Семинар–практикум для воспитателей по теме: «Компетентность в сфере экологии»

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Иванова Татьяна Григорьевна

Организация: МБДОУ «Детский сад №136»

Населенный пункт: Чувашская Республика, г. Чебоксары

Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов  и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное  сотрудничество между педагогами двух садов.

 

Подготовка к семинару:

 

  1. Подобрать вопросы для деловой игры и видеоматериал, составить конспект.
  2. Подготовить пособия к организации и проведению семинара.
  3. Педагогам:

- представить участников своего детского сада;

- подготовить предметно – дидактическую игру экологического содержания для детей среднего и старшего дошкольного возраста с командой соперников;

- придумать сказку экологического содержания по темам:

«Вода», «Земля», «Воздух», «Огонь», инсценировать ее.

 

Ход семинара:

Вступительное слово.

Эту истину знаю от роду

И ее никогда не таю:

Кто не любит родную природу,

Тот не любит отчизну свою!

 

На современном этапе экология все чаще трактуется как наука, способная решить не только биологические, но и некоторые социальные проблемы; как мировоззрение человечества. Этот аспект, необычайно важный из-за ухудшающегося состояния окружающей среды, нашел свое отражение в понятиях «экологическое образование и воспитание», «экология души», «экология человека» и некоторых других.

Уверены: в настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области ни специализировался педагог.

Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием у ребенка ответственного отношения к миру природы. Поэтому воспитатель любой содержательный материал, будь то математические задачи, тексты по развитию речи или задания для художественного творчества, должен оценивать с позиций их соответствия требованиям экологического образования. При этом необходимо учитывать, какое сознание будут формировать данные задания у детей, насколько биологически грамотно они составлены, какие возможности предоставляют для систематизации знаний о природе.

Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и предоставляет широкие возможности для экологического воспитания. Кроме того, любая программа предусматривает ознакомление дошкольников с окружающим, неотъемлемыми частями которого являются мир природы и среда, созданная человеком. В любой программе обязательно поднимаются вопросы антропогенного воздействия на природное окружение. А это обязательная часть экологической образовательно-воспитательной работы, нацеленной на развитие экологически мыслящей личности.

 

Сегодняшний семинар позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её; поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме. Наконец, установить более тесный контакт между педагогами наших детских садов.

Предлагаем сначала познакомиться, чтобы лучше узнать друг друга.

( участники представляют свои команды)

Вед. Прошу каждого участника семинара подойти к магнитной доске и выставить на нее фишку: если вы считаете себя вполне компетентным в вопросах экологии – зеленую; если хотели бы уточнить некоторые вопросы – желтую; если испытываете некоторые затруднения при планировании и проведении занятий на эту тему – красную.

Воспитатели выполняют задание.

 

Вед. На доске рядом с фишками зеленого цвета мы видим 4 красные фишки и 8 желтых. Я думаю, тема сегодняшнего семинара выбрана правильно.

 

Что же такое экология?

Выставляет на доску плакат «Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».

I. Вед. В качестве небольшой разминки мы предлагаем вам, объединившись в пары, выбрать набор карточек с буквами определенного цвета, из которых надо составить слова, имеющие отношение к экологии.

НАБЛЮДЕНИЕ КИСЛОРОД

СООБЩЕСТВО ЭКСКУРСИЯ

ЛАБОРАТОРИЯ НАСЕКОМЫЕ

МИНЕРАЛЫ РАСТЕНИЯ

 

II. Вед. А сейчас объединитесь в группы в зависимости от того, какого цвета буквы вы использовали, собирая слова.

(4 группы рассаживаются за столики определенного цвета).

Для того, чтобы выполнить следующее задание, каждая команда выберет конверт с заданием.

(2 конверта содержат задание: «Разгадай кроссворд»(см. приложение 1)

2 другие – с надписью на конверте внутри «Ассоциации», внутри этого конверта – еще один, в котором написано имя человека)

 

Вед. Часто люди ассоциируют себя и окружающих с различными природными явлениями, животными или предметами, употребляя выражения «цветет как роза», «работает как лошадь», «устала как собака» и.т.д. Но всегда ли самооценка соответствует тому, как нас воспринимают окружающие?

Попробуйте подобрать ассоциации экологического содержания к тому человеку, чье имя указано в конверте, не называя его.

Педагоги составляют рассказ, используя предлагаемый план (см. приложение 2), остальные участники пытаются догадаться, о ком идет речь.

