Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Воронкова Ольга Анатольевна

Организация: ГБОУ Школа 1353, корп. 419а

Населенный пункт: Московская область, г. Москва

Долгое время у людей воспитывалось потребительское отношение к природе, стремление ее завоевать и улучшить по своему усмотрению. Современным людям необходимо осознать реальное положение человека как биологического вида, существующего наравне с другими видами. Кроме того, мы должны понимать ограниченность природных ресурсов, территорий, которые используем. Современная экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены его ценностных ориентиров. Экология, как наука, должна помочь людям выжить, сделать их среду обитания приемлемой для существования.

Одним из приоритетных педагогических направлений является формирование экологической культуры детей. В.А. Ясвин дает такое определение: «Экологическая культура — это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности».

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает решение ряда задач:

  • воспитание гуманного, бережного отношения к природе, освоение элементарных норм поведения по отношению к ней
  • формирование системы элементарных экологических знаний и представлений, умений и навыков наблюдения за природой
  • развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
  • формирование умения и желания детей сохранять природу(уход за растениями и животными, охрана и защита природы).

Важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

На практике вышеуказанные задачи реализуются следующим образом:

1. С детьми проводятся тематические занятия.

На основе сезонных наблюдений составляются «портреты» каждого месяца, детей знакомят с растениями и животными как частью живой природы, дают представления о последовательных изменениях организмов (превращение из куколки в бабочку), цикличности процесса (круговорот воды в природе, день-ночь)

2. Для экологического воспитания детей широко используются прогулки.

Детей знакомят с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей).

Рядом со школой есть экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию.

На прогулках организовываются игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды) Через игры дети, например, определяют силу и направление ветра, его контрастность (игры с султанчиками).

3.Благодаря опытной деятельности дети глубже понимают прямые взаимосвязи организмов. Отвечают на такие важные вопросы как: применение воды, свойства почвы, организм как среда обитания и так далее.

4. Особое значение имеет природоохранная деятельность. Дети приобретают первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края

Детей учат внимательному отношению к птицам, насекомым, к редким видам растений и животных.

Учат экономии ресурсов планеты – воды и электроэнергии; бережному отношению к своему здоровью и заботе о среде, в которой они живут.

 

Главная задача дошкольного воспитания в том, чтобы ребенок ощутил себя частью природы по форме и биологической сущности организации жизни, понял, какую роль он лично выполняет на Земле. Соответственно нес ответственность за свои поступки.

А экологическое мышление сформирует и экологическую культуру подрастающего человека.

Литература:

1. "Юный эколог" С. Н. Николаевой,

2. "Открой себя" Е. В. Рылеевой

3. "Наш дом – природа"

Н. А. Рыжовой,

4. "Мы" Н. Н. Кондратьевой.

Опубликовано: 21.12.2018