Повышение компетенций родителей в вопросе адаптации детей, посредством использования игрового метода

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Рей Марина Сергеевна

Организация: МБДОУ «Детский сад №3»

Населенный пункт: Алтайский край, г. Бийск

Автор: Силютина Дарья Владимировна

Организация: МБДОУ «Детский сад №3»

Населенный пункт: Алтайский край, г. Бийск

Автор: Черемнова Ольга Викторовна

Организация: МБДОУ «Детский сад №3»

Населенный пункт: Алтайский край, г. Бийск

Дошкольное детство – важнейший этап в жизни ребенка. Посещение дошкольных образовательных учреждений – не только способ для родителей «пристроить» ребенка, но и важнейший институт социализации, обучения и воспитания дошкольника.

Детский сад — первый социальный институт, который учит детей жить в социуме. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Именно в детском саду происходят первые самостоятельные контакты ребенка с окружающими людьми, здесь он учится общаться и взаимодействовать. Общение со сверстниками позволяет быстрее осваивать новые умения и приобретать новые знания.

Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагирует на детский сад плачем. Ребёнок сталкивается с определёнными психологическими трудностями. Изменение привычного для ребёнка жизненного уклада, создают стрессовую ситуацию -психическое напряжение.

Адаптация в детском саду — это привыкание организма к новым условиям и новой среде. Для малыша, который с рождения до ранних лет все время был дома рядом с мамой и папой, детский сад является той новой обстановкой, неизведанным пространством, с новыми впечатлениями и совершенно другим окружением. Адаптация ребенка к ДОУ определяется различными факторами как объективного, так и субъективного характера. Важнейшим среди них являются отношения в семье, а в частности особенности детско - родительских отношений.

Актуальность статьи обусловлена тем, что работа с родителями является одним из условий успешной адаптации детей в детском саду. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса. Стоит признать, что адаптация родителей к детскому саду проходит, не менее болезненно, чем у самого ребенка.

Родители всегда беспокоятся о комфорте своего малыша. Дети чувствуют и перенимают на себя психологическое состояние родителей.

Для успешной и быстрой адаптации ребёнка в детском саду была составлена и разработана система, которая состоит из трех частей:

На первом этапе работы происходит знакомство воспитателя с родителями ребёнка. Задача воспитателя пригласить их осмотреть помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребёнок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации. Рассказать о всех плюсах посещения детского сада. Расширить представления о жизни детей в детском саду.

Воспитатель дает родителям рекомендации по подготовке ребенка к детскому саду. Родителю рекомендуется оставаться максимально спокойным и рациональным. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания; но главное – ценили его личные качества (заботливость, внимание к людям, доброту).

В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребёнок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

Для каждого ребёнка период адаптации проходит по разному и занимает разный период времени. В связи с этим можно говорить о трех вариантах адаптации (Р.Р.Калинина):

- легкая адаптация (поведение ребенка нормализуется в течении 10-15 дней);

- адаптация средней тяжести ( в течение месяца);

- тяжелая адаптация (требует от 2 до 6 и более месяцев).

При терпеливом отношении взрослых, выполнению рекомендаций воспитателя адаптация может пройти в легкой форме.

На втором этапе работы происходило знакомство непосредственно с детьми

с изучением их индивидуальных особенностей. Для лучшего изучения эмоционального состояния детей проводилось наблюдение за индивидуальными особенностями детей. Результаты заносились к карты адаптации

Ф. И. ребёнка­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­___________________________________________

Дата

Эмоциональное состояние

Контакты

детьми и взрослыми

Сон ребёнка

Аппетит

Примечание

 

 

 

 

 

 

Данное наблюдение направлено на выявление проблем ребёнка, возникающих в период адаптации к условиям образовательного учреждения.

На третьем этапе работы после изучения результатов наблюдения определяются пути ( методы, приёмы) решения проблем адаптации каждого ребёнка.

Наиболее эффективным, методом работы в период адаптации с детьми является игровой метод, проводимый как в индивидуальной, так и в групповой форме. Дети любят играть с игрушками, бытовыми предметами. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться. Именно поэтому акцент в выборе игр делался на сенсорные игры.(перечислить)

По результатам проведенных игр можно сделать вывод, что у % адаптация прошла в легкой форме,

Таким образом, можно сказать, что использованные нами игровые методы показали свою эффективность. Одновременно с родителями проводились консультации, беседы, был оформлен информационный уголок по вопросам адаптации ребенка к ДОУ. Ежедневно проводился опрос о домашнем поведении ребёнка, о желании идти в детский сад. На основании ответов родителей давались рекомендации по их взаимодействию со своим ребёнком. На родительском собрании был проведен мастер класс «Использовании игр в период адаптации».

Таким образом, можно сказать, что выбранный нами игровой метод показал свою эффективность.

 

 

Литература

  1. Авдеева, Н.Н. Особенности привязанности ребенка к матери, стиль детско-родительских отношений и адаптация ребенка к ДОУ / Н.Н. Авдеева, И.В. Хохлачева // Психол. наука и образование. – 2010. - № 3. - С. 97-105.

  2. Алексеева, Е.Е. Проблемы адаптации родителей и детей к детскому саду // Дошкольная педагогика. – 2007. - № 2. – С. 58-60.

  3. Андреева, Г.М. Социальная психология: новый журнал и новые перспективы // Социальная психология и общество. - 2010. - № 1. - С. 4–8.

  4. Барышникова, Е.В. Изучение психологической адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению // Концепт. – 2015. – № 03 (март). – C. 1-5.

  5. Вахнина, Н. Первый день в детском саду // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 7. – С. 13-18.

  6. Волкова, А.С. Болкунова В.В. Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — 234 с.

 

 

 

 

 

Опубликовано: 03.01.2019