Формирование межличностных отношений детей в разновозрастной группе детского сада, посредством игр-драматизаций

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Левданская Оксана Ивановна

Организация: МАДОУ № 183

Населенный пункт: Красноярский край, г. Красноярск

Разновозрастная группа детского сада является типичной моделью интегративной группы, в которой объединяются разные по своим физическим и умственным возможностям дети. Отсюда следует, что детям в разновозрастных группах тяжело общаться, договариваться, строить отношения друг с другом и взаимодействовать в игре.

 

В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.П. Усова и др.) Тематика и содержание игр - драматизаций имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость… Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок начинает соотносить себя с полюбившимся образом. Способность к такому уподоблению и позволяет через образы оказывать влияние на детей. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, ребёнок добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты смех и радость присущи детству, неотделимы от него.

 

 

Перспективный план работы по формированию межличностных отношений детей разновозрастной группы 5- 7 лет.

 

Сентябрь

 

1неделя

 

1.Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса».

 

В сказке открыто выступают такие качества как взаимопомощь, отзывчивость и сострадание к ближнему, развивает способность ребенка к эмпатии, сопереживанию, а информация, переданная посредством ярких образов, наиболее восприимчива.

 

2. Подготовка к игре.

 

Распределение ролей (лиса, заяц, петух и др.), разучивание слов персонажей,

 

совместное изготовление масок и декораций.

 

Способствует развитию уверенности в себе и самостоятельности. Формирование умений детей договариваться между собой, помогать друг другу, взаимодействовать во время изготовления масок и декораций.

 

3. Разыгрывание игры – драматизации по сказке (появляются герои сказки и произносят слова в соответствии с выбранной ролью).

 

Дает возможность воспитывать у детей доброжелательные партнерские отношения, умение действовать согласованно с другими участниками игры.

 

Приложение И.

 

2 неделя

 

1.Чтение английской сказки « Три поросёнка».

 

  • сказке показана необходимость заботиться об окружающих и помогать им, дружно играть и трудиться, развивает навыки социального поведения детей.

 

2. Изготовление атрибутов для игры – драматизации. Разучивание слов и действий.

 

Формирует умение детей делиться со сверстником, помогать ему в процессе совместной деятельности, умение детей вместе взаимодействовать, договариваться.

 

  1. Игра – драматизация по сказке.

 

Дает возможность детям прочувствовать взаимовыручку, согласованность всех действий и увидеть положительный результат при совместной деятельности. Развитие уверенности в себе.

 

3 неделя

 

1.Чтение сказки В.Г. Сутеева «Под грибом».

 

Сказка помогает воспитывать у детей сострадание, доброту друг к другу, воспитывать чувство дружбы, чувство ответственности за свои поступки. Развивает у ребенка умение выражать свое отношение к другим людям разными способами.

 

2. Подготовка инсценировки сказки. (Изготовление атрибутов, масок, костюмов, разучивание слов и действий персонажей.)

 

Помогает формировать умение детей вместе взаимодействовать, договариваться.

 

  1. Показ сказки для детей младшей группы.

 

Дает возможность воспитывать у детей доброжелательные партнерские отношения, умение действовать согласованно с другими участниками игры.

 

4неделя

 

1.Чтение русской народной сказки «Теремок».

 

В сказке отражены такие качества как умение сотрудничать, договариваться, жить в мире и согласии с учётом индивидуальных особенностей окружающих.

 

2. Совместное изготовление атрибутов к игре.

 

Способствует развитию умения детей общаться, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, а также совместно строить и реализовывать планы во время подготовки к игре со сверстниками

 

3. Игра – драматизация по сказке.

 

Дает возможность преодолеть смущение и побывать в группе сверстников в главной роли. Развивать в детях ощущения свободы и коллективную творческую активность. Приложение К.

 

Октябрь

 

1неделя

 

1.Чтение русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

 

В сказке формируется осознание необходимости заботиться о других и оказывать помощь; формировать произвольное поведение; стимулировать желание следовать законам добра.

 

2. Подготовка инсценировки сказки (изготовление атрибутов, масок, костюмов, разучивание слов и действий персонажей).

 

Способствует формированию умения детей договариваться между собой, помогать друг другу, взаимодействовать друг с другом.

 

  1. Драматизация сказки.

