Сенсорное развитие детей с ЗПР

Конференция: Коррекционная работа в ДОУ

Автор: Ногтева Анна Владимировна

Организация: ГУ РК «Сыктывкарский специализированный дом ребёнка»

Населенный пункт: Республика Коми, г. Сыктывкар

Работа с любым ребенком с ЗПР (задержка психического развития) начинается с развития его сенсорного опыта. Именно этот опыт является основой познавательной активности ребенка. В своем развитии ребенок с ЗПР, так же как и нормативно развивающийся малыш, проходит несколько уровней сенсорного развития. И очень важно на начальной стадии реализации образовательной программы определить, на каком уровне он находится. Как правило, ребенок с ЗПР находится на несколько уровней ниже возрастной нормы.

Многие дети с ЗПР, не способны установить тождество предметов, использовать поисковые способы ориентировки, выполнять инструкцию «дай такую же …», понимать и самостоятельно употреблять словесное обозначение свойств предметов. Создание условий для сенсорного развития детей с ЗПР начинается с активизации сенсорного опыта, развития элементарной практической совместной деятельности и формирования действия по подражанию.

Совместные с взрослым игры, направленные на развитие

элементарной деятельности ребенка с ЗПР

 


Продуктивное взаимодействие ребенка с взрослым возможно только в условиях интересной и приятной для ребенка деятельности. Одним из видов такой деятельности, радующей почти любого ребенка, являются игры с сенсорными коробками. Для организации игр подбирают достаточно вместимые коробки, которые наполняют разными материалами: гречкой, фасолью, рисом, пшеном .

 

Сначала ребенку надо дать время просто поиграть с наполнителем: потрогать, погрузить в него руки, подвигать руками, пересыпать его из емкости в емкость и т.д. Рекомендуется сразу договориться с ребенком о правилах. Для этого решите для себя заранее - можно ли в условиях ваших игр кидаться наполнителем и специально рассыпать его вокруг коробки? После этого наглядно показываем и рассказываем, что в коробках могут прятаться разные предметы. На первых порах желательно использовать знакомые для ребенка предметы, например такие: матрешка, ложка, прищепка, шарик, палочка и т.д. Схема игры с ребенком предлагается следующая:

1. Используется по одному предмету.

а) взрослый на глазах у ребенка погружает в коробку один предмет, называет его, ребенок ищет.

б) ребенок прячет предмет, взрослый ищет.

в) подключаем второго ребенка: дети прячут предметы по очереди и ищут.

2. Используется несколько предметов.

а) взрослый на глазах у ребенка погружает в коробку несколько предметов, называет их, ребенок их ищет.

б) ребенок прячет предметы, взрослый их ищет.

в) подключаем второго ребенка: дети прячут предметы по очереди и ищут.

3. Используется несколько предметов, ребенок ищет конкретный предмет.

а) взрослый на глазах у ребенка погружает в коробку несколько предметов, называет конкретный предмет, ребенок ищет его.

б) ребенок прячет предметы, ребенок называет конкретный предмет, взрослый ищет его.

в) подключаем второго ребенка: дети прячут предметы по очереди и ищут тот, который назвали.

Часто такой вид деятельности начинают с детьми, не владеющими речью. Для того чтобы ребенок искал конкретный предмет, используют второй набор таких же игрушек, то есть каждой игрушке подбирают пару (рис.1). Один набор прячут в коробке. Затем взрослый показывает ребенку предмет, например шар, и говорит: «Найди шар». Можно дать ребенку его ощупать. Потом показывает матрешку и говорит: «Найди матрешку» и т.д. в результате у ребенка хорошо закрепляется соотнесение образа предмета со словом, его обозначающим. Предметы, которые используют в играх, должны быть знакомы ребенку и иметь точный образ, соответствующий его наименованию: шар - это шар, ложка - это ложка, а кубик - это кубик. В настоящее время существует большое количество игрушек, название которых неоднозначно. Пример таких предметов приведен на рис. 2. для работы с детьми с ЗПР применение данного набора на первом этапе является нецелесообразным.


Интересным наполнителем для сенсорной коробки является гидрогель обычно его используют для выращивания цветов. он представляет собой шарики, мокрые на ощупь. Их изготавливают из гранулированного полимера. Прозрачные шарики гидрогеля бывают разного цвета: бесцветные, розовые, голубые, желтые. Они сами по себе довольно привлекательны для детей - их приятно трогать, перекладывать из одной емкости в другую, рассматривать и т.д. Единственное неудобство - гидрогель надо хранить в герметичной коробке и не забывать ее закрывать, иначе вода испаряется и шарики высыхают.

