Взаимодействие с родителями воспитанников по формированию ценностей здорового образа жизни

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Базарова Евгения Сергеевна

Организация: МБДОУ ДС №71 «Почемучка»

Населенный пункт: Белгородская область, г. Старый Оскол

Автор: Новикова Наталья Владимировна

Организация: МБДОУ ДС №71 «Почемучка»

Населенный пункт: Белгородская область, г. Старый Оскол

Состояние здоровья молодого поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Трудовые запасы страны, ее безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально-нравственный уровень населения непосредственно связаны с состоянием здоровья молодежи. Внимание к вопросам здоровья в нашей стране в последние годы заметно возросло, соответственно усилилось внимание к здоровью и дошкольников. О неблагополучии в этой сфере знали и говорили давно, но сегодня проблема стоит особенно остро.

Ключевые слова: семья, здоровый образ жизни, проект «Танцы+», здоровьесберегающие технологии.

Президент России Владимир Владимирович Путин выступая с ежегодным посланием Федеральному Собранию, рассказал, что одна из главных задач образовательных учреждений – здоровье детей. На дошкольника, живущего в нашем регионе сильное влияние оказывают экологические факторы, в результате чего снижаются иммунологические свойства организма, интенсивность обменных веществ, расстраиваются физиологические функции, повышаются утомляемость, повышается утомляемость и сонливость, появляется склонность к аллергическим состояниям и авитаминозом. Благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребенка могут быть реализованы лишь при тесном взаимодействии двух социальных институтов – детского сада и семьи. Совместная деятельность педагогов ДОУ и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию ЗОЖ имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. В.А. Сухомлинский справедливо отмечал: «Семья – та первичная среда, где человек учится творить добро». Возрождение традиций семейного физического воспитания в современных условиях значимо не только ля улучшения здоровья подрастающего поколения, но и для укрепления семенных ценностей. Поэтому в основе педагогике оздоровления, по мнению российского ученого – педиатра

и педагога Ю.Ф. Змановского, лежит «представление о здоровом ребенке как эталоне и практически достижимой норме детского развития» Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ со всеми участниками образовательного процесса? В нашем детском саду был проведен анкетный опрос родителей с участием 130 респондентов с целью выявления их роли в формировании здоровья детей и приобщения их к ЗОЖ. Оказалось, то для большинства родителей, наиболее предпочтительными детьми видами деятельности во время пребывания дома являются: просмотр ТВ и игр на компьютере (65%), занятия рисование и лепкой (20 %), прослушивание рассказов, сказок (5%), игры в спортивном зале (15%). Таки образом, для большинства родителей (55%) необходима потребность в информации о профилактике простудных заболевания. Гораздо меньше их интересуют вопросы эмоционального здоровья детей, организации спортивных игр, рационального питания. Практически не востребованы вопросы организации активного отдыха в семье. Поиск эффективных способов в данном направлении предусматривал повышение роли родителей в оздоровлении детей, создании традиций семейного физического воспитания. Выявление негативных факторов заставили педагогический коллектив начать поиск внутренних резервов совершенствования деятельности ДОУ. Педагоги, совместно с музыкальным руководителем и педагогом – психологом разработали проект – «Танцы+» с использованием элементов танцевально-оздоровительной аэробики для детей ДОУ и их родителей, законных представителей. В родительском уголке была размещена информация об открытии и начале работы проекта «Танцы+» в виде приглашения с просьбой принять активное участие. Педагогический коллектив занялся изучением научной и педагогической литературы по предполагаемому проекту. Создали календарно – тематические планы, разработали методические материалы для реализации проекта. Работу по вовлечению родителей в совместную работу с ДОУ мы выстроили по нескольким направлениям. Для этого взяли за основу труды автора Кротовой «Формы взаимодействия с семьей». Основная поставленная перед нами задача в реализации проекта- укрепление здоровья ребенка, профилактика наиболее частых простудных заболеваний, коррекция имеющихся отклонений в состоянии здоровья, укрепление детско- родительских отношений. Занятия «Танцы+» предполагает активные занятия в игровой форме, состоящие из двух частей: двигательная с элементами танцевальной аэробики, вторая – релаксационная, с использованием элементов музыкотерапии и ароматерапии. Дети танцуя, выполняют несложные физические упражнения под специально подобранные песни из мультфильмов либо под классическую музыку, также выполняют движения за педагогом или глядя на экран за мультипликационными героями. Помимо традиционных методов (таких как Stepbystep - помогающие формированию умения держать баланс тела, развиваямоторику), для осуществления данного замысла способствовало включение в работу современных фитнес – технологий, таких как музыкоароматерапия, которое влияет на восприятие детей, развивает воображение, память. Данные технологии вносят положительные эмоции, удовлетворяющие потребности в укреплении здоровья, стимулирующие психофизические процессы. Доступность направлений детской танцевально-оздоровительной аэробики определяется, прежде всего, тем, что их содержание базируется на простых музыкально-ритмических движениях, с использованием инновационных здоровье сберегающих технологий, нетрадиционных форм организации занятий, таких как Лого-аэробика или логопедическая ритмика. Ее приемы позволяют развивать одновременно скелетные мышцы, речевые центры и органы дыхания, развитие координации. Здесь гимнастические упражнения сопровождаются проговариванием стишков и выполнением дыхательных упражнений. Занятия обычно проводятся под музыкальное сопровождение. Помимо используемых ранее методов, с целью повышения результативности, было принято решении об использовании дополнительных средств, которые будут влиять на положительный результат. Наглядность – этот принцип обязывает строить занятия с широким использованием наглядности. Наглядность означает привлечение органов чувств человека в процессе познания. Практическая наглядность осуществляется в таких формах, как зрительная, звуковая и двигательная - для этого был приобретен ЖК телевизор и музыкальный центр, благодаря которому дети смогут в теплые летние дни сочетать занятия «Танцы+» с витамином «Д» на улице.

