Формирование основ краеведения у детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Латышева Юлия Алексеевна

Организация: МБДОУ «Чистогорский детский сад №1» комб. вида

Населенный пункт: Кемеровская область, п. Чистогорский

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства бесконечной любви к Родине».

В. А. Сухомлинский.

 

В основе существования и развития любой исторической общности людей лежит духовный стержень, который базируется на чувстве патриотизма, чувстве любви и уважения к предкам, к своему Отечеству. Патриотическое поведение человека становится возможным лишь в тех случаях, когда он глубоко осознает связь с Отчизной, понимает свою сопричастность к её судьбе. В результате этого понимания во внутреннем мире рождается специфическое душевное состояние, своеобразное патриотическое настроение, так называемое чувство любви к Родине. Формирование отношения к стране и государству начинается с детства. Поэтому одной из главных задач дошкольного образования является патриотическое воспитание. Для малышей понятие Родины слишком абстрактно. Им еще сложно представить, что они живут в огромной стране, которая называется Россией, что они часть этой страны. Как они смогут полюбить то, чего не знают? Поэтому основное внимание в своей работе по патриотическому воспитанию мы уделяем знакомству детей с родным краем, поселком, в котором они живут. Одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств является краеведение. Оно раскрывает связь родного поселка с Родиной.

Что же такое краеведение? Это изучение природы родного края, его хозяйства, экологических проблем, особенностей населения, истории и культуры. «Край» - понятие условное и зависит от того, кто и с какой целью его изучает. Это может быть и город, и район, и улица, т.е. то, что нас окружает. Для малыша это, прежде всего, родной дом, детский сад, улица, город. Это природа, люди, дома, окружающие их, которые они видят повседневно. В дошкольном возрасте мы должны научить детей знать и ценить свою малую родину – место, где они родились и живут. Знакомясь с малой Родиной, ребенок начинает любить её и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать ее, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня, и тем яснее представят будущее. Человек, любящий Родину, не способен на предательство, преступление. А это так важно в наше время.

Знакомя детей с родным краем, необходимо стремиться вызывать у детей не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть желание ребенка и нарисовать то, о чем он только что услышал, и рассказать родителям или друзьям то, что он узнал, и желание посадить около дома цветы, чтобы украсить свой двор. Т.е. знания ребенка должны отражаться в его деятельности, стать обыденными для него. Мы должны стремиться научить дошкольников замечать вокруг то положительное, что создается руками людей, восхищаться этой работой и ценить ее.

Ознакомление дошкольников с родным краем входит в целостный образовательный процесс с учетом принципа перехода от более простого к сложному, от более близкого ребенку, личностно - значимого, к менее близкому - культурно - историческим фактам. И, как я уже говорила ранее, от знакомства и любви к своей малой Родине - к знакомству и любви к своему огромному государству - России.

О патриотическом воспитании в старшем дошкольном возрасте сказано много. А я хочу поделиться с вами особенностями организации работы по краеведению в младшем дошкольном возрасте - с детьми 3х - 4х лет.

В этом возрасте закладываются основы любви к родному краю через любовь к природе, семье, родному дому, детскому саду, своему поселку. Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Эту связь ребенок постепенно перенесет сначала на свой край, а затем и на свою Родину. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... В этот период формируются те чувства, черты характера, которые незримой ниточкой могут связать ребёнка со своим народом, своей страной и в значительной мере определить жизненный путь. Корни этого влияния — в языке своего народа, в его песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях от быта, нравов, обычаев, труда людей, среди которых живёт ребёнок. Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями маленький ребёнок получает первые представления о культуре русского народа. Использование в педагогической деятельности разнообразных жанров устного народного творчества способствует формированию нравственных качеств, понятий о нормах поведения в семье, обществе, закладке основ для развития у дошкольников патриотических чувств. Именно поэтому в своей работе по краеведению с младшими дошкольниками я решила использовать устное народное творчество.

С целью вызвать у детей интерес к устному народному творчеству, мы оформили в группе уголок сказки. В нем поселились герои многих сказок сестрица и братик.

