Ознакомление дошкольников с русской народной культурой

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Скудина Александра Михайловна

Организация: ГБОУ «Школа № 1353»

Населенный пункт: г. Москва, г. Зеленоград

Важное условие ознакомления детей дошкольного возраста с народной культурой - это соблюдение принципа средового подхода, который предполагает создание обогащенного пространства предметно-развивающей среды, обеспечивающей погружение ребенка в социально-культурный опыт народа.

Задачи, решаемые при ознакомлении дошкольников с народными праздниками и традициями:

  1. Формирование основ праздничной культуры (знание традиций народного праздника, особенностей организации праздничного действа);
  2. Развитие социальной сферы ребенка, формирование основ эмоциональной культуры;
  3. Развитие речи посредством устного народного творчества;
  4. Обогащение содержания развивающей предметно-пространственной среды, позволяющей осуществлять основные направления праздничной культуры.

В работу по ознакомлению детей с народными праздниками и традициями и включаются различные виды детской деятельности: познавательная, исследовательская, художественно-продуктивная, досуговая, игровая. Она осуществляется в интегративной форме: на познавательных, музыкальных занятиях, занятиях по изобразительной деятельности, в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной детской деятельности. Используются разнообразные формы деятельности: занятия, наблюдения, подготовленные детьми совместно с родителями рассказы о своей семье, беседы, трудовая деятельность.

Сделать пребывание ребенка в детском саду эмоционально благополучным, радостным помогают пестушки, веселые народные песенки, потешки, яркие и образные изделия декоративно-прикладного искусства. Все эти прикосновения к миру народной культуры всегда вызывают у детей радостную улыбку, восторг, изумление. И это помогает детям понять, что они - часть великого русского народа.

Использование фольклора (частушки, потешки, прибаутки, небылицы, колыбельные, считалки, приговорки, скороговорки, дразнилки, заклички и т.д.) способствует формированию у ребенка таких качеств как: любовь к Родине, своему народу, обычаям и традициям.

Работа по ознакомлению дошкольников с традиционной народной культурой реализуется через:

  • постижение основных пластов народной культуры: фольклора; прикладного искусства и т.п.;
  • введение ребенка в мир народной культуры посредством народных праздников;
  • знакомство с народным творчеством, историей народа, его традициями и обычаями;
  • знакомство с историей Отечества, символикой, историческим наследием;
  • знакомство с культурой малой Родины, своего края, их традициями, обычаями, музыкой;

Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством.

В процессе работы ознакомления дошкольников с фольклором решаются задачи:

  1. Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного творчества.
  2. Развитие фантазии, творческих способностей дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях.
  3. Воспитание у дошкольников патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций.
  4. Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха.
  5. Создание разнообразной речевой среды соответственно возрасту.

В работе используются все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Знакомя с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем детей их к общечеловеческим ценностям. Простой и ясный язык сказок, песенок, пословиц, поговорок, понятен детям. Какими бы высокими художественными особенностями ни обладали образцы народного искусства, их воздействие на детей во многом будет зависеть от умения пробудить интерес к устному народному творчеству. В развивающей среде группы должны быть куклы в русских костюмах, предметы народного творчества, старинные вещи.

Для реализации задачи по развитию эмоциональной отзывчивости на произведения устного народного творчества детям предлагают поиграть в сказку, пережить все приключения сказочных героев, помочь найти выход из трудной ситуации.

Волки, медведи в русской сказке олицетворяют трудности, которые надо преодолеть. В сказке герой всегда выходит победителем из трудной ситуации. Сказка учит детей быть такими же смелыми, решительными, находчивыми. Сказка помогает реализовать свои мечты и желания.

Через оценку взаимоотношений героев сказки детей подводят к пониманию противоречий в окружающем мире, перед необходимостью выбора, потребностью решать противоречия, возникающие в жизни. Благодаря сказкам у ребенка развивается способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам. Как отмечал В.А. Сухомлинский: «сказка - это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы ребенка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший этап – инсценирование».

В работе по ознакомлению с народной культурой используются следующие методы:

  • наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий);
  • словесный метод (чтение, рассказывание, пояснение, сочинение сказок);
  • игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры).
  • практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий.

Знакомство дошкольников с русской народной культурой, произведениями устного народного творчества, традициями, праздниками способствует духовному, нравственному и патриотическому воспитанию детей.

 

Список литературы

  1. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М.: ЦГЛ, 2005, 205 с.
  2. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. - М.: Школьная Пресса, 2003. - 144 с.
  3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маханева О.А., Корепанова О.Н. и др. - СПБ.: «Детство-Пресс», 2004.
  4. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. - Киев, 1984. - 254 с.
  5. Хлынова Л. А. Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ [Текст] / Л. А. Хлынова, С. В. Мещерякова, С. Ф. Шевченко // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). -- Уфа: Лето, 2012.

 

 

 

Опубликовано: 24.11.2018