Инновационная деятельность – одно из важнейших условий реформации образования в дошкольном образовании

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Криворотова Татьяна Юрьевна

Организация: МБДОУ «ДС № 320 г. Челябинска»

Населенный пункт: Челябинская область, г. Челябинск

Система образования постоянно находится в условиях реформации. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 гг.» ориентирована на повышение качества Российского образования в соответствии с изменяющимися требованиями и перспективами развития общества. Одним из приоритетных ее направлений является модернизация образовательных программ в системах всех ступеней образования, направленных на достижение качества учебных результатов и результатов социализации.

Доктор педагогических наук, профессор Безрукова В.С. дает определение: «реформирование образования (лат. – преобразование) – это процесс преобразования, изменения существующей системы образования с сохранением основы неизменной». [1]

Изменения, происходящие в системе образования, требуют от современного педагога подстраивать свою деятельность под постоянно меняющиеся условия, использовать в работе некоторое разнообразие, творческий подход и новые методы передачи знаний, вовлекая подрастающее поколение в поисковую деятельность.

Одним из важнейших условий реформации образования становится внедрение инноваций в педагогический процесс.

Что же такое «Инновация»?

Соискатель кафедры социологии и управления социальными процессами Академии труда и социальных отношений Насыров Ш.Т. утверждает, что «инновация (от лат. «in» – «в», «novus» – «новое») в переводе означает «обновление, новинка, новшество, новизна,
изменение». [2]

Какую же деятельность в работе педагога можно считать инновационной?

По мнению доктора педагогических наук Хуторского А.В. инновационная деятельность – это прежде всего «… новшества и нововведения. Если под педагогическим новшеством понимать некую идею, метод, средство, технологию или систему, то нововведением в этом случае будет процесс внедрения и освоения этого новшества.» [2].

В педагогической практике понятие «инновационная деятельность» рассматривается несколько шире и во многом зависит от того, на сколько педагог открыт новому, толерантен и культурно-эстетически образован. Основан этот процесс на анализе, осмыслении своей деятельности и ее преобразовании, с целью достижения более значительных результатов.

Творческий потенциал новатора, умение генерировать и продуцировать новые идеи и моделировать их в практику – залог успеха инновационного процесса.

Характерный статус инновационная деятельность приобретает в первую очередь с введением в действие Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО).

Что подталкивает педагогов на поиск и использование новых подходов в обучении? Причин возникновения инновационных процессов множество: активный поиск нового, требования родителей, конкурсное движение, соперничество образовательных объединений и т.д.

Инновационная деятельность в образовании в данное время приобретает экспериментальный характер и ориентирована на внедрение новых технологий и методов, на воспитание личности, готовую к самосовершенствованию и развитию.

Инновации внедряются в управленческую деятельность, в содержание и организацию образовательного процесса, в работу с кадрами, с воспитанниками и их родителями, в проектирование предметно-пространственной развивающей среды.

По-разному относятся педагоги к инновационной деятельности. Многие педагоги осознают значимость и необходимость инновационной деятельности и стремятся к творческому росту. Некоторые педагоги, имеющие высокий уровень профессионализма, не желают принимать изменения и перестраивать свою работу. Есть и такие педагоги, которые ничего не хотят, не понимают смысла инновационной деятельности и ее значения.

Поэтому важной предпосылкой к новаторству является мотивационная среда, включающая в себя: пример лучших педагогов, адекватную оценку уровня профессионализма педагогов, общественное признание, постановку новых привлекательных целей, требующих самообразования и саморазвития, распространение опыта педагогов за рамками своей профессиональной деятельности, финансовую составляющую.

Для устранения барьеров нововведений используются механизмы стимулирования педагогов такие, как похвала, индивидуальные беседы, курсы повышения квалификации, методические объединения, организация нетрадиционных форм методической работы – практикумы, семинары, круглые столы, мастер-классы и др.

Для включения педагога в процесс инновации от него требуется понимание того, что внедрять, как сопровождать и осваивать?

Инновационная деятельность, как и любая педагогическая деятельность, начинается с анализа работы, поиска нового, определения разницы между желаемым и возможностями и выбора идеи новатики. Определив актуальность и значимость проблемы, обосновываются ее цели, теоретическая составляющая, подбирается методика, приемы исследования, которые затем подтверждаются на практике опытно-экспериментальным путем. После апробации нововведения, выявляются недостатки, определяются способы их устранения. Заключительным этапом становится подведение итогов, презентация педагогического опыта, его распространение и тиражирование.

Основополагающими условиями такой деятельности является системность, динамика, преемственность и воспроизводимость. Следовательно, процесс происходит не хаотично, а прогнозируется на основе закономерностей и поэтапно обращен на достижение конкретных целей.

К числу инновационной деятельности в дошкольном образовании относятся современные образовательные технологии – модели сотрудничества взрослого и ребенка с обеспечением комфортных условий для всех участников образовательного процесса.

Особое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, технологии проектного, развивающего, проблемного, исследовательского характера, личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникационным, технологиям «ТРИЗ», кейс-стади и др.

Содержанием технологий становится творческое преобразование окружающей действительности образовательного учреждения, его воспитанников и самих педагогов. А результатом будет уникальный, ранее не существовавший, в том числе и в конкретном педагогическом коллективе, опыт. Мастерство педагога-новатора состоит в том, чтобы отобрать необходимое содержание, использовать оптимальные способы в соответствии с программным содержанием.

Использование выше указанных технологий является одним из важнейших способов реформирования системы образования и условием повышения творческого потенциала педагогов. Это допустимо только при активном участии каждого педагога и педагогического коллектива в целом.

Собственно, поэтому педагогические коллективы активно включаются в работу сетевых площадок по опытной деятельности, что позволяет каждому педагогу лучше понять свои креативные «инновационные» возможности и, повысить профессиональную компетентность и мотивацию.

В условиях обновления содержания и форм нужны управленческие действия руководителя, чтобы выстроить систему сопровождения педагогов, обеспечивающую возможность перевода организации на более качественный уровень. Только в этом случае учреждение из функционирующего перейдет в статус развивающегося инновационного.

В заключение хотелось бы отметить, что использование инновационной деятельности на различных этапах образования в наши дни – это, несомненно, объективная необходимость и условие достижения высокого качества современного образования.

 

Использованная литература:

  1. Безрукова, В.С. Основы духовной культуры [энциклопедический словарь педагога] / В.С. Безрукова. – Екатеринбург, 2000 – 937 с.
  2. Насыров, Ш.Т. Инновационная деятельность в сфере образования // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. II междунар. науч.-практ. конф. № 2. Часть II. – Новосибирск, СибАК, 2010.
  3. Белая, К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ / К.Ю. Белая. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 64с

 

Опубликовано: 04.06.2019