Сводная сравнительная характеристика этапов психического развития по З.Фрейду и Л.С. Выготскому

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Калашникова Ольга Владимировна

Организация: МБДОУ детский сад №2

Населенный пункт: Краснодарский край, г. Новороссийск

Данная статья представляет собой сравнительный анализ двух точек зрения на детскую возрастную периодизацию австрийского психолога, психоаналитика, психиатра и невролога Зигмунда Фрейда (1856-1939) и советского психолога Льва Семеновича Выготского (1896-1934), которая представлена также в сводной сравнительной таблице.

Сегодня любой образованный человек на вопрос о том, что такое детство, ответит, что детство -- это период усиленного развития, изменения и обучения. Но только ученые понимают, что это период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития. О парадоксах детского развития писали В. Штерн, Ж. Пиаже, И. А. Соколянский и многие другие.

Детство - период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества.

В одной из старых книг о психоанализе приводятся слова А. Шопенгауэра о том, что человеческая душа - это тугой узел, который невозможно развязать, и 3. Фрейд - первый ученый, сделавший попытку распутать этот узел.

Психоанализ возник как метод лечения, но почти сразу же был воспринят как средство получения психологических фактов, которые стали основой психологической системы. Анализ свободных ассоциаций пациентов привел 3. Фрейда к выводу, что болезни взрослой личности сводятся к переживаниям детства. Детские переживания, по 3. Фрейду, имеют сексуальную природу. Это чувство любви и ненависти к отцу или матери, ревность к брату или сестре и т.п. 3. Фрейд считал, что этот опыт оказывает неосознанное влияние на последующее поведение взрослого. Несмотря на то, что метод психоанализа был разработан на взрослых испытуемых и требует существенных дополнений для исследования детей, полученные 3. Фрейдом данные указывают на определяющую роль детского опыта в развитии личности.

Два открытия 3. Фрейда - открытие бессознательного и открытие сексуального начала - составляют основу теоретической концепции психоанализа.

3. Фрейд предложил особую модель человеческой личности. Он утверждал, что личность состоит из трех основных компонентов: "Оно", "Я" и "Сверх-Я". "Оно" -- наиболее примитивный компонент, носитель инстинктов, "бурлящий котел влечений". Будучи иррациональным и бессознательным, "Оно" подчиняется принципу удовольствия. Инстанция "Я" следует принципу реальности и учитывает особенности внешнего мира, его свойства и отношения. "Сверх-Я" служит носителем моральных норм. Эта часть личности выполняет роль критика и цензора. Если "Я" примет решение или совершит действие в угоду "Оно", но в противовес "Сверх-Я", то оно испытает наказание в виде чувства вины, укоров совести.

В соответствии со своей сексуальной теорией психики З.Фрейд все стадии психического развития человека сводит к стадиям преобразования и перемещения по разным эрогенным зонам либидонозной иди сексуальной энергии. Эрогенные зоны -- это области тела, чувствительные к стимулу; будучи стимулированы, вызывают удовлетворение либидонозных чувств. Каждая стадия имеет свою либидонозную зону, возбуждение которой создает либидонозное удовольствие. Перемещение этих зон создает последовательность стадий психического развития. Таким образом, психоаналитические стадии -- это стадии психического генеза в течение жизни ребенка. В них отражено развитие "Оно", "Я", "Сверх-Я" и взаимовлияние между ними.

На фоне всех выдающихся достижений западной психологии несомненно революционный переворот в детской психологии совершил Л. С. Выготский. Л. С. Выготский разработал учение о возрасте как единице анализа детского развития. С предложил иное понимание хода, условий, источника, формы, специфики и движущих сил психического развития ребенка; описал эпохи, стадии и фазы детского развития, а также переходы между ними в ходе онтогенеза; он выявил и сформулировал основные законы психического развития ребенка. Без преувеличений можно сказать, что Л. С. Выготский сделал все, чтобы детская психология стала полноценной и подлинной наукой, имеющей свои предмет, метод и закономерности; он сделал все, чтобы эта наука смогла решать важнейшие практические задачи обучения и воспитания детей, по-новому подходить к проблемам возрастной нормативной диагностики психического развития.

Л. С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка. Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой темп, который меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве. Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития С этим законом связана гипотеза Л. С. Выготского о системном и смысловом строении сознания. Закон развития высших психических функций. Высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными (формами) функциями самого ребенка Отличительные признаки высших психических функций: опосредованность, осознанность, произвольность, системность; они формируются прижизненно; они образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества; развитие внешних психических функций связано с обучением в широком смысле слова, оно не может происходить иначе как в форме усвоения заданных образцов, поэтому это развитие проходит ряд стадий Специфика детского развития состоит в том, что оно подчиняется не действию биологических законов, как у животных, а действию общественно-исторических законов. Биологический тип развития происходит в процессе приспособления к природе путем наследования свойств вида и путем индивидуального опыта. У человека нет врожденных форм поведения в среде. Его развитие происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности. По Л. С. Выготскому, движущая сила психического развития -- обучение.

Обучение, по Л. С. Выготскому, есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека. Обучение не тождественно развитию. Оно создает зону ближайшего развития, то есть вызывает у ребенка к жизни, пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития.

  • ближайшего развития -- это расстояние между уровнем актуального развития, ребенка и уровнем возможного развития определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Как пишет Л. С. Выготский, "зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития... Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день". Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей.

Таким образом, сравнивая разные подходы к психоанализу, мы делаем очередную попытку взглянуть на проблему детской возрастной периодизации с разных сторон.

 

 

 

 

Сводная таблица: «Характеристика этапов психического развития»

По З. Фрейду

По Л.С. Выготскому

Стадия

Возраст

Либидозное действие

Ведущая эрогенная область

Формируемые качества личности

Периоды и стадии

Кризис

Сфера личности

Оральная стадия

(0-1 год)

Фаза ранняя

 

1 полугодие жизни

сосание

Рот, орудие питания, сосания и первичное обследование предметов

Ненасытность, жадность, требовательность, (не)удовлетворенность

Ранее младенчество

Кризис новорожденности

Мотивационно-потребностная

Фаза поздняя

 

2 полугодие жизни

укус

Анальная стадия

1-3 лет

 

 

 

приучение к опрятности в процессе акта дефекации

Анус

Аккуратность, опрятность, пунктуальность;

Упрямство, скрытность, агрессивность; Накопительство, экономность, склонность к коллекционированию.

 

Ранний возраст

Кризис 1 года

Мотивационно-потребностная

Дошкольный возраст

Кризис 3 лет

Мотивационно-потребностная

Фаллическая стадия

3-5 лет

Сексуальная привязанность к взрослым (родителям)

Преодоление Эдипова комплекса/ комплекса Электры

Генитальные органы

Самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление

Детство

 

Латентная стадия

5-12 лет

Снижение полового интереса

 

Освоение общечеловеческого опыта, установление дружеских отношений

 

Младший школьный возраст

Кризис 7 лет

Операционально-техническая

Генитальная стадия

12-18 лет

Нормальное сексуальное общение

Объединение всех бывших эрогенных зон

Сублимация, психическая гомосексуальность, нарциссизм.

Отрочество (подростковый возраст)

Кризис 11-12 лет

Мотивационно-потребностная

Ранняя юность

Кризис 15 лет

Операционально-техническая

Источник: Л.Ф.Обухова. Детская (возрастная) психология

ОБУХОВА Л. Ф., доктор психологических наук.

Детская (возрастная) психология.

Учебник. -- М., Российское педагогическое агентство. 1996 г.

 

Опубликовано: 16.12.2019