Формирование основ этнического самосознания и интереса к культурам других народов у воспитанников ДОУ посредством продуктивных видов деятельности
Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ
Автор: Мещерякова Лариса Викторовна
Организация: МАДОУ детский сад «Детство»
Населенный пункт: Московская область, г. Котельники
Расширяются горизонты нашего мира, размываются границы, ассимилируются народности, все больше появляется детей из разнонациональных семей. При этом наблюдается возросший интерес к культурно-этническим традициям, к народному искусству, к сохранению богатства каждого народа. Вот и в нашем дошкольном учреждении ведётся работа по ознакомлению детей с культурой разных народов. Учитывая полиэтнический состав воспитанников, стараемся включать в работу знакомство с теми народами, представители которых есть среди наших детей. В нашем детском саду работают представители разных национальностей. Большинство – русские, но есть украинцы, белорусы, армяне, чуваши. Главное правило в коллективе – уважение к человеку какую бы этническую группу он не представлял. У нас не допускается унизительные высказывания, обидные анекдоты и шутки. Мы с интересом слушаем рассказы коллег об обрядах народа, к которому принадлежат наши сотрудники, включаем в праздники поздравления коллег, стараемся разделить их радость. Это видят наши воспитанники и подражают нам, проявляют интерес к культуре других народов.
Мною разработана система образовательной работы, которая предполагает решение разных задач, в том числе формирование основ этнического самоосознанного интереса к родной культуре и желание узнать культуру других народов. В течение длительного времени была проведена работа в разных видах деятельности и в разных формах по ознакомлению детей с культурными традициями некоторых народов.
Ежедневное чтение стало особой формой познавательного и нравственного воспитания. Мы проводим недели «Украинских сказок», «Белорусских сказок», устраиваем выставки иллюстрированных изданий детских авторов других стран, а как любят наши дети армянские мультфильмы, их просмотры всегда сопровождаются смехом, создают атмосферу веселья, доброты, развивают чувство юмора.
С целью повышения интереса к традициям и культуре разных народов я использую игры-путешествия по разным странам: Украина, Белоруссия, Россия, Армения и др. В беседах, рассказах детей из личного опыта сопровождаемые показом фотографий, сбором сувениров из разных стран привели нас к организации мини-музея: «Гости из разных стран», а гостями стали куклы в народных костюмах. Каждая кукла рассказывала о себе: как зовут, из какой страны приехала, культуру и быт своего народа, национальные игры своей страны, какую одежду носят, какой орнамент на платье, какие цвета красок характерны для народного костюма. После посещения музея детям было предложено нарисовать ту куклу в народном костюме, которая больше всего понравилась. Перед детьми ставились следующие задачи: отразить знания о национальной одежде, изобразить орнамент на платье, выбрать цвета красок по собственному желанию, сочетать цвет одежды с цветом орнамента. Такой вид деятельности вызвал у детей только положительные эмоции.
Особенно интересно произошло знакомство с куклой у воспитателя подготовительной к школе группы Туркиной В.И. Дети вместе с родителями не только сделали кукол из различных материалов (ткань, солома, проволока, бисер, и другой бросовый материал), но и посетили «Музей Уникальных Кукол», созданный известным коллекционером и театральным художником Юлией Вишневской в городе Москве на Чистых прудах, от посещения которого у детей осталась масса впечатлений.
Мы, все жители нашего города с гордостью и теплотой принимали представителей города-побратима Рогачоу из Белоруссии и других городов для участия в праздничных мероприятиях, посвященных Дню города. Накануне праздника был открыт в микрорайоне Белая Дача сквер «Дружбы народов», где гуляют и отдыхают наши воспитанники вместе с родителями, бабушками и дедушками.
И в заключении хочется подвести итог: воспитывать у детей заинтересованное, уважительное и доброжелательное отношение к представителям разных национальностей невозможно без их приобщения к культурам разных народов, совместного «проживания» интересных и значимых, с точки зрения ребенка, событий. Важнейшую роль в этом играет продуктивная деятельность детей, позволяющая им воплотить свои представления в рисунках или поделках.
Список использованной литературы
1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004.
2. Князева О.Л.,Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа развития личностной культуры дошкольников. Издательство « Детство - пресс», 2004.
3. Козлова С.А. Я – человек. Программа социального развития ребенка.: Школьная пресса, 2005.