Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы
Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ
Автор: Горшкова Евгения Михайловна
Организация: МАДОУ г. Нижневартовска ДС №90 «Айболит»
Населенный пункт: ХМАО-Югра, г. Нижневартовск
"Шахматы - логическая задача с большим количеством возможностей".
М. М. Ботвинник
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.
Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но, безусловно, на уровне, доступном для ребенка старшего дошкольного возраста. Моя работа по шахматному образованию началась с изучения знаний детей о шахматах и диагностики по развитию логического мышления. Опрос родителей показал их заинтересованность в шахматном образовании детей, что послужило основанием разработки системы работы по обучению дошкольников игре в шахматы.
Представляю вашему вниманию модель организации педагогического процесса, которая реализуется в специально организованных формах обучения, совместной деятельности педагога и детей, а также самостоятельной деятельности.
Обучение проводится в игровой форме, дети выполняют занимательные задания, решают различные задачи, смотрят и слушают шахматные спектакли-сказки. Выполняют творческие задания – сочиняют сказки про шахматные фигуры, делают иллюстрации к задачам, придумывают свои задания.
Я рассматриваю обучение игре в шахматы, как чётко структурированную систему постепенно усложняющихся занимательных развивающих заданий и дидактических игр.
Организация моей работы по обучению детей игре в шахматы основывается на следующих принципах:
- последовательности, систематичности и концентричности расположения материала;
- постепенности усложнения материала;
- индивидуально - дифференцированного подхода;
- принцип взаимосвязи обучения и творчества как важного фактора формирования личности.
Работа по обучению детей игре в шахматы рассчитана на два года: старшая и подготовительная группы.
- на первом подготовительном этапе интересный познавательный материал по шахматам дети получают в работе с подборкой «Умных книг». Далее я вызываю интерес к игре через представление презентаций, где знакомлю детей с историей шахмат, просмотр мультфильмов, рассматривание шахматных фигур, выполненных из разных материалов(«Черное и белое», «Кто быстрее», «Найди такую же», «Шахматная эстафета», «Ряд». Знакомлю с правилами обращения с шахматными фигурами.
- на втором этапе изучаем шахматную доску («Составь доску», «Вертикаль, горизонталь, диагональ», «Кто быстрее», «Рассеянный художник», «Игры с солдатиком», «Нарисуй доску».
- на третьем этапе знакомлю детей с фигурами, их перемещением и взаимодействием («Волшебный мешочек», «Шахматный теремок», «Шахматная репка», «Узнай по описанию», «Что изменилось?», «Шахматное лото», «Шахматное домино», «Шахматные лабиринты», «Один в поле воин», «Запретная фигура», «Что общего», «Угадай-ка», «Школа шахматных фигур». «Игра на уничтожение».
В подготовительной группе переходим к четвертому этапу, где я знакомлю детей видеть цель игры – постановка мата и самостоятельно идти к ней. На этом этапе начинаем играть с ограниченным количеством фигур. Использую такие игры как: «Захват контрольного поля», «Мат или не мат», «Шах или не шах», «Выиграй фигуру», «Атака неприятельской фигуры», «Рокировка», на этом этапе предлагаю игры-головоломки: «Перехитри часового», «Грозный ферзь», «Хитрый слон», «Ход коня», «Ограничение подвижности», «Игры без проигравших». На данном этапе важным является умение управлять своим поведением в ходе игровых действий.
- на пятом этапе закрепляются игровые навыки, и дети совершенствуются в решении шахматных задач. Дети, успешно освоившие правила игры назначаются помощниками педагога - тьютерами! Они совместно с воспитателем помогают другим детям, и очень горды своей ролью. Здесь я детям предлагаю игры, перечисленные в четвертом этапе, но в более усложненной форме. Все используемые мною игры собраны и систематизированы в картотеку шахматных игр.
- на шестом заключительном этапе идет игра со всеми шахматными фигурами, расширяются знания о тактических приемах, активизируется логическое мышление.
Занимательный характер специально подобранных и разработанных дидактических заданий и мини-игр с шахматной тематикой способствует развитию логического мышления.
Очень важно, чтобы пройденный на занятиях материал закреплялся, поэтому помощь родителей необходима. Следовательно, участие родителей в достижении поставленной цели нельзя недооценивать. В помощь родителям в шахматном уголке создана библиотека «Шахматная страна» . Родители играют с детьми дома, находят правильное решение, дети, приходя в детский сад, обмениваются мнениями, впечатлениями. Часто вечером мамы и папы подсаживаются к играющим детям и с интересом включаются в игру.
Постепенно родители становятся полноправными участниками образовательного процесса.
Литература
- Веселы И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.
- Зак В. Г., Длуголенский Я. Н. Я играю в шахматы. — Л.: Детская литература, 1985.
- Сухин И. Г. Волшебный шахматный мешочек. — Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
- Сухин И. Г. Приключения в Шахматной стране. — М.: Педагогика, 1991.
- Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране. — Ростов н/Д: Феникс, 2004.
- Сухин И. Г. Шахматы для самых маленьких. — М.: Астрель; АСТ, 2000.