Затем проверяется кроссворд, разгаданный педагогами двух других команд. (Большой плакат с кроссвордом заполняется на доске).

Вед. Что ж, устали вы чуть- чуть?

Предлагаем отдохнуть!

 

Музыкальная пауза.

 

Все участники рассаживаются на свои места.

III. Вед. Экологическая культура –это не только эмоциональное восприятие,

(умение увидеть сломанную ветку дерева, разоренный муравейник, желание помочь живому существу), но и конкретные действия.

«Никогда не поздно посадить деревце: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытием первой почки посаженного растения», - писал М.Пришвин.

Формирование бережного отношения к окружающей природе способствует привлечение дошкольников к посильному труду. Какие формы работы можно использовать, решая задачи:

- воспитание экологической культуры;

- формирование навыков взаимодействия с растениями и животными?

 

Ответы.

воспитание экологической культуры: содержание в порядке территории детского сада; посильная помощь в очистке близлежащих участков (леса, парка, берега реки); реставрация книг (экономное природопользование)

формирование навыков взаимодействия с растениями и животными:

уход за домашними животными и комнатными растениями; работа в цветнике и на огороде; посадка деревьев и кустарников.

 

IV. Вед.

Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой (особенно ощущается этот недостаток на Севере в зимнее время).

Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.

(Участники поочередно называют: уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений и.т.п.).

V. Вед. А сейчас мы предлагаем вам снова побыть детьми. Поиграем в игру

« В саду, в поле, в огороде».

Каждый участник берет карточку, и, в зависимости от того, к какой группе относится его растение, занимает место за своим столиком. Участники, чьи карточки оказались пустыми, садятся на свои места.

( Формируются 3 группы по 4 человека).

Вед. Американский эколог Барри Коммонер так сформулировал основные принципы экологии:

- ВСЕ СВЯЗАНО СО ВСЕМ;

- ВСЕ КУДА–НИБУДЬ ДЕВАЕТСЯ;

- ВСЕ ЧТО-НИБУДЬ ДА СТОИТ;

- ПРИРОДА ЗНАЕТ ЛУЧШЕ.

Придумайте примеры, подтверждающие эти высказывания.

(Участники команд в течение трех – пяти минут выполняют задание).

Пример: «ВСЕ СВЯЗАНО СО ВСЕМ»

С давних пор по местным рекам Вели и Ваге сплавляли лес. Реки были полноводными, в них было много рыбы.

В результате варварских вырубок окрестных лесов реки обмелели, лес по ним не сплавляют, в них стало гораздо меньше рыбы. Вырубка лесов вызвала сокращение рыбных запасов.

(Примеры на другие высказывания в Приложении 3).

VI. Вед. Игра в дошкольном возрасте – ведущий вид деятельности.

Дидактическая игра – это и метод обучения, и метод самостоятельной деятельности. Она способствует формированию у ребенка правильных, неискаженных представлений о мире, помогает расширить кругозор, активизировать интерес к познанию природы и.т.д.

Напомним вам 5 принципов обучающих игр:

  • Дидактическая игра не должна быть трудной.
  • В ходе игры нужно постоянно словесно описывать свои действия и действия ребенка, называть формы, их признаки и действия
  • Ребенку важно до трех лет усвоить некоторые фрагменты игры, в которые затем вольется последующий развивающий материал.
  • Заметив угасание интереса ребенка к дидактической игре, необходимо переключить его внимание, т.е. организовать другую игру с тем же игровым материалом, но иной развивающей задачей.
  • Соблюдать в дидактической игре принцип опережения, т.е. не пугаться заглядывать вперёд, в неизвестное для малыша, не надо требовать моментального заучивания. Все труды взрослого дадут свои всходы.

 

А сейчас ответьте, пожалуйста, на вопросы:

* Каковы действия воспитателя при обучении через дидактическую игру?

(Воспитатель руководит и учит детей, как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями).

 

* Каковы действия воспитателя в самостоятельных дидактических играх?

(Воспитатель участвует в качестве партнера или арбитра, следит за взаимоотношениями детей, оценивает их поведение, отслеживает освоение ими тех или иных знаний).

Хорошо, мы с вами дети. Один из участников объяснит сейчас правила игры «Займи свой домик», а мы поиграем.

