Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Конференция: Развитие игровой деятельности в условиях ФГОС ДО

Автор: Кумачева Оксана Николаевна

Организация: МБДОУ №1 «Звездочка»

Населенный пункт: Кемеровская область, Березовский ГО

Обучение точным наукам и математике в детском саду – не простая задача. Современные дети живут и развиваются в эпоху информационных технологий, что требует других подходов к образованию дошкольников – перехода от традиционного информационно – накопительного метода обучения к наиболее перспективному - развивающему обучению.

Использование игрового метода и игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста (3-7 лет) «Сказочные лабиринты игры», созданной петербургским автором игр и пособий Вячеславом Вадимовичем Воскобовичем, как нельзя лучше соответствует данному требованию и велению времени. Несмотря на то, что уже более двадцати пяти лет центр «Развивающие игры Воскобовича» выпускает авторские игры и методические пособия к ним, он не теряет своей значимости. Новизна технологии «Сказочные лабиринты игры» заключается в вариативном дидактическом сопровождении становления интеллектуальных, социальных, творческих умений детей в организованной совместной деятельности взрослого и ребенка/детей. Практическая значимость технологии заключается в повышении образовательного потенциала предметно-развивающей среды ДОО и повышении эффективности воспитательно - образовательного процесса.

В основу игр заложены три основных принципа – интерес, познание, творчество. Есть огромное пространство для расширения деятельности и внесения своего потенциала в преобразование и дополнение игр со стороны педагога. Главное знать их особенности и следовать рекомендациям автора.

В качестве примера организованная образовательная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста по теме «Листопад».

Задачи:

-порядковый и количественный счет в пределах 4;

- состав числа 4 с использованием наглядности;

-ориентация в пространстве: правый верхний угол, левый верхний угол, правый нижний угол, левый нижний угол;

-логические задачи: поиск закономерности.

Содержание:

1.Организационный момент

Осень в гости к нам пришла,

Яркие литья с собой принесла.

Ты сегодня не зевай,

Листья друзьям своим,

Собирать помогай!

2. Основная часть

1. Порядковый счет

-Какие у осени листья?

Ответы детей: разноцветные, резные, большие и маленькие

-Посмотрите, с какого дерева упали листья?

Ответы детей: с березы, с дуба, с осины, с клена

-Посчитайте сколько листьев?

Ответы детей: 4

-Какой листик упал первым?

Ответы детей: первый березовый

-Какой листик упал вторым по счету?

Ответы детей: второй дубовый

-Какой листик упал четвертым по счету?

Ответы детей: четвертый кленовый

-Какой по счету листик мы пропустили?

Ответы детей: третий осиновый

2.Физминутка

Листопад нас закружил,

Вихрем из листьев опорошил!

Листики в руки мы взяли,

И руками помахали.

Выше, выше поднимайте,

На носочки все вставайте.

На пол листики упали,

Ниже наших колен стали.

Дружно вместе все шуршат,

Деток напугать хотят.

Выше мы опять встаем,

Напугать нас не даем!

3. Ориентация в пространстве

(воспитатель крепит разноцветные кружки (листики) совместно с детьми)

На миниларчик свой посмотрите,

Листики разноцветные,

Друзьям разделите.

Павлин птица у нас одна

Один красный большой кружок

Получит она.

Два зеленых средних листика упадут,

Прямо в лапы Льву попадут.

Пони мы четыре маленьких кружка дадим.

Желтым цветом его наградим.

Осталась Лань у нас, поверь,

Три синих больших листика у нее теперь.

4. Количественный счет, состав числа в пределах 4

(воспитатель добавляет совместно с детьми кружки (листики))

-У кого самое большое количество листиков?

Ответы детей: Пони, считают 4 листика

-Сколько листиков получила Лань?

Ответы детей: 3 листика

-Сколько листиков надо добавить, чтобы получилось тоже 4?

Ответы детей: 1 листик, 4 это 3 и 1

-Кому досталось самое маленькое количество листиков?

Ответы детей: Павлину, 1 листик

-Сколько надо добавить листиков, чтобы получилось 4?

Ответы детей: 3листика, 4 это 1 и 3

-Кому мы еще не добавили листики, чтобы у него тоже стало 4 листика?

Ответы детей: Льву надо добавить 2 листика, 4 это 2 и 2

-Чей букет из листьев выше Лани?

Ответы детей: Льва

-Чьи листики ниже Павлиньих?

Ответы детей: Пони

5. Логическая задачка

Осень, букет мы твой собрали,

Дружно, вместе помогали.

Ты теперь нашу задачку реши,

Наших деток удиви!

-Чьи листики самые легкие, маленькому ветерку подвластные?

Ответы детей: Пони, маленькие желтые листья (кружки)

-Чьи листики тяжелые, чтобы их с земли поднять, надо в помощники сильный ветер позвать?

Ответы детей: Лани и Павлина, большие листики (кружки)

- За какими листиками может кузнечик спрятаться?

Ответы детей: зеленым листиком Льва

-Кто может спрятаться за желтыми листиками Пони?

Ответы детей: цыпленок и т.д.

3.Заключение

Осени мы говорим спасибо,

Приходи ты к нам ещё!

Некогда нам будет скучать

Математику, играя, будем изучать!

Проведение подобных занятий из разряда рутинных переходит в разряд творческих, отвечающих требованиям современной системы образования. Дает возможность детям вести себя непринужденно, проявлять свою индивидуальность.

 

Литература:

  1. Методическое пособие «Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей» В.В. Воскобович, Н.А Мёдова, Е.Д Файзуллаева и др., издательство «КАРО», 2018 г, 352 стр.
  2. Методическое пособие «Играем в математику. Использование технологии В.В. Воскобовича "Сказочные лабиринты игры" в математическом развитии детей» Под редакцией В.В. Воскобовича, Л.С.Вакуленко, О.М. Вотиновой, издательство «КАРО», 2018 г, 312 стр.
  3. Универсальные средства «Коврограф Ларчик» и «МиниЛарчик» в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: методическое пособие, под редакцией Л.С. Вакуленко, О.М. Вотиновой, издательство «КАРО», 2017 г, 288 стр.

 

Опубликовано: 16.11.2020