Конструирование в дошкольном образовательном учреждении – как вид всестороннего развития ребенка

Конференция: Развитие игровой деятельности в условиях ФГОС ДО

Автор: Исаева Динара Кайратовна

Организация: МБДОУ «Детский сад № 1»

Населенный пункт: Самарская область, г.о. Самара

Конструирование в дошкольном образовательном учреждении – как вид всестороннего развития ребенка.

Конструирование – одно из самых любимых детских занятий. Оно является не только увлекательным, но и полезным для детей. Конструирование создает необходимый фундамент всестороннего развития ребенка.

Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, дерева, картона, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки).

Конструирование является довольно сложным видом детской деятельности, связанный с художественной, конструктивно-технической деятельностью взрослых.

Для конструктивно-технической деятельности взрослых характерно практическое назначение конструкций, построек. При выполнении конструкции взрослый предварительно обдумывает, создает план, подбирает материал с учетом назначения, техники работы, внешнего оформления, определяет последовательность выполнения действий. Все эти элементы намечаются в детском конструировании. Здесь также решаются конструктивные задачи. Продукты детского конструирования, как правило, предназначаются для практического использования в игре.

По мнению А. С. Макаренко игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру».

Таким образом, конструктивная деятельность детей близка конструктивно-технической деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Однако руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на трудовое воспитание дошкольников.

1.Значение игр и занятий со строительным материалом

Детское конструирование представляет собой процесс сооружения построек, таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения. Как правило, процесс конструирования осуществляется в игровой деятельности, чтобы заинтересовать детей и на занятиях.

Конструктивная деятельность ребенка - достаточно сложный процесс, так как ребенок не только практически действует руками и воспринимает возводимую постройку, но и обязательно при этом мыслит. Это один из самых интересных видов деятельности детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции [4, с. 29].

Овладение умением использовать строительный материал по назначению невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия - наблюдения. Для того, чтобы построить какой-либо предмет, предварительно надо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей. Дети воспроизводят в своих постройках то, что восприняли раннее, с чем они уже знакомы. Наличие такого рода представлений способствует развитию воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на занятиях, на прогулках.

В процессе самой конструктивной деятельности представления детей о свойствах и качествах предметов уточняются. В этом участвуют различные анализаторы: зрение, осязание, движения рук.

Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Обучение конструктивной деятельности невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В процессе игр и занятий со строительным материалом развивается речь детей: происходит усвоение названий форм, цветов и оттенков, пространственных обозначений, обогащается словарь; высказывания в процессе наблюдений предметов и явлений, при обследовании предметов, построек положительно влияют на формирование связной речи.

Сенсорное развитие в процессе конструктивной деятельности приобретает особое значение в дошкольном возрасте, так как именно в этот период ребенок интенсивно развивается. Сенсорное развитие включает в себя формирование восприятия формы, величины, пространственных отношений между предметами, что очень важно при конструктивной деятельности [4, с. 31]. Таким образом, конструктивная деятельность содействует сенсорному воспитанию, развитию наглядно-образного мышления.

Игры со строительным материалом способствуют нравственному воспитанию, так как дошкольник строит постройки не только для себя, но и для окружающих. Ему очень хочется, чтобы его строение что-то рассказало, чтобы в нем узнали дом, в котором он живет, памятник или его детский сад.

В конструктивной деятельности сочетаются умственная и физическая активность. Для сооружения конструкции необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умением строить предмет определенной конструкции, а также овладеть навыками обращаться с деталями конструктора. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка.

В процессе конструктивной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Эстетическое восприятие направляется в первую очередь на предмет в целом, на его стройность формы, красоту цвета, пропорциональность частей.

  • образом, конструктивная деятельность детей дошкольного возраста влияет не только на техническую сторону развития ребенка, но и на его нравственную и эмоционально-чувственную сферу.

