Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Бойко Наталья Александровна

Организация: МАДОУ г. Нижневартовска Д/С №90 «Айболит»

Населенный пункт: ХМАО-Югра, г. Нижневартовск

Понятие «познавательная активность» трактуется как естественное стремление ребенка к познанию, как состояние готовности к познавательной деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт нацеливает содержание образовательной области «Познавательное развитие» на «развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности. Одним из эффективных методов развития познавательной сферы является экспериментирование как способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.

Изучив технологии организации педагогического процесса, представленные в работах А.И. Савенкова, Н.А. Королевой, О.В. Дыбиной, я пришла к выводу, что экспериментирование и исследовательская практика – один из основных путей развития познавательной активности ребенка-дошкольника.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

  • дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
  • идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;
  • развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
  • происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
  • детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
  • в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Учитывая актуальность вопроса формирования познавательной активности дошкольников, а также практическую значимость опытно-экспериментальной деятельности для всестороннего развития ребенка я разработала программу «Удивительное рядом» по развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности

Цель программы: развитие у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, проектно-исследовательских умений, применение их на практике через использование экспериментирования.

Задачи программы «Удивительное рядом» согласуются с задачами основной образовательной программы ДОУ и рабочей программы группы:

  • расширять представления детей об окружающем мире через экспериментальную деятельность;
  • формировать проектно-исследовательские умения и навыки, предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развивать умения выявлять проблему и находить возможные способы её решения с помощью взрослого и самостоятельно;
  • формировать самостоятельность, способность преобразовывать вещества и явления для достижения определенного результата
  • активизировать мыслительные процессы анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения, обогащать память;
  • развивать творческие способности, эмоциональную сферу ребенка;
  • формировать трудовые навыки и умение работать в коллективе.
  • воспитывать чувство взаимопомощи, ответственности за конечный результат работы
  • повысить компетенции родительской общественности в области познавательного развития дошкольников

Ожидаемые результаты реализации Программы: дошкольники должны приобрести основные навыки самостоятельной, творческой, исследовательской работы, стимулирующей познавательную активность, умение чётко выражать свою мысль, получить практические навыки применения теоретических знаний.

Для достижения поставленной цели и решения задач я подобрала и систематизировала конспекты опытов и экспериментов, преобразовав их в перспективный план экспериментальной деятельности по темам:

  • Почва
  • Воздух
  • Дерево и металл
  • Магнит
  • Агрегатные состояния воды
  • Свойства стекла
  • Нефть и нефтепродукты
  • Камни
  • Свет вокруг нас.

Например, изучая тему «Нефть и нефтепродукты», даю понятие «черное золото». Знакомлю детей с нефтью и ее свойствами: цвет нефти, прозрачность, текучесть, запах, растворяемость, маслянистость; использование нефти человеком; влияние разливов нефти на жизнь животных. Знакомлю с одним из самых востребованных сейчас материалов, которые делают из нефти – пластмассой. Свойствами и качествами предметов из пластмассы: гладкая, легкая, цветная.

Считаю, что особую значимость в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная развивающая предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка и создает оптимальные условия для проведения опытов и экспериментов.

Рисунок 1. Центр экспериментирования

В групповом Центре активности по познавательному развитию оформлен уголок экспериментирования с разнообразным оборудованием, помогающий реализовать поставленные задачи:

  • природные объекты (образцы почв, морские ракушки, камешки, плоды деревьев, семена, гербарий, образцы злаков, веточек и т.п.
  • инструменты, приборы, наборы для моделирования природных явлений: микроскопы, лупы, весы, термометры (для измерения t воздуха и воды), различные емкости, компасы, часы, набор магнитов, свечи, шприцы, трубочки и т.п.
  • инструменты для создания различных «модельных» схематических изображений: циркули, наборы лекал, фломастеры, карандаши, краски и др.
  • наглядно-графические модели пространства: глобусы, географические карты
  • системы условных обозначений: карты экспериментов, наборы карточек и плакаты с обозначением явлений природы
  • бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы
  • наборы минералов, самоцветов
  • мультимедийная копилка (видеоматериалы, презентации, игры, схемы опытов)

Атрибутов и экспонатов стало так много, что пришла идея создать музей-лабораторию.

 

Рисунок 2. Зал Тканей

Рисунок 3. Зал Металлов

 

Музей условно разделен на несколько «залов», в которых можно рассмотреть изделия из различных материалов и тут же провести опыты и эксперименты: зал Нефти и нефтепродуктов, Стекла, Тканей, зал Металлов и Камней, зал Дерева. Центр постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.

Рисунок 4. Зал Нефти

Рисунок 5. Зал Камней

 

Начинаем работу с экскурсии, во время которой дети знакомятся с оборудованием и правилами поведения в музее и во время эксперимента. Работа в лаборатории предполагает превращение детей в «учёных», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по выше представленным темам.

Эксперименты классифицируются по разным принципам:

  • по характеру объектов, используемых в эксперименте;
  • по месту проведения опытов: в групповой комнате, на участке;
  • по количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные;
  • по характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические;
  • по продолжительности: кратковременные (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин.);
  • по количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические;
  • по месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые.

