Работа с родителями в ДОУ

Конференция: Взаимодействие ДОУ и семьи при реализации ФГОС ДО

Автор: Попова Мария Александровна

Организация: МБДОУ Детский сад №385 «Сказка»

Населенный пункт: Свердловская область, г. Екатеринбург

Наверное, каждый педагог детского сада замечал закономерность: чем скорее и теснее наладишь контакт с родителями воспитанников, тем легче и плодотворнее работается. Оно и понятно: как мы, педагоги, помогаем воспитанникам и их родителям в образовательном процессе, так и они помогают нам лучше установить контакт для более тесной и плодотворной работы.

За более чем тысячелетнюю историю человечества сложилось два пути, по которым идет воспитание детей: семейное и общественное. И сколько существуют эти два пути, столько и ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Мнения всем известных педагогов также разделились, и каждый строил свою теорию склоняясь к одному из путей воспитания.

Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе. Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

В практике же современного детского сада зачастую используются стандартные формы работы: родительские собрания, родительские комитеты, выставки, реже конференции, Дни открытых дверей, которые проводятся нерегулярно, а тема не всегда совпадает с содержанием. В Днях открытых дверей мало родителей принимают участие. А такие мероприятия, как турнир знатоков, КВН, викторина, фактически не проводятся.

На мой взгляд подобное происходит по нескольким причинам:

  1. Не желание что-то менять (зачем что-то менять, если можно идти по всем известной дороге);
  2. Устойчивые штампы в работе (столько лет всё отлично работает, нет навыдумывали тут);
  3. Большая затрата времени на подготовку и т.д.
  4. Не умение поставить конкретные задачи, наполнить их соответствующим содержанием, выбрать методы;
  5. Неумение планировать совместную работу с детьми и родителями;
  6. У некоторых, особенно молодых, воспитателей недостаточно развиты коммуникативные навыки.

Учитывая всё вышесказанное, я хочу поделиться своими знаниями и опытом по вопросу взаимодействия с родителями. Надеюсь, эта тема будет интересна не только молодым воспитателям, но и опытные педагоги подчерпнут что-то для себя.

Итак, с чего же начать строить мостик между детским садом и семьей? Логично, что это ребенок. Нет ничего проще, во время утренней приемки интересоваться у родителей о самочувствии, настроении, впечатлениями о садике ребенка, его желании посещать группу, мнении о детях, посещающих вместе с ним детский сад. А вечером, напротив, самой рассказывать родителям о жизни их чада в детском саду, о его трудностях и достижениях, как он себя проявил и чего не хватает. Эти незамысловатые разговоры помогут расположить родителей к себе, дадут им понять, что рядом с их ребенком внимательный и заинтересованный человек, что воспитатель следит за каждым ребенком и всем уделяет внимание. Ведь на этапе адаптации воспитанников родителям очень важно, чтобы их ребенку помогли влиться в первый в его жизни коллектив.

Сделаем небольшой вывод: чтобы наладить отношения с родителями от воспитателя требуется доброжелательность, приветливость и открытость, готовность делиться информацией о ребенке и принимать информацию от родителей, а целью работы воспитателя должен быть ребенок.

Параллельно с этим необходима работа с родителями. Воспитатель должен четко знать чего хотят родители, что они ждут от детского сада и непосредственно от воспитателя. В этом нам поможет анкетирование. В анкетах родители расскажут о своих ожиданиях, переживаниях и опасениях. На основе данных полученных от анкетирования воспитатель планирует родительское собрание, в ходе которого знакомит родителей с детским садом, распорядком жизни детей, образовательной программой и затрагивает актуальные темы, выявленные при анкетировании. Также на родительском собрании выбирается родительский комитет группы. Это очень важный момент, ведь именно эти люди будут осуществлять большую часть коммуникаций между детским садом и группой, должны принимать непосредственное участие в жизни группы, проявлять организаторские способности и быть главными помощниками воспитателя. Наряду со всем, родители должны понимать, что в группе старшим является воспитатель, как для детей, так и для родителей.