Интерес детей усиливается, когда к игре добавляют игрушки. Для этого можно использовать, например, набор игрушек, связанных с водой: лягушка, черепаха, акула, утка и др. У ребенка в деятельности появляется смысл - он помогает игрушкам плавать, а затем - выбираться на сушу.

Для развития сюжета можно добавить к игре какие-нибудь одинаковые небольшие предметы - пуговицы, стеклянные или пластмассовые шарики, которые будут имитировать рыбок. ребенок помогает «ловить рыбку» для каждого героя. У него формируется последовательность и осмысление нескольких действий: утка просит поймать рыбку, ребенок ловит рыбку (достает «рыбку» из сенсорной коробки), угощает. аналогично обыгрываются ситуации и с остальными героями. Если в качестве «рыбок» использовать стеклянные прозрачные полусферы или шарики, в том числе такие, цвет которых совпадает с цветом гидрогеля, то интерес большинства детей усиливается. Их привлекают разные качества материалов гидрогеля и стекла, им приятно это исследовать, беря по очереди в руки разные шарики

 

Предлагается использовать следующую последовательность игровых ситуаций:

1. «Прятки» 1. Перед началом игры необходимо дать четкое название каждому предмету. У ребенка должно сформироваться понимание того, какой предмет подразумевает взрослый, используя слова «звездочка», «сердечко», «круг», «цветочек» и другие.

а) взрослый на глазах у ребенка погружает в коробку по очереди все предметы, называя их. Потом показывает один предмет из парного набора и дает инструкцию : «Найди звездочку». ( рис.5) Ребенок ищет.

б) ребенок показывает предмет, взрослый ищет. Если ребенок может назвать предмет, то он его называет. Если нет - то только показывает, а взрослый называет.

в) подключаем второго ребенка: дети показывают предметы по очереди и ищут.

2. Прятки» 2. а) взрослый на глазах у ребенка погружает в коробку по очереди все предметы, называя их. Потом показывает один предмет из парного набора и дает инструкцию «Найди такой же». Ребенок ищет.

б) ребенок показывает предмет, взрослый ищет. Оречевлять инструкцию, при необходимости, может взрослый.

в) Подключаем второго ребенка: дети показывают предметы по очереди и ищут.

Как только ребенок начинает удерживать последовательность действий, к игре желательно подключать второго ребенка. Тогда у детей начинают закрепляться правила взаимодействия: ребенок начинает ждать своей очереди, «отслеживать» действия партнера, разворачивать элементарный игровой сюжет. Многие дети испытывают на этом этапе серьезные трудности. Им проще выдерживать участие взрослого и намного сложнее соблюдать правила в игре со сверстником. Поэтому на первых порах необходимо тактичное участие в игровом сюжете и взрослого, и детей. Взрослый является своеобразным гарантом соблюдения правил. Постепенно необходимо уменьшать участие взрослого, иначе у детей не будет вырабатываться внутренний контроль и они будут ориентироваться только на реакцию и замечания взрослого. В более старшем возрасте игры с сенсорными коробками помогают эффективно формировать у детей с ЗПР образы геометрических фигур, цифр, букв. Для этого используют деревянные, пластмассовые, резиновые предметы. Сейчас такие буквы, цифры и фигуры продаются в детских магазинах в большом количестве. Если нет возможности их приобрести, то можно использовать картонные варианты или вырезать предметы из наждачной бумаги. Игры с сенсорными коробками доставляют детям много радости. Эта положительная эмоциональная реакция позволяет быстро решать и коррекционные задачи. При этом важно помнить, что задача педагога не просто сенсорно простимулировать ребенка, а начать формировать элементарную осознанную деятельность.

Литература

  1. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. М.: Гном-Пресс, 2000.
  2. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. ранняя диагностика и коррекция ЗПр. М.: Гном-Пресс, 1999. 3. Борякова Н.Ю., Касицина М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПр. М.: в.Секачев, 2007.
  3. Э.Джин Айрес. ребенок и сенсорная интеграция. М.: Теревинф, 2014.
  4. Ньюман Сара. Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей. М.: Теревинф, 2013.
  5. . Стребелева Е.А. формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. М.: владос, 2010.
  • file0.docx.. 1,1 МБ
  • Опубликовано: 21.12.2018