Формирование основ финансовой грамотности у детей 6-7 лет через сюжетно-ролевые игры

Конференция: Развитие игровой деятельности в условиях ФГОС ДО

Автор: Холопова Александра Борисовна

Организация: МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 114»

Населенный пункт: Республика Коми, г. Сыктывкар

Финансовая грамотность - это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

Ребенок - дошкольник практически ежедневно слышит в семье, от взрослых и сверстников такие понятия, как деньги, продукты, цены, дорого, дешево, экономить, и т.п. Поэтому проблема финансового воспитания (грамотности) становится актуальной применительно уже к подготовительному дошкольному возрасту, как так это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья». Именно подготовительный дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения индивидуально- психологических особенностей личности, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово-грамотного человека. Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в лексикон включается все больше слов финансовой среды. Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни! Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретение финансовой самостоятельности, а так же заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.

Проблемы формирования финансовой грамотности у детей определяется следующими обстоятельствами, в числе которых:

ü социальное разделение семей с высоким и низким финансовым доходом и положением;

ü экономический кризис в обществе, который втягивает в товарно-денежные отношения подрастающее поколение;

ü кардинальную трансформацию института образования, как позитивные (вариативность школ, новые технологии в подготовке учителей и др.), так и негативные (повышение оплаты за учебно-методическую литературу и др.);

ü поляризация детского сообщества (по материальному, образовательному и др. признакам), повышение уровня криминализации детской среды, утрата ценностных ориентации и духовная деградация;

ü защитные реакции детей на втягивание их в процесс самостоятельного разрешения проблемных материальных и духовных потребностей.

Таким образом возникли реальные противоречия: между необходимостью формирования финансовой грамотности у детей 6-7 лет и недостаточной разработкой соответствующего эффективного содержания и привлечением всех возможных средств и методов в свете новейших экономических исследований. Педагогическая идея заключается в образовании эффективной системы использования сюжетно-ролевых игр по формированию основ финансовой грамотности у детей 6-7 лет.

Сюжетно-ролевые игры дошкольников – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Эта игра – наиболее спонтанное проявление ребенка и, вместе с тем, она строится на взаимодействии ребенка со взрослым. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка, -это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей. Согласно Р.А. Иванковой, «сюжет игры – это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры – характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий». Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего, ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отожествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра и др.), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного). В сюжетно-ролевой игре дошкольники вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли, оговаривают правила). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента).

Сюжетно-ролевые игры: «Банк»: включает в себя основные экономические представления; «Кондитерская фабрика»: знакомит детей с производством и реализацией товара, новыми профессиями, с акциями, презентацией нового товара, службой маркетинга; «Круиз»: расширяет кругозор социальных отношений; «Тренажерный зал»: направлена на закрепление полученных представлений о здоровом образе жизни. В этих играх можно отразить разнообразие экономических отношений.

Таким образом, использования сюжетно-ролевых игр наметилась положительная динамика при повышении уровней финансовой грамотности; формируется стремление к познавательной активности.

 

Список литературы:

1. Алоева, А. Дети и деньги / А. Алоева. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. – С. 260-266.

2. Блискавка, Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Е. Блискавка. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 80 с.

3. Бойченко, Н.А. Сюжетно-ролевые игры дошкольников / Н.А. Бойченко. – Киев: «Радянская школа», 2008. – 654 с.

4. Венгер, Л.А. Умственное развитие детей дошкольного возраста / Л.А. Венгер. – М.: Педагогика, 2006. – 168 с.

Опубликовано: 29.04.2021