Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ

Конференция: Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Автор: Гудникова Римма Михайловна

Организация: МБДОУ «ДС КВ «Брусничка»

Населенный пункт: ЯНАО Тюменская область, г. Тарко–Сале

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

Василий Александрович Сухомлинский

«Закон об образовании в РФ» о здоровье сбережении в ДОУ.

В законе ст.41 прописаны четкие требования по охране здоровья обучающихся в образовательной организации, где сказано:

1)оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;

2) организацию питания обучающихся;

3) определение оптимальной учебной и внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;

4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;

5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;

6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;

7) профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;

8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

 

ФГОС ДО о здоровье сбережении в ДОУ

В Государственном стандарте дошкольного образования определяются основные сферы развития ребенка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое. Физическая сфера развития представлена обязательным минимумом содержания и требованиями к максимальной нагрузке на ребенка в ДОУ, что определяется фундаментальной предпосылкой воспитания и обучения - заботой об охране и укреплении здоровья ребенка

1.5 п. 6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

1.7 п.6} оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

2.6 Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами {в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Что же такое здоровьесбережение в детском саду?

Это технологии воспитания культуры здоровья дошкольников, формирования здорового образа жизни на всех этапах его обучения и развития.

Цель - становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, позволяющее дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

Задачи

сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности;

создание адекватных условий для их своевременного и полноценного психического развития, обучения, оздоровления детей;

создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения;

обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

«Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься»

Януш Корчак

В течении года мы работаем в направлении «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми». Для реализации данного направления мы разработали проект «За здоровьем в детский сад» ” для работы с детьми.

Название придумали не случайно, т.к в нашем доу созданы условия для здоровьесбережения детей.

Цель проекта: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у детей привычки к здоровому образу жизни.

Чтоб здоровье раздобыть,

Не надо далеко ходить.

А нужно в детский сад прийти

Для создания целостной системы здоровье сбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении. В нашем детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а так же для их расслабления и отдыха. Двигательная активность оказывает огромное влияние на состояние здоровья и физическое развитие ребёнка. Растущий организм нуждается в движении, и удовлетворение этой потребности является важнейшим условием его жизнедеятельности и развития.

Оборудован физкультурный зал, где представлено разнообразное физкультурное оборудование, а так же пособия, которые повышают интерес к физической культуре, развивают жизненно-важные качества, увеличивают эффективность занятий.

Тренажёры. Велосипеды. Спортивная стенка в группе.

Посещение спелеокамеры.

Галотерапия – уникальный метод оздоровления и профилактики различных заболеваний, основанный на использовании искусственного микроклимата, близкого по параметрам к условиям подземных соляных спелеолечебниц.

Посещение бассейна

Занятия плаванием оказывают на ребенка благотворное психологическое воздействие: вызывают положительные эмоции. Способствуют развитию у них волевых свойств: смелости, решительности, самостоятельности, дисциплинированности.

Водные процедуры также прививают стойкие гигиенические навыки, которые постепенно становятся потребностью и привычкой.

Умение плавать, помимо получения удовольствия от игр в воде, дает уверенность в собственных силах и является эффективным средством нормального развития ребенка.

 

Посещение сухого бассейна

Сухой бассейн оказывает многостороннее влияние на организм ребенка - нормализует деятельность центральной нервной системы, улучшает деятельность сердечно- сосудистой системы, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, активизирует течение обменных процессов, способствует нормализации массы тела, оказывает закаливающий эффект, оказывает благотворное сенсорное воздействие, создает положительный психо- эмоциональный фон.

Игры в сухом бассейне для физического и психологического развития малыша! Сухой бассейн несет в себе не только развлекательную функцию, он еще и благоприятно влияет на здоровье. При пребывании ребенка в бассейне его позвоночник принимает правильное анатомическое положение, что способствует формированию правильной осанки. Мышцы полностью расслабляются, улучшается обмен веществ. Укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают моторику, и, конечно же, ребенок получает море положительных эмоций и огромный запас энергии. Помогают удовлетворить естественную потребность ребенка в движении, стимулируют его поисковую и творческую активность, позволяют чередовать упражнения с отдыхом, а также добиваться качественной релаксации. В сухом бассейне тренируются различные мышечные группы, в том числе и формирующие осанку. Таким образом, происходит постоянный массаж всего тела, осуществляется стимуляция тактильной чувствительности.

Эффекты, получаемые организмом ребенка при использовании сухого бассейна:

1. Массажный эффект

2. Сенсорный эффект

3. Закаливающий результат

4. Расслабляющий эффект

5. Тренирующий эффект

 

Посещение сенсорной комнаты

Сенсорная комната — это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, осязания, вестибулярные рецепторы

Цель: Сохранение и укрепление психофизического и эмоционального здоровья воспитанников с помощью мультисенсорной среды.

Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются нами в различных видах деятельности и делятся на три группы:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

3. Коррекционные технологии.

 

Технологии сохранения и стимулирования

- Динамические паузы

- Подвижные и спортивные игры

- Релаксация используется спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

- Гимнастика пальчиковая

- Су-Джок терапия

- Гимнастика для глаз

- Гимнастика дыхательная Для укрепления речевого дыхания детей и развития воздушной струи используем игры на поддувание: дети дуют на «листочки», сдувают с руки «снежинки», с «солнышка тучки», играют в футбол, Лодочка плыви, надуваем шары, Птичка лети, буря в стакане.

- Бодрящая гимнастика

- Благодаря акции «Подари цветочек» в группе у нас есть цветы - естественные ароматы растений, они восстанавливают защитные силы организма, создают хорошее настроение, положительно воздействуют на центральную нервную систему, а значит и на организм в целом.

 

Технологии обучения здоровому образу жизни

- Утренняя гимнастика

- Физкультурные занятия

-Точечный массаж

-Проблемно – игровые и коммуникативные игры

- Самомассаж

- Активный отдых (досуги, праздники, развлечения, прогулки)

 

Коррекционные технологии

-Артикуляционная гимнастика- это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

-Арт-терапия (от англ. art - искусство; therapy - терапия, лечение) - технология лечения и развития при помощи искусства, творчества.

Значение арт-терапия?

Арт-терапия выполняет такие важные функции в работе с детьми как:

развивает творческие возможности;

позволяет познавать себя и окружающий мир;

помогает быстрее устанавливать отношения между детьми, поскольку посредством различных видов искусства ребёнок не только выражает себя, но и больше узнаёт об окружающих его людях;

формирует адекватное межличностное поведение, самооценку;

вызывает у детей положительные эмоции, что помогает им преодолеть пассивность, безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.

снимает нервно – психическое напряжение;

является хорошим способом социальной адаптации, т.к. использует средства невербального общения, что особенно важно для детей, которым сложно выразить свои мысли в словах, освобождает от негативных состояний;

Сегодня арт-терапия имеет множество видов и подвидов, которые продолжают появляться.

В своей работе мы используем следующие виды арт –терапии:

- Песочная терапия Песочная терапия для детей дошкольного возраста позволяет развить речь, моторику, слух, общительность, креативность, творческие способности. Кроме того, она снимает стресс, избавляет от страхов, помогает выразить внутренние конфликты и переживания, повысить самооценку. Песочная терапия способствует формированию у маленькой личности самоуважения, научит понимать себя.

-Сказкотерапия играет немаловажную роль в оздоровительной работе с детьми. Сказкотерапия означает «Лечение сказкой». Это психотерапевтическое направление, использующее сказки для решения тех или иных психологических проблем ребёнка. К.И.Чуковский считал, что цель сказки заключается в том, чтобы воспитать в ребёнке человечность – эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою. Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребёнка, мощный инструмент развития. Процесс сказкотерапии позволяет ребёнку актуализировать и осознать свои проблемы и увидеть пути их решения.

-Музыкотерапия - это лекарство, которое слушают, используется для профилактики и лечения нервно-психических заболеваний. Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека; снять психическое напряжение, успокоить, улучшить настроение. Мы используем музыку во время выполнения самостоятельной работы, когда исключается речевое общение: на занятиях по ИЗО и перед сном. Это лёгкая, тихая музыка – звуки природы, голоса птиц. Помимо просто музыки, включаем детям муз.сказки в исполнении Натальи Варлей.

-Изотерапия включает в себя такие виды творчества, как рисование, лепка, аппликация, оригами. Изобразительная деятельность позволяет ребенку выразить свободно свои мысли, чувства, мечты, освободиться от напряжения, отрицательных эмоций.

Использование нетрадиционных техник: рисование сыпучими продуктами;

рисование пальцами и ладонями; рисование ватной палочкой (поролоном, штампом);

рисование на мокрой бумаге; рисование по точкам и др.

Нетрадиционная изобразительная деятельность предоставляет ребенку больше свободы самовыражения, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования и дает толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы.

-Имаготерапия (куклотерапия). Воздействие через образ, театрализацию.

Цель куклотерапии – укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. Работа с куклой помогает самостоятельно каждому ребенку корректировать движения различных групп мышц и делать поведение куклы максимально выразительным, что развивает артикуляционный, двигательный и другие основны аппараты детского организма.

Используются различные виды театральных кукол: куклы–марионетки, куклы бибабо, пальчиковые, варежковые, плоскостные, настольные и многие другие).

