Формирование толерантности у участников педагогического процесса в ДОО, как средство профилактики девиантного поведения у детей

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Кустова Наталья Валерьевна

Организация: МБДОУ «Детский сад № 31 комбинированного вида»

Населенный пункт: Ленинградская область, г. Гатчина

Всемирный день толерантности отмечается 16 ноября. В России этот термин не новый. О толерантности заговорили в 2001 году после принятия правительством федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе». И как показывает жизнь, проблема толерантности многогранна и сложна, а в последнее время и чрезвычайна актуальна.

Россия – это многонациональное государство, страна разнообразных культур, верований, обычаев и традиций. Поэтому можно без сомнения сказать, что толерантность лежит в основе российской государственности.

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.

Одним из главных социальных институтов, способствующих формированию толерантности личности в современном обществе, является образование. Установки толерантности надо формировать уже в раннем возрасте, поэтому проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Цель воспитания толерантности – воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной. религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Дошкольные образовательные организации посещают дети разных национальностей и с каждым кодом количество таких детей увеличивается. Воспитание уважения к человеку независимо от его национальной принадлежности, вероисповедания должно стать непременной частью деятельности дошкольной организации. Педагоги, которые являются связующим звеном между детьми и родителями, должны владеть элементарными знаниями о культуре, обычаях и традициях людей, с которыми они общаются каждый день.

Работу по формированию толерантности нужно начинать с педагогов ДОО. Грамотно и профессионально, с пониманием, уважением и тактом к присутствию в социуме людей разной национальной принадлежности способны относится педагоги, обладающие определенными знаниями о культуре разных стран. Только это помогает общаться со всеми участниками педагогического процесса с пониманием их особенностей. Чтобы чему-то научить ребенка, педагогу надо сначала самому погрузиться в эту атмосферу, прочувствовать глубину и содержание изучаемого материала.

Педагоги должны знать не только культуру народов России , но и культуру и традиции стран ближнего и дальнего зарубежья. Педагоги должны активно посещать музеи, выставки и библиотеки. Технические возможности ДОО позволяют проводить педагогические гостиные, выставки, конкурсы и презентации в дошкольных организациях.

В образовательное пространство ДОО должны входить программы, направленные на приобщение дошкольников к наследию русского народа. В детских садах необходимо организовывать выставки народных костюмов, произведений народно-прикладного искусства. В группах необходимо проводить тематические праздники, развлечения. В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.

Для того, чтобы вся работа в детском саду по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, можно включить в свою работу большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

  1. проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и других народов»;
  2. сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
  3. подвижные игры народов разных;
  4. изучение народных праздников;
  5. игры-занятия, созданные на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;
  6. игры-занятия, созданные на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях.

В результате, систематически проведенной работы с детьми они узнают, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции); им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах разрешения конфликтов. Дети могут понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять эмпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение конфликта. Таким образом, происходит воспитание толерантных установок.

Педагогам надо вовлекать в работу по формированию толерантности и родителей. Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детского сада.

Взаимодействие педагогов и родителей детей – это важное звено в воспитании основ толерантности у дошкольников. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Работа воспитателей с родителями по формированию толерантности у детей должна проводиться с учетом особенности семьи и семейных взаимоотношений.

Таким образом, работа в ДОО по развитию толерантности должна вестись в комплексе со всеми участниками педагогического процесса. Только тогда она приведет к положительным результатам.

 

Список литературы:

  1. Межвузовский сборник научных трудов «Личность, общество, образование в изменяющемся мире». Санкт-Петербург 2013г.
  2. Дошкольное воспитание №3 2010 год.
  3. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 №9, 2002 №1, 2002 №9
  4. Галицких Е. О. Диалог в образовании как способ становления толерантности : учеб.-метод. пособие. – М. : Академический проект, 2004.г.

 

 

 

 

Опубликовано: 20.01.2019