Взаимная удовлетворенность совместной деятельности всех участников процесса и баланс их интересов обеспечили результативность проекта «Танцы+»:

-родители осознают свою роль и возможности в формировании здоровья ребенка и всей семьи;

- повысилась самооценка родителей, их авторитетность;

- выросло мастерство педагогов по взаимодействию с семьями воспитанников.

Готовность родителей к конструктивным партнерским взаимоотношениям с коллективом ДОУ, их осознанное отношение к воспитательной функции семьи обеспечивают положительную динамику показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на ЗОЖ. На данный момент у большинства родителей и детей сложились дружеские отношения, у родителей увеличился интерес к работе детского сада и педагогов в целом, увеличился рост их педагогических интересов и знаний. Таким образом, использование инновационных методов и технологи в формировании здоровьесбережения дошкольников, которые основаны н взаимоуважение, демократизации и гуманистических подходах. Реализация задач работы с родителями по здоровьесбережению позволило определить значимость: обучение шло без напряжения, не вызывая у дошкольников утомления и состояния тревожности, а качество усвоения знаний и представлений было максимальным, о чем свидетельствует результаты конечной диагностики.

Список использованной литературы:

1. Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход / Т.В. Ахутина. – Школа здоровья. 2015. – Т. №2. – С.21- 28. // Режим доступа: https://iknigi.net/avtor-ekaterina-garaeva/108227-zdorovesberegayuschie-tehnologii-v-professionalno-pedagogicheskom-obrazovanii-ekaterina-garaeva/read/page-2.html

2. Маханева, М.Д. Воспитание здорового ребёнка Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. // Москва АРКТИ, 2017.

3. Пензулаева, Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). / Л.И. Пензулаева. – М.: ВЛАДОС, 2016. // Режим доступа: https://iknigi.net/avtor-lyudmila-penzulaeva/70733-ozdorovitelnaya-gimnastika-dlya-detey-3-7-let-kompleksy-ozdorovitelnoy-gimnastiki-lyudmila-penzulaeva/read/page-1.html

4. Рунова, М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. / М.А. Рунова. – Москва Мозаика. – Синтез, 2018. // Режим доступа: https://ciur.ru/izh_dou/izh_ds135/Lists/osn_edu/Attachments/61/%D0%A0%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0.pdf

Опубликовано: 03.12.2021