Экологическое воспитание дошкольников в рамках проекта «Подмосковье – наш дом». Доклад на VII региональной научно-практической конференции «Современное состояние и перспективы развития экологического образования в Московской области»

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Ващенко Ирина Николаевна

Организация: МАДОУ ДС №16 «Солнышко» комп. вида ГОЩ МО

Населенный пункт: Московская область, г. Щелково

( слайд 3) В России в 2018 году был утвержден крупный национальный проект «Экология». С помощью этого проекта Правительство планировало решить ряд серьезных проблем: несанкционированные свалки, неправильное обращение с отходами, загрязнение воздуха и питьевой воды, уменьшение лесных массивов и сокращение биологического разнообразия.

Московская область вошла в число тех, кто приступил к реализации данного проекта на территории региона.

(слайд 4) На сегодняшний момент экологическая обстановка на территории Московской области характеризуется как неблагоприятная. Более 87% населения области проживает в зонах сверхнормативного загрязнения воздушного бассейна от выбросов промышленности, энергетики, транспорта, агропромышленных объектов или сверхнормативного шумового воздействия аэродромов и наземного транспорта.

(слайд 5) На фоне общей неблагоприятной экологической ситуации в Подмосковье, перед его жителями стала актуальной задача не просто её понимания, но и повышения экологического образования, формирования экологического сознания граждан.

(слайд 6) Наш детский сад компенсирующего вида «Солнышко» постоянно ведет образовательную и просветительскую работу с детьми и их родителями по вопросам экологического воспитания. В рамках национального проекта «Экология» педагогами детского сада был разработан долгосрочный проект по экологическому воспитанию «Подмосковье – наш дом».

Его цель - привлечение внимания родителей и детей к экологической ситуации в Подмосковье, развитие желания внести свою посильную лепту в сохранение природы родного края и устранение экологических проблем Подмосковья.

( слайд 7) В ходе реализации проекта мы постарались выполнить следующие задачи:

- Сформировать у детей представления об уникальной экосистеме Подмосковья, помочь им ощутить себя частью окружающего мира

- осуществлять экологическое воспитание детей через повышение экологической компетенции родителей и взаимодействовать с семьями в ходе образовательного процесса;

- повысить активность участия родителей в общественных акциях экологического характера;

- мотивировать родителей проявлять экологическую сознательность на практике.

Как видно из поставленных нами задач, в ходе реализации проекта одним из акцентов нашей работы была работа с родителями. И это неслучайно. Ведь именно родители являются для детей примером для подражания, именно они своим поведением закладывают негласные правила поведения ребенка, в частности, правила социальной и экологической культуры. Без активного приобщения родителей к проблеме, без преемственности воспитания детского сада и семьи мы не сможем добиться от наших маленьких граждан главного, а именно, сознательного отношения к природе и желания сохранять ее не на словах, а на деле.

(слайд 8) Основным принципом проекта «Подмосковье – наш дом» является взаимодействие детского сада, воспитанников, родителей и общественных организаций.

(слайд 9) Для того чтобы, познакомить детей с природой нашего края и осветить экологические проблемы Подмосковья, заявленные в национальном проекте «Экология», наш проект разделен на три блока: блок «Живая природа Подмосковья», блок «Дороже золота» посвященный воде, и блок «Мусор». В рамках этих блоков наш детский сад вел деятельность по экологическому воспитанию.

( слайд 10) 1 Блок «Живая природа Подмосковья».

Природа Подмосковья уникальна: реликтовые дубравы, хвойные леса, верховые болота, заповедные овраги – составляют гордость региона. 5,4% всей территории Московской области являются охраняемыми, что выше показателя по России (3%). Это 153 заказника, старинные парки, национальный парк Лосиный остров, Приокско-Террасный природный биосферный заповедник. Богат и животный мир Подмосковья: кабаны, лоси, олени, косули, глухари, белки, хори, зайцы, куницы, лисицы; разнообразие ихтиофауны. Перед дошкольниками богатейший материал для расширения кругозора.