Рисунок 6. Виды тканей

Рисунок 7. Свойства воды

 

Совместная экспериментальная деятельность организуется мной один раз в неделю. Также ведется дополнительная работа с детьми, которые проявляют особый интерес к исследовательской деятельности. В процессе экспериментирования возможно варьирование заранее намеченного плана, так как непредсказуемы предложения и предположения детей. Продолжительность эксперимента определяется и особенностями изучаемого явления, и наличием свободного времени, и состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.

Для активизации мыслительной деятельности детей использую разнообразные формы работы:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • исследовательская деятельность;
  • создание коллекций;
  • экспериментирование;
  • интерактивная деятельность;
  • ситуации;
  • праздники, развлечения;
  • просмотр презентаций, видеоматериалов;
  • целевая прогулка;
  • экскурсия.

Формы работы в свою очередь позволили определиться с использованием следующих методов и приемов организации экспериментально – исследовательской деятельности:

  • эвристические беседы;
  • постановка и решение вопросов проблемного характера;
  • инструкции;
  • наблюдения;
  • моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
  • показ (демонстрация), описание опыта;
  • фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
  • «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
  • подражание голосам и звукам природы;
  • использование художественного слова;
  • дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации.

Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми включает в себя несколько этапов.

  • постановка проблемы (познавательной задачи), которую нужно решать;
  • выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
  • проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
  • анализ полученного результата (подтвердилось или нет);
  • формирование выводов;
  • фиксация результатов.

Предлагая детям поставить опыт, сообщаю им цель или задачу, которая должна быть решена. Даю время на обдумывание и затем, привлекаю детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

Стараюсь организовать работу так, чтобы у детей формировалась устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. А инициатива по проведению экспериментов постепенно переходит в руки детей. Они постоянно обращаются с просьбами: «Давайте сделаем так…», «Давайте посмотрим, что будет, если…». Моя роль как умного друга и советчика возрастает. Не навязывая своих советов и рекомендаций, я жду, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Да и то не сразу даю ответ в готовом виде, а стараюсь разбудить самостоятельную мысль детей, с помощью наводящих вопросов направить рассуждения в нужное русло. Наблюдая за детьми, с уверенностью могу сказать, что у некоторых уже выработан вкус к экспериментированию и сформирована культура работы.

Никогда заранее не предсказываю конечный результат, чтобы у детей не потерялось ценное ощущение первооткрывателей.

Стимулы для положительной мотивации деятельности детей

  • внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
  • тайна, сюрприз;
  • мотив помощи;
  • познавательный момент (почему так?);
  • ситуация выбора;
  • интерактивное оборудование;
  • наличие модели последовательности деятельности.

 

В процессе работы поощряю детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускаю из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. Выводы делаем как в словесной форме, так и с использованием графического фиксирования результатов, т.е. оформляем вместе с детьми последовательность опытов в рисунках, в схемах.

 

 

Рисунок 10. Графическое фиксирование результатов

 

При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что непредусмотренный результат не является неправильным.

После эксперимента дети самостоятельно приводят в порядок рабочее место.

Карточки-схемы последовательности выполнения опытов я систематизировала в картотеку.

В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать её правоту, делать элементарные выводы.

Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдением на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь.

Результативность моей работы подтверждаются данными педагогической диагностики: 59% воспитанников самостоятельно видят проблему и формулируют ее. Выдвигают гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами, самостоятельно планируют предстоящую деятельность, осознанно выбирают предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действуют планомерно

Показателем развития познавательной активности детей являются еще и результативное участие детей в конкурсах «Юный гений», «Удивительное рядом», «Что нас окружает.», «Маленькие мыслители», «Что из чего сделано», Задачи в стихах» и др.

Данный опыт работы предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми:

  • проведение наблюдений, опытов и экспериментов в домашних условиях;
  • оформление коллекций;
  • участие в совместных конкурсах, развлечениях;
  • создание фотоальбомов;
  • подбор видеоматериалов;
  • организация и сопровождение на экскурсии.

Предлагаем детям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы. Например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают детям провести исследования в домашних условиях. Кроме этого, родители оказывают помощь в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к данному мероприятию.

 

 

Для просвещения родителей провожу консультации:

  • «Экспериментирование как средство развития познавательной активности старших дошкольников»;
  • «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»;
  • «Игры для формирования мотивации учения для старших дошкольников»
  • «Условия безопасной экспериментальной деятельности» и др.

Большой популярностью и у детей и у родителей пользуются тематические выставки фотографий “Моя семья в лесу”, “Моя семья на даче”, и др.

Таким образом, экспериментирование пронизывает все сферы детской жизни. В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно отстаивать собственную точку зрения, доказывать её правоту, делать элементарные выводы.

Итоги диагностики познавательного развития позволяют сделать выводы о позитивных результатах планомерной и систематической работы по развитию познавательной активности дошкольников посредством вовлечения их в экспериментальную деятельность.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Верховкина М.Е., Атарова А.Н. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах. Санкт-Петербург: КАРО, 2014. 112 с.
  2. Дмитриева Е.А., Зайцева О.Ю., Калиниченко С.А. Детское экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками. М.: ТЦ СФЕРА, 2016. 128с.
  3. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. М.: ТЦ СФЕРА, 2016. 192с.
  4. Дыбина О.В. Рукотворный мир. Игры-занятия для дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2016. 128c.
  5. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2016. 128c.
  6. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника самостоятельно приобретать знания? М.: Национальный книжный центр, 2017. 240с.
Опубликовано: 02.03.2020