 

Развивает умение ориентироваться на товарища, сплоченность действий и возникновению чувства общности — формирует умение детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей.

 

2 неделя

 

1.Чтение рассказа К. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно».

 

В рассказе дается возможность выявить положительные и отрицательные стороны поступка детей, что способствует формированию чувства общности в группе.

 

2. Игра – драматизация по рассказу.

 

Формирование умения детей договариваться, вместе взаимодействовать, помогать друг другу, преодолеть смущение и побывать в главной роли.

 

3 неделя

 

1.Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко».

 

  • дает возможность развивать у детей осознание необходимости заботиться о других и оказывать помощь, стимулировать желание следовать законам добра.

 

2. Подготовка инсценировки сказки (изготовление атрибутов, масок, костюмов, разучивание слов и действий персонажей).

 

Развивает умение детей договариваться между собой, помогать друг другу, взаимодействовать.

 

  1. Драматизация сказки.

 

Способствует сплоченности действий детей и возникновению чувства общности — умение детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей.

 

4неделя

 

1.Чтение русской народной сказки «Гуси - лебеди».

 

Сказка воспитывает у детей чувство ответственности за свои поступки, развивает умение взаимовыручки.

 

2. Подготовка инсценировки сказки (изготовление атрибутов, масок, костюмов, разучивание слов и действий персонажей).

 

Способствует формированию умения детей вместе взаимодействовать, договариваться, развитию большого внимания к сверстникам и умению действовать с учетом потребностей, интересов и поведения других детей.

 

  1. Показ сказки для детей других групп.

 

Дает возможность воспитывать доброжелательные партнерские отношения, умение действовать согласованно с другими участниками игры.

 

Ноябрь

 

1неделя

 

1.Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка».

 

В сказке более открыто выступают такие качества как взаимопомощь, отзывчивость и сострадание к товарищу.

 

2. Подготовка к игре.

 

Распределение ролей (лиса, заяц, петух и др.), разучивание слов персонажей,

 

совместное изготовление масок и декораций.

 

Способствует формированию умения детей договариваться между собой, помогать друг другу, взаимодействовать во время изготовления масок, помогать друг другу в процессе совместной деятельности.

 

  1. Разыгрывание игры – драматизации по сказке.

 

Дает возможность детям увидеть, как интересно вместе взаимодействовать, и как совместное сотрудничество приводит к положительному результату.

 

2 неделя

 

1.Чтение сказки К.Чуковского «Айболит».

 

Сказка помогает воспитывать у детей сострадание, доброту друг к другу, воспитывать чувство дружбы, чувство ответственности за свои поступки.

 

2. Подготовка к инсценировке сказки (изготовление атрибутов, масок, костюмов, разучивание слов и действий персонажей).

 

Формирует умение вместе взаимодействовать, договариваться, развитие большого внимания к сверстникам и умения действовать с учетом потребностей, интересов и поведения других детей.

 

  1. Показ сказки для детей младшей группы.

 

Дает возможность воспитывать доброжелательные партнерские отношения, умение действовать согласованно с другими участниками игры.

 

3неделя

 

1.Чтение рассказа В.Осеева «Синие листья».

 

В рассказе показан отрицательный поступок одного из героев, который помогает понять детям, как нельзя поступать.

 

2. Разучивание слов и действий персонажей.

 

Формирует умение договариваться и учитывать интересы других детей.

 

3. Игра – драматизация по рассказу помогает детям осознать, что для достижения определенной цели, дети должны действовать с максимальной согласованностью, то есть способствует развитию внимания к сверстникам и умения действовать с учетом потребностей, интересов и поведения других детей.

 

4неделя

 

1.Чтение рассказа В. Осеева «Волшебное слово».

 

В рассказе хорошо представлен пример вежливого обращения к другому человеку и умение с ним взаимодействовать.

 

2. Разучивание слов и действий.

 

Формирует умение детей вместе взаимодействовать, договариваться и помогать друг другу, действовать вместе и слушать друг друга.

 

3. Игра – драматизация по рассказу формирует у детей такие качества как доброта, отзывчивость. Дает детям почувствовать радость от проделанной совместной работы, развивает умение ребенка согласовывать собственное поведение с поведением других детей.

Опубликовано: 06.09.2019