Задачей блока о живой природе была разработка и реализация проектов по ознакомлению детей с природой Подмосковья, которые были основаны на познавательно-исследовательской деятельности детей и родителей.

( слайд 11) Так появились экологические проекты «Друзья Чипполино», «Крокус. Цветок для мамы», «Огород на окне»; (слайд 13) проект-путешествие «Этот Чудо-огород. В гостях у Степашки». ( слайд 12-16) В ходе этих проектов дети приобщились к растительному миру природы, выяснив, какие условия нужны растениям для благополучного роста и существования, и даже вырастили свой собственный урожай овощей. А проект «Удивительные насекомые» помог ребятам получить представления о разнообразии видов насекомых, многие из которых ребята могут наблюдать во время прогулок на участках детского сада.

(слайд 17) К Всемирному дню защиты земли педагогами с помощью родителей был проведен конкурс чтецов стихов о природе и досуг, с разыгрыванием детьми театральных сценок на экологические темы, дидактическими подвижными играми по спасению рыб из загрязненного озера и очистки полянки от мусора.

(слайды 18-20 ) Наши педагоги, дети и родители участвовали в традиционных в Щёлковском районе акциях «Посади дерево» и «Лес Победы», совместно с родителями, с посадкой деревьев и кустарников на территории детского сада и Щелковского района, пытаясь таким образом восполнить объём вырубленных и погибших зеленых насаждений.

Дети и родители всегда с удовольствием принимают участие в акциях «Покормите птиц зимой» и субботниках «Чистая планета» на территории детского сада.

(слайд 21) В результате реализации проектов блока «Живая природа Подмосковья» педагогами с помощью детей и родителей были созданы 5 энциклопедий : «Деревья Подмосковья», «Насекомые Подмосковья», «Птицы Подмосковья», «Животные Подмосковья» и «Цветы и травы Подмосковья». Эти энциклопедии сейчас находятся в свободном доступе для всех посетителей детского сада.

(слайд 22) 2 Блок нашего долгосрочного общесадовского проекта был посвящен воде, который мы назвали «Дороже золота»

К сожалению, в Подмосковье, а особенно в Москве, отмечается ухудшение качества подземных грунтовых вод, их химическое и бактериологическое загрязнение. Типичные загрязнители – это нефтепродукты, железо, марганец, свинец и алюминий. Чрезмерный водозабор, свалки и очистные сооружения, плохое обслуживание скважин – все это не лучшим образом сказывается на качестве воды в подмосковном регионе.

( слайд 23) Целью проекта было формирование у детей представления о необходимости чистой воды для жизни каждого живого организма и значимости морей и океанов для жизни на нашей планете.

(слайд 24) Свойствам уникального природного вещества - воды- были посвящены краткосрочные проекты «Свойства воды» и «Что такое снежинка», которые содержали в себе экспериментальную деятельность с водой.

(слайд 25) Результатом проекта стал познавательный общесадовский досуг День Российской науки, который был посвящен воде, ее состояниям в природе, опытам и экспериментам с ней, а также существующей экологической проблеме- уменьшением количества чистой пресной воды на Земле, загрязнения морей и океанов человеческими и химическими отходами.

(слайд 26) Блок 3 нашего проекта называется «Мусор». В данное время наш детский сад ведет реализацию этой последней завершающей части.

Проблема загрязнения планеты Земля мусором сегодня очень актуальна и останется такой еще долгое время, пока человечество не изобретет совершенно новые, новаторские способы утилизации всех видов отходов.

Проблема утилизации отходов остро стоит в Московской области. С 1 января 2019 года в силу вступил закон о раздельном сборе мусора в Подмосковье. Подход к сбору мусора в европейских странах кардинально отличается от российского подхода, когда мусор разного сорта уже давно распределяется по отдельным контейнерам, которые впоследствии проще сортировать и утилизировать. В настоящее время в России и в Московской области тоже началось движение по раздельному сбору мусора, люди постепенно, переходят на новую систему сбора мусора, но мы еще в самом начале пути.