2. Условия, необходимые для игр и занятий со строительным материалом

Для проведения игр и занятий со строительным материалом, необходимо создание определенных условий:

1) организация предметно-развивающей среды:

- подбор необходимого строительного материала, соответствующего задачам развития конструктивной деятельности детей определенного возраста. Материал должен быть разнообразным - напольным, настольным, привлекательно оформленным, достаточно устойчивым, соответствовать возможностям детей.

- подбор материала для конструирования из картона, бумаги, коробок и других материалов;

- подбор природного материала для игр и занятий. Это могут быть: -шишки (еловые, сосновые, кедровые, ольховые), орехи (лесные, грецкие, кедровые), хвоя, желуди, каштаны, кора (дубовая, сосновая, берёзовая), ветки, листья, семена, кукурузные початки, солома, плоды шиповника, рябины, декоративные тыквы, ракушки, мох, перья [6, с. 36].

Весь строительный материал должен храниться в коробках, которые можно распределить по форме или цвету. На узкую часть коробок наклеивают маленькие изображения тех деталей. Такое хранение удобно тем, что пользоваться материалом могут все дети, значительно уменьшается время на его уборку, дети не ограничиваются только теми деталями, которые имеются в той или иной коробке. Чтобы строительным материалом было удобно пользоваться в свободное от занятий время, для него отводят определенное место.

2) определение времени и места для игр со строительными материалами. Игры требуют сосредоточенности мышления, внимания. Поэтому стеллажи для игр с настольным строительным материалом, конструкторами следует ставить так, чтобы они не мешали детям, не отвлекали их.

3) бережное отношение к постройкам, сооружениям, выполненным детьми. Обычно ребенок любит «возвращаться» к своим постройкам, вносить в них изменения. Поэтому надо воспитывать у всех детей осторожное, внимательное отношение к собственным и постройкам сверстников; показывать ребенку постройки других детей, учить замечать успехи других, радоваться им.

4) создание условий для обыгрывания построек. Для этого необходимо подбирать мелкие игрушки (машинки, фигурки людей и животных) [8, с.9]. Старших дошкольников полезно привлекать к конструированию из бумаги, картона, подсобного материала различных предметов для оснащения игр. Например, для построенной из строительного материала автострады дети изготавливают бензоколонку, трейлеры, придорожное кафе. Для этих целей можно использовать игрушки, собранные из конструктора.

5) объединение детей для совместных построек из конструктора. Педагогу необходимо создавать ситуации, когда ребенок, овладевший новыми конструктивными умениями, обучает им других детей. Вносить элемент состязательности. Например, можно провести конкурс на сооружение улицы города (станции метро, театра, музея). В конкурсе принимают участие 2-3 подгруппы детей. Эффективным приемом является организация выставки поделок из конструктора или подсобного материала. Выполнять работу для выставки ребенок может дома с помощью родителей.

3. Конструирование и ручной труд в свободное от занятий время

Конструирование из строительного материала в свободное от занятий время способствует закреплению у детей полученных навыков и умений и приобретению новых благодаря систематическим упражнениям, нахождению способов и решений. Воспитатель вместо показа и объяснения задает вопросы, которые помогают ребенку самостоятельно продумывать основные этапы работы, найти свои конструктивные решения, сравнить, проанализировать, обобщить.

Эффективным приемом является коллективное обсуждение будущей постройки. Дошкольники учатся выражать свое мнение, отстаивать точку зрения. Педагог продолжают расширять представления детей о различных архитектурных сооружениях, о видах транспорта: проводят экскурсии, наблюдения, рассматривают иллюстрации, читают художественные произведения. Дети становятся требовательнее к своим конструкциям, способны критически к ним относиться, обращать внимание на сходство с реальной постройкой, художественную выразительность, прочность.

Для индивидуального конструирования воспитатель организует уголок, где ребенок мог бы, не отвлекаясь, сосредоточенно и самостоятельно поработать.

Большое значение имеют словесные приемы [4, с. 30]. Детям доступны конструктивные задания, в которых требования к постройке они определяют самостоятельно, слушая рассказы, где имеются описания подобных сооружений.

