Реализация краткосрочных образовательных практик при подготовке к школьному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья

Конференция: Коррекционная работа в ДОУ

Автор: Головкина Татьяна Александровна

Организация: СП ДС «Золотой петушок» ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Усть-Кинельский

Населенный пункт: Самарская г.о. Кинель, п.г.т. Усть-Кинельский

Дети с ОНР являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп воспитанников с ОВЗ в нашем детском саду. В связи с этим проблема подготовки данной категории детей к школе, выбор адекватных форм работы, направленных на обеспечение коррекции нарушений развития, оказание им квалифицированной помощи является наиболее актуальной.

Поиск путей применения деятельностного подхода к отбору содержания коррекционно-развивающих программ выявило проблему недостаточности форм работы с детьми с ОНР, обеспечивающих практическое применение знаний, полученных в ходе совместной организованной образовательной деятельности.

Краткосрочные образовательные практики (КОП), на наш взгляд, станут альтернативным средством, которое поможет решению проблем обеспечения вариативности и разнообразия содержания и форм коррекционно-развивающей образовательной деятельности, индивидуализации обучения, обеспечат условия для развития самостоятельности, инициативы, творчества воспитанников с ОНР.

Актуальность:

  • тенденции развития современного образования требуют от ребенка умения делать выбор образовательной деятельности уже в дошкольном возрасте;
  • современное дошкольное образование предоставляет традиционный ассортиментный ряд образовательных услуг, что не всегда удовлетворяет запросы родителей;
  • отсутствие у родителей понимания важности, необходимости для самостоятельного выбора детьми деятельности по интересам.

В соответствии с ФГОС сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Как на самом деле это происходит: воспитатели и специалисты реализуют свои программы, задачи… Выбор деятельности ребенком происходит только при выборе тем исследовательских работ. В результате образовательной и коррекционно-развивающей деятельности дети получают различные компетенции. А могут ли дети применить эти компетенции на практике? Таким образом, мы пришли к выводу, что необходимо создать практико-ориентированную деятельность, которую они могли бы выбрать в соответствии со своими интересами. Такой деятельностью для нас стали КОП - Что же такое КОП? Краткосрочные образовательные практики- – это законченная коррекционно-развивающая образовательная деятельность для детей, воспитывающихся в группе комбинированной направленности продолжительностью до 5 часов, выбираемая воспитанниками в соответствии со своими интересами.

У нас дети обучаются в группах комбинированной направленности. Учителя-логопеды разрабатывают и реализуют КОПы для детей с ОВЗ и вовлекают в них детей с нормой, а воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре реализуют КОПы для детей с нормой и уже дети с ОВЗ вовлекаются в них.

Как происходит выбор КОПа детьми на практике?

Четыре раза в год воспитатели и специалисты организуют рекламу своего дела. Для детей заготавливают листочки с рекламой, педагоги рассказывают им о том, что они будут делать. Дети подходят к листочку с рекламой дела которое им больше понравилось и приклеивают на него листочек со своей фамилией. Все – выбор сделан!

Далее проводится специально организованная практико - ориентированная деятельность.

Коп состоит из учебно-тематического плана, матрицы проекта и игрового сценария.

Затем происходит презентация этого дела детьми (ведущими мастер-класса), где они рассказывают о своем творческом продукте и вовлекают в эту деятельность других детей.

Далее проводится специально организованная практико - ориентированная деятельность.

Итоговое мероприятие КОП: Мастер-класс под девизом «Умею сам – научу другого».

КОП «Мультфильм своими руками».

КОП «Мультфильм своими руками» развивает у детей воображение, творческие способности. В ходе реализации данной практики дети узнают историю появления мультфильмов, принцип «оживления» анимационных героев, процесс покадровой съемки каждого движения героев, как происходит монтаж, озвучивание и «сбор» готового мультфильма, что будет способствовать развитию их познавательного интереса. Знакомство с миром мультипликации дает ребенку возможность экспериментировать, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Работа над мультфильмом формирует навык работы в творческом коллективе с распределением ролей и задач, а также личностные качества: инициативу, настойчивость, трудолюбие, ответственность, коммуникабельность и т. д. А это те целевые ориентиры, которые определены ФГОС дошкольного образования как результат.

 

Список литературы

1. А. А. Гусакова «Мультфильмы в детском саду» ТЦ «Сфера», М. 2010 г.

2.Гэри Голдман «Этапы производства традиционного мультфильма».

Детская энциклопедия «Что такое. Кто такой» В 3т. Т.2 – 3-е издание,

 

Матрица к КОП «Мультфильм своими руками»

ЦЕЛЬ: развивать музыкальные, творческие способности детей старшего дошкольного возраста

Этап

Продукт на выходе

Виды деятельности

Роли, которые исполняют дети

Материал

Источник информации

Привлечение родителей

Проблема: «Мультфильмы называют детской радостью, потому что дети очень любят их смотреть, а их производством занимаются взрослые, сможем ли мы сами создать мультфильм?»

Задача: формировать первоначальные представления о мультипликации.

1 этап - подготовительный

Просмотр презентации «История возникновения мультфильма»

Вживание в проблему

просмотр

зрители

презентация

воспитатель

---

Проектирование

Задачи: - развивать познавательный интерес детей; учить анализировать, развивать логическое мышление, делать обобщение

2 этап - аналитический

Поиск информации

Опыт: «Оживи человечка», «Человечек в блокноте»

 

видео ролик

творческая

художники-аниматоры

Два листа белой бумаги размером 7*12 см, простой карандаш,

блокнот, карандаш

воспитатель

----

Классификация мультфильмов

схема

аналитическая

исследователи

Картинки разных видов мультфильмов

воспитатель

---

Продукт

3 этап – практический

Задача: - развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Проанализировать процесс создания мультфильма.

 

Создание мультфильма

 

 

 

 

мультфильм

продуктивная

создатели

Бумага, пластилин, картон, фотоаппарат, штатив, стол, сцена, ноутбук, проектор.

Воспитатель, дети

помощники

Презентация

IV этап - контрольный

Задача: формировать потребность поделиться личным опытом в создании мультфильма, показать готовый продукт сверстникам

Мастер-класс по созданию мультфильма, мультфильм: «Сказка о мальчике Феде, который не любил мыть посуду»

Рассказ,

Презентация

показ

Доклад

Докладчики

мультфильм

дети

слушатели

 

 

Полный текст статьи см. в приложении.
 

  • file0.docx.. 1,6 МБ
  • Опубликовано: 10.11.2020