Оптимизация детско-родительских отношений в процессе взаимодействия ДОУ и семьи

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Белобородова Марина Владимировна

Организация: МБДОУ «Детский сад №83»

Населенный пункт: Алтайский край, г. Бийск

 Добрый день, уважаемые коллеги! Моё обращение к вам, скорее будет носить прикладной характер, а не теоретический. Обобщая профессионально-педагогическую деятельность, мне хочется рассказать вам о своей системы работы, сопровождения родителей и детей, поделиться интересными находками и идеями.

В самом начале отмечу, что в наш скоростной век родителям некогда особо интересоваться чувствами и делами ребёнка. А мы – воспитатели – практики с этим сталкиваемся каждый день. Как показывают результаты анкетирования, возникает дефицит общения родителей и детей не только из –за отсутствия времени и усталости, но и, в первую очередь, из-за недостаточной компетентности родителей в воспитании и обучении детей.

Родители не осознают важности влияния положительных детско – родительских отношений на процесс развития ребёнка, «уходят в сторону», самоустраняются от педагогической деятельности и перекладывают всю ответственность на детский сад, на плечи воспитателей. Как следствие возникает либо полное отсутствие интереса родителей к деятельности ДОУ, либо очень критическое отношение к работе воспитателя.

Однако, в Законе Российской Федерации «Об образовании» в статье 18 говориться о том, что именно родитель является первым педагогом ребёнка. Детский сад призван помочь, поддержать, посодействовать родителям в любых вопросах воспитания и развития детей.

Исходя

из этого, мною были подготовлены следующие задачи:

  •  Довести до родителей истину, что право и обязанность воспитания их детей принадлежит им самим;

  •  Вовлечь родителей в орбиту педагогической деятельности, заинтересовать их образовательным процессом;

  •  Оказать помощь в управлении собственным педагогическим образованием и развитием детей;

  •  Пополнить знания родителей о воспитании детей общедоступными научными сведениями.

  •  Обучить родителей конструктивному общению с детьми, оказать помощь в разумном выстраивании отношений.

    Реализовать поставленные мною задачи помогают разные формы взаимодействия детского сада и семьи, как традиционные, так и новые активные. При отборе форм сотрудничества с родителями мы руководствовались не только результатами анкетирования, но и беседами с воспитанниками, данными социальных паспортов, длительного наблюдения за семьями, как в детском саду, так и за его пределами. Установленные особенности каждой семьи и всего коллектива родителей в целом, позволили определить не только формы, но и подходы, средства сотрудничества с семьёй, разработать последовательный план.

    Мне хотелось бы рассказать о некоторых формах сотрудничества с семьёй, позволивших достичь оптимальных отношений между родителями и воспитанниками.

    Это «Творческие мастерские», суть заключается в том, что перед праздником родители и дети выбирают сообща наиболее понравившиеся виды поделок для собственного творчества и время для работы. Папы помогают готовить детям подарки для мам, и наоборот.

В своей практике пользовалась организацией семейных акций «Дерево нашей семьи» и «Зимние забавы». Во время акции «Дерево нашей семьи» каждая семья на территории детского сада, садит дерево, этим поступком мы хотели научить детей добру, любви к природе и детскому саду, желание оставить после себя добрый след. Акция «Зимние забавы» проходит зимой, у каждой семьи есть возможность принять участие в оформлении группового участка.

«Семейный театр» - это любимый вид совместной деятельности детей и родителей, где каждая семья придумывает тему сказки и формы её показа перед групповой аудиторией.

Традицией «Участие родителей в праздниках и развлечениях» наверное, уже никого не удивишь, но всё же хочется отметить, что когда родители берут на себя не только разные роли, и подготовку костюмов, у них появляется желание самим активно участвовать вместе с детьми. Этим родители поднимают у детей интерес к детскому саду, чувство семейной значимости в жизни ребёнка в сфере детского сада. Лучшие совместные праздники – это Новый год, «Папа, мама и я – спортивная семья», «С папой, мамой – всё смогу!» и, другие.

Выставка семейных фотоальбомов - Каждая семья приносит познакомиться с семейными фотографиями.

Интересная форма взаимодействия с родителями – фотовыставка и рассказы родителей «Какой я был в детстве», для воспитания терпимости родителей к поступкам их детей, способствовать взаимодействию и созданию интереса к жизни взрослых.

Придумывание сказок в семье и оформление в виде книжек с иллюстрациями ребёнка. В последствии оформление в групповой комнате в виде «сказочной выставки»

Семейные походы в зону отдыха парков. Где детям и их родителям предоставляется возможность для общения друг с другом, когда в домашних условиях это не всегда возможно.

Таким образом, можно сказать, что выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы – это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные формы – устные журналы, родительские клубы. Но, всё это только знакомит родительскую аудиторию с проблемами воспитания и конечно совместно с родителями частично помогает решить эту проблему. Но, мы с вами говорим именно о детско- родительских отношениях, и оптимизировать эти отношения помогут только совместные мероприятия, и именно с детьми. Ведь каждый родитель должен видеть результат своей деятельности, а это только совместное и позитивное участие в жизни ребёнка в стенах детского сада

И конечно, так же как и я, каждый педагог активно старается всегда наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьёй и ищет новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально- политических и экономических условий развития нашей страны. Успехов вам!

Воспитатель Белобородова М.В.  

Опубликовано: 27.03.2020