Так как дети у меня младшего дошкольного возраста, я использовала в работе с ними русские народные потешки. Мы их разучивали, обыгрывали с помощью пальчикового театра. Например, используя потешки "Этот пальчик мамочка, этот пальчик папочка", "Ладушки", я воспитывала у детей любовь и привязанность к своей семье, близким родственникам. С помощью этих потешек и пальчикового театра серии "Моя семья" дети выучили имена членов семьи, бабушек и дедушек.

Потешки "Не плачь, не плачь, я куплю тебе калач", "У киски боли" помогали формировать доброту, заботливое отношение к окружающим, формировали умение пожалеть и утешить сверстника., т.е. развивали основы нравственно - патриотических чувств малышей.

С детьми мы читали русские народные сказки, обсуждали их, обыгрывали с помощью различных видов театра с привлечением детей. После прочтения сказки я предлагала детям раскраски, которые затем использовала для повторения сюжета, уточнения полученных представлений детей. Например, сказка "Репка" помогала воспитывать уважение к труду и желание помогать близким, взрослым.

Сказка "Теремок" помогала нам воспитывать чувство сопричастности к жизни группы и садика. С помощью этой сказки я подвела детей к пониманию того, что детский сад - это наш общий "теремок" - дом, где мы проводим большую часть своего времени. Чтобы нам было хорошо в нашем "теремке", нам нужно доброжелательно относиться друг к другу, заботиться и помогать друзьям. Также с помощью этой сказки мы выучили имена жителей нашего "теремка" - людей, непосредственно работающих с детьми.

Сказка "Колобок" учила нас вежливо здороваться и прощаться, воспитывала вежливое отношение к окружающим.

Сказка "Пузырь, соломинка и лапоть" формировала доброе, заботливое отношение к окружающим, желание помочь сверстнику; учила нас не смеяться над бедой товарища, а прийти к нему на помощь. Дети, после знакомства со сказкой, раскрашивают раскраски. Затем мы в кругу обсуждаем поведение героев и решаем быть добрыми и заботливыми, помогать людям.

Кроме того, с помощью сказки "Терем мухи" мы познакомились с названием нашего посёлка, воспитывали любовь и привязанность к посёлку. Мы оформили альбом с фотографиями значимых мест поселка, знакомились с ними. С помощью этого альбома дети рассказывали о своем любимом месте в поселке. Таким образом, сказка "Терем мухи" и фотоальбом учили малышей ценить свою малую родину – место, где они родились и живут.

С помощью сказки "Гуси - лебеди" я показала детям, что люди с любовью и благодарностью относятся и к живой, и к неживой природе родного края. Об этом говорят ласковые обращения: "Речка - матушка", "Яблонька", "Печка - матушка".Эта сказка способствовала формированию желания помочь, приучала к вежливости: развивала умение правильно просить о помощи и благодарить, использовать ласковые обращения.

Сказка "Зимовье" помогала мне формировать у детей умение дружить, относиться к окружающим с заботой, делиться, вместе пользоваться игрушками.

Кроме того, народные сказки помогали формировать у детей опыт правильной оценки хороших и плохих поступков, а это играет большую роль в нравственно -патриотическом воспитании.

Также в своей работе я использовала народные игры. С их помощью я развивала доброжелательное отношение друг к другу, умение играть всем вместе, формировала интерес к фольклорным играм, русскому народу, который их придумал.

Таким образом, устное народное творчество можно успешно использовать в формировании основ краеведения и нравственно - патриотических чувств младших дошкольников. Оно помогло заложить основу для воспитания наших маленьких патриотов.

Литература

  1. Алиева Ш.Г. Морально-нравственное воспитание дошкольников // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2014.
  2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – М.: Детство-пресс, 2017. – 304 с.
  3. Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. – М.: Аркти, 2005. – 143 c.
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2010 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
  6. Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Под ред. H. Е. Вераксы - М.: МозаикаСинтез, 2010
Опубликовано: 29.11.2020