К сведению: если вы хотите лучше узнать малыша внимательно наблюдайте за его игрой. «Игра ребенка является его языком, а игрушки - словами».
- Геотология -очень распространена сейчас наука «геотология» –другими словами – это смехотерапия. Мы тоже решили использовать смехотератию для оздоровления детей. Смех и эмоции способны делать необъяснимые с точки зрения науки чудеса: укреплять иммунитет, лечить разные болезни, справляться с теми трудностями, которые раньше нам были не под силу. Что мы делаем? Мы проводим игры – потехи : «Карнавал животных» (имитация движений животных под музыку), танец «Лавата». Конкурс на тему: «Самый весёлый и задорный смех». Можно устроить фотовыставку на тему: «Самая смешная фотография», «Такие разные улыбки». Рассказать смешные истории. Конкурс рисунков на тему: «Самая смешная рожица». К смехотерапии относится чтение небылиц. Американский невролог Ульям Фрай рассматривал смех как особый способ дыхания, при котором вдох продлевается, а выдох, наоборот укорачивается, но его интенсивность такова, что лёгкие способны полностью освободиться от воздуха. При этом в организме происходит настоящая биохимическая буря. Дело в том, что смех способствует снижению уровня гормонов стресса – кортизона и адреналина, и выделению эндорфинов, которые способны притуплять физическую и душевную боль, а вызывать чувство удовлетворения. Кроме того, процесс смеха очищает верхние дыхательные пути и улучшает циркуляцию крови в организме. Поэтому порция смеха равносильна прогулке по лесу.

Логоритмика – с давних времён известно воздействие сочетания ритмического движения и музыки на состояние здоровья человека. Движения под музыку полезны, укрепляют сердечно-сосудистую систему, развивают дыхательную систему, поддерживают мышцы в тонусе.

Психогимнастика – это упражнения, а также психогимнастические этюды, направленные на развитие мимики, жестов, пантомимики, интонации. Психогимнастика помогает почувствовать и научиться понимать эмоции, выражать их мимикой, пантомимикой, интонацией. Психогимнастика устанавливает благожелательные отношения в группе.

 

Работа с родителями

Мы работаем в тесном контакте с семьями воспитанников. Вовлекаем родителей в жизнь детского сада, постоянно держим в курсе всех событий. Родители стали активными помощниками и единомышленниками, принимают активное участие в воспитательно – образовательном процессе под девизом «Родители – детям».

В проблеме приобщения к здоровому образу жизни мы не можем не отметить важность взаимодействия с семьёй. Мы оказываем существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психического здоровья ребёнка.

Основное средство воздействия – пропаганда здорового образа жизни. У нас она осуществляется в наглядной форме:

Консультации

Папка-передвижка

Памятка заботливому родителю

Электронное письмо: Умному и заботливому родителю

Рекомендации по профилактике простудных заболеваний

Индивидуальные беседы

Родительское собрание

Привлечение родителей к пополнению развивающей среды в группе: тренажёры, массажные коврики

Маршрут выходного дня

Фотовыставка: «Здоровый образ жизни в моей семье».

Фотоотчёт

 

Таким образом, проводимая нами ежедневная оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в детском саду.

 

Здоровый ребёнок – это не чудо, а следствие, результат умелой, кропотливой, совместной работы детского сада и родителей.

 

Все рассмотренные здоровьесберегающие педагогические технологии имеют оздоровительную направленность, в итоге формируется у детей привычка к здоровому образу жизни.

 

Список используемой литературы

  1. «Закон об образовании в РФ» о здоровьесбережении в ДОУ.
  2. ФГОС ДО о здоровьесбережении в ДОУ
  3. Стрельнекова А. Н Дыхательная гимнастика
  4. Галаганова А .С лечебные игры
  5. Базарного В. Ф Технология раскрепощаещего обучения
  6. Акбашева Т. Ф Антистрессовая пластическая гимнастика.
  7. Уманская А. А Точечный самомассаж
  8. Мушкова Е.Л. Гимнастика с детьми до 7 лет. Мед., 1974 – 76 с., ил.
  9. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии. – М.:АРКТИ, 2003.
  10. Чупаха И.В. и др., Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе (текст): научно-практический сборник. – Москва: Илекса, Народное образование, 2003. – 400с.
  11. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
  12. Методологические и организационные подходы к формированию здоровьесберегающей среды в системе дошкольного образования [Текст]. – Кемерово: Кузбасс вуз издат. – 2002. – 270с
  13. Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении (текст). – [www.1september.ru/]
  14. Алямовская В.Г. Основные подходы к обеспечению оздоровительной направленности физического воспитания [Текст]. – [www/1september.ru/]
  15. интернет -ресурсы

 

 

Опубликовано: 23.04.2019