В свободное время дошкольники строят комплексные и коллективные постройки, договариваются, кто какую часть конструкции будет делать. Темы могут быть самые разнообразные: улица города с жилыми домами, кинотеатром, магазинами, скверами и др.; зоопарк; железная дорога с вокзалом и поездами.

Вне занятия осуществляется закрепление приобретенных навыков по ручному труду, на их основе формируют новые. Организуется как индивидуальный ручной труд детей, так и коллективный. Нельзя, чтобы ручной труд был подчинен авторитету взрослого и проходил механически без желания и интереса. Главное для ребенка — это преодоление трудностей, радость творчества, приобретение трудовых навыков.

В свободное время дети учатся изготавливать игрушки для сюжетно-ролевых игр. Необходимо поощрять, приветствовать стремление детей работать вместе.

Старшие дошкольники с удовольствием сооружают постройки из песка, которые носят содержательный, творческий характер, отличаются конструктивной сложностью. Для обыгрывания построек дети применяют поделки, изготовленные своими руками.

При работе детей со снегом основной формой организации становится коллективный труд. Ребята учатся совместно планировать свою деятельность, добиваться намеченной цели, предвидеть будущий результат, самостоятельно распределять обязанности, а затем вместе сооружают постройку.

Для самостоятельной художественной деятельности детей на зимнем участке выделяется место для создания различных снежных картин. Удобны для этой цели небольшие снежные насыпи, которые дети сооружают самостоятельно по объяснению воспитателя.

Увлекательное занятие для детей — создание различных миниатюрных снежных композиций. Ребятам предлагают сгрести снег в два одинаковых сугроба, расположенных на некотором расстоянии друг от друга, и помогают вырезать из них два стола. Верхнюю поверхность одного из них заливают подкрашенной водой. Дети лепят из снега различные фигурки украшают их веточками, шишками и разыгрывают на столах сценки из сказок.

Таким образом, приобретенные дошкольниками конструктивные знания и умения, нравственные качества, сформированные в процессе труда, будут способствовать дальнейшему успешному обучению, формированию дружеских отношений в коллективе сверстников, приучению с пользой проводить свободное время.

 

Конструирование дошкольников представляет собой процесс сооружения построек, конструкций, в которых предполагается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения. Игровая деятельность является эффективным методом для конструктивной деятельности детей.

Проведение игр и занятий со строительным материалом способствует развитию целенаправленного наблюдения, оказывает влияние на умственное, сенсорное, нравственное, эстетическое развитие, формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В процессе таких игр развивается речь детей. Кроме этого конструктивной деятельности сочетаются умственная и физическая активность.

Для развития игровой деятельности детей необходимо создать условия:

- организовать игровую среду, подобрать строительный материал в соответствии с возрастом детей,

- воспитывать бережное отношение к постройкам, аккуратность,

- создавать условия для обыгрывания построек,

- объединять для совместных игр из конструктора.

Список использованной литературы

1. Акиньшина, С. Примерные занятия по конструированию из строительного материала / С. Акиньшина // Дошкольное воспитание. – 1988. – № 8. – С. 35 – 36.

2. Власова, Н. Поделки из природного материала / Н. Власова // Дошкольное воспитание. – 1981. - №1, №10.

3. Гусакова, М. Поделки к празднику / М. Гусакова // Дошкольное воспитание. – 1980. - №3, №10.

4. Корзакова, Е. Развитие умственной активности с помощью строительных игр / Е. Корзакова // Дошкольное воспитание. – 1981. - №1.

5. Куцакова, Л.В. Конструирование из природного материала / Л.В. Куцакова // Дошкольное воспитание. – 1986. - №2.

6. Куцакова, Л.В. Конструирование из природного материала / Л.В. Куцакова // Дошкольное воспитание. – 1987. - №8, №12.

7. Куцакова, Л.В. Конструирование из природного материала / Л.В. Куцакова // Дошкольное воспитание. – 1988. - №1, №12.

8. Романина, В.И. Занятия по конструированию с детьми 3-4 лет / В. И. Романина. – М.: Классикс Стиль, 2003. – 40 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано: 14.11.2019