Формы и методы организации театрализованной деятельности в ДОУ

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Семенова Юлия Михайловна

Организация: МДОУ №1 «Красная шапочка» ЯМР

Населенный пункт: Ярославская область, п. Красные Ткачи

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые»

В. А. Сухомлинский

 

Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Игровые театральные технологии, активно проникающие в образовательный процесс – мощный рычаг, который может сдвинуть творческий процесс в учебных заведениях.

Популярность театральной педагогики в образовательном процессе объясняется тем, что с помощью её средств можно направленно влиять на мотивационную, эмоционально-образную и интеллектуально-творческую стороны личности.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников, развлечений и сладких пятниц.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях.

Театрализованная деятельность не появится сама собой. Ведущая роль в этом принадлежит воспитателю, всему педагогическому коллективу. Необходимо, чтобы воспитатель сам умел не только выразительно читать или рассказывать что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», т. е. сам владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает организовать театрализованную деятельность детей.

Работая с детьми, наблюдая за ними в повседневной, свободной деятельности, анализируя их активность на занятиях, я пришла к выводам, что у многих из них недостаточно развита речь, имеет место бедный словарный запас, а так же в группе есть дети, которые и имеют достаточный словарный запас, но стесняются отвечать. Встречаются дети, которые испытывают сложности в общении с другими детьми, малоконтактны, играют в основном одни. На мой взгляд, помочь в решении данных проблем может организация театрализованной деятельности: использование ирг-драмматизаций, организация театральных постановок, включение элементов театрализованной деятельности на всех видах занятий.

Формы и методы занятий по театрализованной деятельности, используемые мной в работе с детьми, включают в себя:

— просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

В течении всего периода работы я, с помощью разных видов театра (пальчикового, перчаточного, магнитного, деревянного настольного и др.) инсценировала для детей русские народные сказки «Колобок», «Теремок», «Три поросенка», «Заюшкина избушка», «Рукавичка», «Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Три медведя».

Дети эмоционально реагируют на постановки, зачастую становятся их активными участниками.

Например, во время постановки сказки «Кот, петух и лиса» я обращаюсь к детям с вопросами «А не видели ли вы петущка?», «А кто его унес?»

Дети становятся не просто пассивными зрителями, а участниками действия, эмоционально вовлекаются сюжет, сопереживают героям.

После спектакля проводятся беседы с детьми о том, что они видели и слышали. Вопросы могут касаться как сюжета сказки, так и эмоциональной, нравственной оценки действий героев сказки. Вопросы, задаваемые педагогом в процессе беседы после инсценировки, могут способствовать:

- развитию памяти, внимания (например, «Назовите всех героев сказки», «Кто был первым? Кто был последним?», «Как звали героев?»)

- развитию речи

- развитию умения сопереживать героям сказок, оценивать их поступки.

После показа спектаклей детям предоставляется возможность разыграть сценки из увиденного спектакля. Дети могут взять самих героев сказки из того и ли иного вида театра, а также декорации к ним. Эта практика также помогает развивать у детей речь, способность взаимодействовать друг с другом, находить выходы из конфликтных ситуаций, умения договариваться друг с другом, когда находится сразу несколько желающих быть одним и тем же героем сказки.

подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

С детьми второй младшей группы я ставлю различные театральные спектакли, с которыми мы выступаем перед детьми других групп, на различных мероприятиях. Как правило, в детских садах основная работа по театрализованной деятельности ведется в более старшем возрасте. Но, как показал мой опыт, малышей также можно задействовать в различных театральных этюдах и постановках. Учитывая недостаточный уровень развития речи в этом возрасте, необходимо подбирать постановки с минимальным количеством слов, с возможностью имитации характерных признаков того или иного героя жестами. Дети младшего возраста, участвуя в постановка, имитируя героев, очень непосредственны, эмоциональны. Они получают массу положительных эмоций от того, что делают. Важно подбирать интересную музыку для такого рода постановок, чтобы она также вызывала эмоциональный отклик как у актеров, так и у зрителей.

В свободной деятельности дети активно используют героев театров, атрибуты для постановки сценок, эпизодов из любимых сказок. Они объединяются по группам для инсценировок, с интересом имитируют тех или иных персонажей.

На прогулке мною также активно используется такая форма работы как разыгрывание сценок и спектаклей. Дети сами выбирают спектакль, роли детям также раздаются по их желанию. У детей, не участвующих постановке, формируется навык слушания. Я стараюсь задействовать в сценках застенчивых, неуверенных детей. Для них полезно выбирать роли активных героев.

индивидуальные упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

С детьми, участвующими в постановках, проводятся индивидуальные занятия, упражнения для более яркого и точного воспроизведения движений, жестов, характерных для того или иного персонажа.

— игры-драматизации.

Вся подготовительная работа по подведению детей к драматизации должна осуществляться поэтапно.

на занятиях по развитию речи, в процессе чтения художественной литературы дети знакомятся с текстом. Затем для закрепления материала используется просмотр мультфильмов, прослушивание аудиосказок, постановка сказок самим воспитателем с использованием разных видов театра. Это помогает дошкольникам лучше понять содержание, дать правильную оценку героям. В дальнейшем они упражняются в пересказе, импровизации диалогов, для этого можно использовать упражнение «Передай мяч», когда по кругу, передавая мяч друг другу, дети по очереди рассказывают ту или иную сказку.

Задачей воспитателя на этом этапе является формирование у детей желания принять участие в игре, интереса к нему, к тому, что надо делать, куда идти, что говорить. Постепенно для детей становится существенным не только то, что надо выполнять, но и как выполнять.

-дидактические игры (которые составлены по различным сказкам, например, игра, в которой надо найти пару, атрибут к одному из героев сказки)

-пальчиковые игры. Мною были изготовлены различные герои и декорации (пальчиковый театр) , в том числе и для инсценировки потешки «Жили у бабуси два веселых гуся». После показа самой потешки был организован просмотр мультфильма с одноименным названием, а также разучена пальчиковая гимнастика «Гуси».

-рисование, разукрашивание иллюстраций к сказкам. Детям в свободной деятельности предлагается разукрасить по выбору любимых героев сказок

-выставка рисунков и поделок «Моя любимый герой».

В ходе подготовки к одному из спектаклей мной был использована данная форма работы, в которой дети совместно с родителями изображали своих сказочных героев с помощью рисунков, лепили их из пластилина.

В своей работе я использую следующие формы работы с родителями по организации театрализованной деятельности в ДОУ.

1. Информационный уголок.

Консультации для родителей:

«Что такое домашний театр».

«Роль театрализованной деятельности развитии детей»

Папка-передвижка «Домашний театр»

 

2. Домашние задания

-помощь в создании декораций и костюмов для театрализованных постановок

-конкурс семейного творчества «Мой герой из сказки». Для детей, участвующих в постановках, было предложено вместе с родителями создать (нарисовать, слепить, разукрасить) персонажа из сказки, чью роль они играют в постановке.

3. Создание группы для родителей, чьи дети участвуют в постановке в Viber.

В период карантина мною была создана группа для родителей, чьи дети участвуют постановке, в которой родители выкладывали видео с домашних репетиций, выгружали фото актеров в костюмах. В группе проводились консультации по вопросам, связанным с подготовкой к постановке.

 

Литература

1. Антипина Е. Театрализованная деятельность в детском саду. М., Сфера, 2006.

2. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.

3.Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. Учреждений --М.:ТЦ "Сфера", 2001

4. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод, пособие. Великий Новгород, 2006.

5. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000.

Опубликовано: 10.06.2020