(слайд 27) Для привлечения родителей и детей к проблеме мусора в нашем городе, в рамках блока «Мусор» был разработан долгосрочный социально-экологический проект «Освободим планету от мусора», основными задачами которого стали: (слайд 28)

  1. Развивать у детей умение предвидеть последствия действий человека по отношению к природе.
  2. Учить выявлять и устранять случаи негативного отношения человека к природе.
  3. Воспитывать у детей и родителей активную жизненную позицию и экологическую культуру.

 

(слайд 29 ) Одним из результатов проекта стало Экологическое дефиле, в рамках празднования Дня космонавтики, где дети и родители продемонстрировали возможности создания необычного костюма из бросового материала (слайд 30) Но самым главным результатом стала уборка территории нашего городка (парка) от различного мусора, в которой принимали участие дети и родители в свое свободное время.

Этот проект мы представили на ежегодной премии «Наше Подмосковье».

(слайд 31) В начале 2019 года наш детский сад принял эстафету Правительства Московской области по освещению и пропаганде раздельного сбора мусора. Этому был посвящен проект «Чистый мир – в наших руках» (Раздельный сбор отходов). Его главной целью было не только сформировать у детей знания о возможности вторичного использования мусора, но и способствовать формированию привычки сортировать мусор в семьях наших воспитанников. В детском саду мы ежедневно закрепляем умение детей различать мусор и сортировать его: в каждой группе в нашем детском саду стоят два мусорных бака для раздельного сбора.

(слайд 32 ) В ходе реализации проекта педагогами совместно с родителями были оформлены интерактивные стенды экологической направленности с рисунками по теме раздельного сбора мусора, его сортировки, организованы выставки поделок из бросового материала.

(слайд 33 )Также в рамках этого проекта мы сотрудничали с Щёлковским телевидением и провели для выпуска «Открытый урок» познавательно-практическое занятие по раздельному сбору мусорных отходов с участием родителей, а на мастер-классе дети вместе с родителями сделали из бросового материала полезную вещь - карандашницу.

(слайд 34) Уже три года подряд дети нашего детского сада принимают участие в ежегодном конкурсе «Дети мечтают» в номинации «Вторая жизнь». Мы делаем конкурсные поделки из бросового материала: пустых пластиковых бутылок, и т. д. Ежегодно наша поделка занимает 1 место.

(слайд 35) В настоящее время наш детский сад принимает активное участие в экологической акции по сбору пластиковых крышечек «Зеленый марафон моего чистого города», сотрудничая с некоммерческим партнерством г. Королев « МОЙ ЧИСТЫЙ ГОРОД». Все собранные мешки крышек мы передаем волонтерам акции.

(слайд 36 ) Выводы:

Многие экологические проблемы не в состоянии решить простые граждане. Но есть вещи, которые мы, граждане, можем и должны делать, чтобы сохранить природу и окружающий нас мир чистыми: не мусорить на улицах нашего города и в своих квартирах, выбрасывать отходы только в положенных местах, находить способы дальнейшего использования отходов и сырья (их переработки), привлекать внимание граждан к проблеме загрязнения своей «малой Родины», проводить просветительскую работу среди детей и родителей. И вот тогда, совместными усилиями, очистив место своего проживания и пребывания, мы внесем свой небольшой вклад в общее большое дело по сохранению окружающего нас мира и природы.

(слайд 38) Спасибо за внимание!!!

 

Использованные материалы:

  1. Материалы интервью членов волонтерского отряда «Преображение» (Каширский молодежный центр).
  2. Материалы заседания Общественной палаты Московской области.
  3. Материалы выступления биолога А. Яблокова на конференции, посвященной экологическим проблемам Москвы и Подмосковья.
  4. Материалы, размещенные в Интернете.
  5. Проекты и методические разработки МАДОУ детский сад 16 «Солнышко» компенсирующего вида ГОЩ МО

 

 

 

  • .. 41,6 МБ
  • Опубликовано: 30.09.2020