Наряду с родительскими собраниями полезно устраивать «круглые столы», приглашая по этому случаю специалистов и руководителей ДОУ. В ходе этих встреч можно обсуждать актуальные проблемы как воспитания, так и жизни группы, тут каждый может высказать свою точку зрения и услышать комментарии специалистов.

Консультации для родителей помогут донести необходимую информацию. Консультации проводятся в виде беседы и могут быть как индивидуальные, так и групповыми, плановыми и внеплановыми по просьбе родителей.

В помещении группы в свободном доступе обязательно должен быть оформлен уголок родителей. На этом стенде должна размещаться информация, актуальная для родителей: от незначительных объявлений до образовательной программы, не говоря уже о полезной информации.

И снова мини-вывод: родители должны быть информированы обо всём, что происходит и будет происходить в детском саду.

Родители должны видеть, что детский сад не просто выгуливает детей, пока мамы и папы трудятся, но и осуществляет образовательную деятельность, давая необходимые знания и готовя детей к школе.

И как нам это сделать? Да, банальные выставки работ. Для начала выставки детских работ, а затем выставки совместных работ детей и родителей. Это еще одно требование-условие: родители должны участвовать в образовательном процессе и жизни группы. Совместные задания помогают построить взаимоотношения между родителями и ребенком, а повышение активности родителей в жизни группы свидетельствует о правильной работе воспитателя с родителями.

Как только этот мостик между педагогом и семьей построен, необходимо укреплять взаимоотношения. В этом может помочь демонстрация работы детского сада (День открытых дверей, утренники, спортивные мероприятия), а так же демонстрация работы воспитателя (открытые занятия, мастер-классы, консультации для родителей и, конечно, творческие работы).

Все эти способы помогут построить крепкие рабочие взаимоотношения между детским садом и семьями воспитанников. Но не стоит забывать и про человеческие отношения… Да, да, и такие отношения с родителями воспитанников возможны и даже необходимы. Я не имею ввиду сейчас совместное проведение выходных и праздников, достаточно организации досуга группы (для желающих конечно). Это могут быть экскурсии по историческим местам города, выход на природу (парк). Очень интересными получатся экскурсии на места работы родителей воспитанников: у кого-то папа пожарный, у кого-то трудится на заводе, у кого-то в офисе или в Ботаническом саду. Детям будет интересно ближе увидеть эти профессии и, возможно, определиться с мечтами о будущей профессии.

Изложенный выше практический материал из опыта работы, необходим, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг для друга и помогли раскрытию способностей и возможностей ребенка.

И если описанная выше работа с родителями и её анализ будут проводиться в системе и не «на бумаге», то постепенно даст определенные результаты: родители из «зрителей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя и администрации детского сада, так как тем самым создастся атмосфера взаимоуважения. А позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они стали непосредственными участниками воспитательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей.

Надеюсь, мой опыт и описанные выше мероприятия помогут Вам наладить хорошие взаимоотношения с родителями в Вашей группе и детском саду.

Спасибо за внимание.

 

Список литературы.

  1. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. [Текст]// Т.Н. Доронова, М.: «Сфера», 2002, С. 114
  2. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. [Текст]// О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, М.: Творческий центр «Сфера», 2005, С. 89.
  3. Как оформить уголок для родителей в детском саду [Электронный ресурс]// http://www.kakprosto.ru/kak-33939-kak-oformit-ugolok-dlya-roditeley-v-detskom-sadu
  4. Оформляем родительский уголок: новые формы и подходы [Электронный ресурс]// http://dob.1september.ru/articlef.php?ID=200700502
  5. Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи [Электронный ресурс] //http://tmntpk.ucoz.ru/publ/robota_s_roditeljami/formy_raboty_s_roditeljami/sovremennye_podkhody_k_sotrudnichestvu_detskogo_sada_i_semi/50-1-0-105
  6. Современные формы работы с родителями [Электронный ресурс]// http://www.vseodetishkax.ru/rabotnikam-doshkolnogo-obrazovaniya/112-sotrudnichestvo-pedagogov-i-roditelej-/798-sovremennye-formy-raboty-s-roditelyami-v-doshkolnom-uchrezhdenii
  7. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. [Текст]// О.В. Солодянкина, М.: «Аркти», 2005, С. 221.
Опубликовано: 22.10.2019