(Оговариваем задание: объединяются в обручах желтого, красного, зеленого цветов по 3 человека, оставшиеся выходят из игры. Играют до тех пор, пока по 3 человека не останется в двух обручах. Затем ведущий объявляет, что педагоги, оставшиеся в желтом обруче проводят дидактическую игру по экологии для детей среднего возраста, а в красном – для старшего).

 

 

 

VII. Вед. Рассмотрите таблицу. Определите, к какому подходу при оценке значимости природы для человека относятся высказывания на вашей карточке. (Ответы обсуждаются)

Экологический подход

Традиционный подход

Человек – часть природы

Мир – для человека

Мера вещей – уникальность жизни

(экоцентризм)

Человек – мера вещей

(тропоцентризм)

Согласование потребностей человека с экологическими требованиями

Технологический расчет пользы природы, ее утилитарная ценность.

Уважение ко всем формам жизни

Человек – хозяин, царь природы.

 

Высказывания:

  • Природа (лес) дает нам ягоды, грибы, поэтому мы должны её беречь.
  • Дубравы имеют большое хозяйственное значение, потому что у дуба ценная древесина.
  • Грибы бывают съедобные, условно съедобные, несъедобные, ядовитые.
  • Надо помогать природе, улучшая её, приумножая богатства.
  • Культивирование почвы.
  • Выращивание культурных растений.
  • Срезание веток, сбор гербария, отлов диких животных для наблюдения в детском саду.
  • Природа – дом для живых существ, в том числе и для человека.
  • Дерево – дом для различных видов животных.
  • Деревья имеют большое значение для очищения воздуха.
  • Древесные грибы: их значение, связь с деревьями, животными.
  • Люди должны учитывать законы природы, действовать в их рамках.
  • Самоценность каждого организма в природе, его место в пищевых цепочках.
  • Акцент на общение с объектами естественной природы.
  • Организация наблюдений за объектами непосредственно в природе.

 

 

 

 

 

 

VIII. Вед.

Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.

И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития их творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.

Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.

Предлагаем вам небольшой блиц-конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду».

Мы напоминаем вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.

 

- Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).

- Уж на дороге греется – (перед дождем).

- Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).

- Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели).

- Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).

- Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).

- Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).

- Из березы течет много сока – (к дождливому лету).

- С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – (к хорошей погоде).

- Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).

Может быть кто- нибудь из вас напомнит другие приметы?

 

IX. А сейчас посмотрите, пожалуйста, каким номером обозначен стул, на котором вы сидите.

При помощи лотереи мы определим участников для выполнения следующего задания.

(Номера, которые вытянет любой из присутствующих, называются. Выходят педагоги, которые сидят на стульях с данным номером).

 

Вед. Работа в лаборатории способствует развитию у дошкольников интереса к исследовательской деятельности, формированию естественно-научного мировоззрения. Превращаясь в «ученых», дети проводят опыты, эксперименты, наблюдения.

Ваша задача, выбрав себе двоих помощников:

а) по фото (или видеоматериалу) определить тему, по которой проводится опыт и сформулировать цель его проведения;

б) с помощью подготовленных для вас оборудования и материалов провести опыт, назвав так же тему и цель.

 

Участники вытягивают задание (а или б), подбирают себе помощников и

Выполняют в течение 5 минут.

 

X. Вед.

Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки? Домашним заданием было придумать сказку экологического содержания по темам: «Вода», «Земля», «Воздух», «Огонь».

(Участники обыгрывают подготовленные сказки).

 

Вед. Вот и подошел к концу наш семинар-практикум. Оцените степень своего участия в его работе и выставите на доску фишку соответствующего цвета: красную – «В основном слушала и запоминала, так как не компетентна в вопросах экологии»,; желтую – «Могла бы быть активнее, но не хватило знаний»; зеленую – «Активно участвовала, уровень моей компетентности

в этой области достаточно высок».

Воспитатели выполняют задание.

 

Вед. Ваша самооценка показывает, что вопросы, затронутые на семинаре – практикуме, не оставили никого из вас равнодушными способствовали повышению вашей компетентности в вопросах экологии.

 

 

Список использованной литературы:

1.Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.

2.Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с.

3.Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил.

4.Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.

5.Рыжова, Н.А. Воздух вокруг нас: [метод. пособие] / Н.А. Рыжова, С.И. Мусиенко. – 2-е изд. – Москва: Обруч, 2013. – 208с.: ил.

6.Интернет ресурсы

 

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано: 17.04.2020