатель предлагает «примерить эти очки» и посмотреть внимательно друг на друга, стараясь в каждом увидеть как можно больше хорошего и рассказать об этом. Взрослый первый надевает «очки» и дает образец описания двух-трех детей. После игры дети говорят, какие трудности они испытали в роли рассматривающих, что чувствовали. Игру можно проводить несколько раз, отмечая, что с каждым разом детям удавалось увидеть больше хорошего.

Вариант. Можно предложить всей группе «надеть очки» и поочередно разглядывать каждого

4. Игры творческого самоутверждения: «Через стекло», «Скульптура и глина», «Тело в деле», «Зеркало», «Прогулка»

Например: «Магазин игрушек»

Цель: развитие умения понимать друг друга, снятие психического напряжения, страха социальных контактов, коммуникативной робости.

Ход: дети делятся на две группы – «покупатели» и «игрушки». Последние загадывают, какой игрушкой каждый из них будет, и принимают позы, характерные для них. Покупатели подходят к ним и спрашивают: что это за игрушки? Каждая игрушка, услышав вопрос, начинает двигаться, совершая характерные для нее действия. Покупатель должен догадаться, какую игрушку ему показывают. Недогадавшийся уходит без покупки.

При их выполнении учитывается художественно- исполнительский результат действия. Однако не следует считать, что задания этой группы нужны детям только с особой творческой одаренностью. Целесообразно рассматривать творческую активность каждого ребенка.

5. Игры вольные: «Ловишки», «Колечко-колечко», «Мы – веселые ребята», «Лохматый пес», «День и ночь», «Воробьи-вороны» и др.

Задача: физически активный и психологически эффективный отдых.

Игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т. е. их не всегда можно выполнять в комнате. Игра возникает из особого, необычного сочетания разнохарактерных усилий. Мы соединяем дело для головы с делом для ног, дело для глаз с делом для ушей и делом для языка (слушать, слышать и вслушиваться в речь собеседника, и тогда дела становятся игрой).

Например: «Где мы были-не скажем, а что делали - покажем»

Дети делятся на группы. Дети каждой группы договариваются о том, какое действие они будут выполнять, самостоятельно продумывают и представляют сюжет, при этом все действия производят молча. Другая группа должна догадаться, что им показали. Затем группы меняются ролями.

Итогом игрового занятия, является ритуал. Используется тихая спокойная музыка. Дети встают в круг, берутся за руки и передают друг другу позитив, хорошее настроение, улыбку на целый день. В конце мероприятия дети заполняют «Экран настроения», как они себя чувствуют после проведенных игр.

По завершению мониторинга, с целью определения уровня сформированности коммуникативных навыков старших дошкольников, мы провели анализ полученных данных. Обследование показало, что использование комплекса игр социо-игрового стиля дает положительный эффект в решении проблемы «непринятого ребенка».

Таким образом, в результате применения социо-игровой технологии дети учатся слушать и слышать друг друга, выражать своё мнение, договариваться, приходить к согласию. Кроме того, у них развивается речевое взаимодействие; формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам; они учатся работать в команде, отстаивать свою точку зрения, разумно и доброжелательно возражать взрослым; отсутствует чувство страха за ошибку. Доказано, что в основе творческого активного самочувствия любого человека лежит вера в собственные силы, а это невозможно без приобретения опыта достижения и переживания успеха.

Список литературы

  1. Дубина Л.В. Развитие у детей коммуникативных способностей. // Дошкольное воспитание, 2005, № 10
  2. Каравасилиади С.К. Формирование коммуникативных навыков у дошкольников // Наша сеть: социальная сеть работников образования. URL: http: //nsportal. ru/detskiy-sad/raznoe/2014/09/04/formirovanie-kommunikativnykh-navykov-u-doshkolnikov
  3. Шевченко, А.А., Социо-игры на познавательных занятиях. ЗАТО г. Железногорск, 2011г.
  4. Шулешко, Е.Е. Социоигровые подходы в педагогике / Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова.
  5. Шулешко Е.С. Влияние уровня социальной компетентности детей дошкольного возраста на межличностные отношения. В сборнике: Лучшая научно-исследовательская работа 2019 сборник статей XXII Международного научно-исследовательского конкурса. 2019
Опубликовано: 19.02.2022