Игра-драматизация в старшем дошкольном возрасте

Конференция: Развитие игровой деятельности в условиях ФГОС ДО

Автор: Ненич Оксана Геннадьевна

Организация: ГБОУ «Школа № 1353»

Населенный пункт: г. Москва, г. Зеленоград

Игровая деятельность в дошкольном детстве – это ведущая деятельность детей. Игра способствует физическому и духовному развитию дошкольников, являются источником информации, методом воспитания и обучения.

Игры дошкольников отличаются большим разнообразием: подвижные, творческие, дидактические, игры-драматизации.

В толковом словаре русского языка С.И Ожегова «драматизация» трактуется автором как «умение переделать какое - либо произведение, придавая ему форму драмы рода литературных произведений, написанных в диалогической формы и предназначенной для исполнения актерами на сцене».

А.М. Леонтьев называет игру-драматизацию как «предэстетическую деятельность», одну из форм перехода к продуктивной, эстетической деятельности, с характерным для нее мотивом воздействия на других людей.

Р.И. Жуковская выделяет следующие игры - драматизации:

  • непосредственное выполнение ролей детьми;
  • показ детьми настольного театра с использованием игрушек и персонажей;
  • конструирование из снега сказочных домиков, лепка зверей с созданием декораций.

Е.А. Смирнова в своих исследованиях подчёркивает, что замысел в играх-драматизациях приобретает особый характер, которые отличается от обычной творческой игры тем, что создаётся по готовому сюжету (сказки, стихотворения, рассказа и др.)

План игры и последовательность действий определяются заранее.

Данная игра труднее для дошкольников тем, что требуется хорошо понять и прочувствовать образы героев, их поведение, помнить текст произведения.

Игры-драматизации помогают дошкольникам глубже почувствовать художественную ценность литературного произведения, способствуют развитию выразительности речи и движений.

Л.А. Парамонова отмечает, что театральные, игры-драматизации, празднично-карнавальные, а также соревновательные игры-развлечения требуют соответствующей подготовительной (подбор костюмов, декораций, специальных игрушек и атрибутов), в том числе репетиционной работы с детьми.

Авторы выделяет следующие педагогические задачи обучения и развития детей старшего дошкольного возраста по данной теме:

  • создавать сюжет совместной и индивидуальной игры, использовать и комбинировать знания, полученные из разных источников;
  • играть в воображаемом словесно оформленном плане, принимая и разыгрывая роли в форме игровой беседы, то есть ролевого диалога, а также разыгрывая сюжетные события в форме игрового монолога, близкого к сочинительству, отталкиваясь при этом от реальных игрушек, рисунков картинок, впечатлений;
  • согласовывать творческие индивидуальные замыслы с партнерами-сверстниками, продолжать свои игровые действия, включая в них события, предложенные партнером;
  • наделять игровым значением нейтральный объект в смысловом поле игры, создавать игровую ситуацию из неоформленных подсобных материалов, средообразующих предметов, графических изображений и изменять их в соответствии с развитием сюжета в игре;
  • свободно и с интересом играть в разные игры - сюжетно-ролевые, режиссерские, игры-драматизации, игры с правилами.

В современной дошкольной педагогике игры-драматизации относятся к разновидности творческих театрализованных игр. Театрализованные игры, как считает Т.А. Куликова имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом определена текстом художественного произведения.

Л.В. Артемова считает, что в игре-драматизации ребенок берет на себя роль, входит в образ героя художественного произведения. Важно, по мнению 3.А. Колесниковой то, что в такой игре ребенок создает свой маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий. Он управляет действиями персонажей и строит их отношения. Ребёнок в игре превращается в актера, и в режиссера, и в сценариста. Он озвучивает героев и проживает то, что в обычной жизни ему прожить бывает нелегко.

Во время игр-драматизаций происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребенка, эмоции и чувства, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления.

Т.А. Куликова подчёркивает, что полноценное участие детей в игре-драматизации требует особой подготовительной работы, которая воспитывает у дошкольников способность к эстетическому восприятию искусства, художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов, элементарно анализировать поступки героев, оценивать их, понимать мораль произведения.

Умение передать в игре-драматизации героя произведения, его переживания, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства и эмоции. Также, для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.).

Н.С. Карпинская представляет последовательность предварительной работы с дошкольниками:

1) знакомство с текстом;

2) игра-беседа с персонажами;

3) повторное чтение-разыгрывание текста;

4) беседа по картине или серии картин и драматизация фрагментов текста;

5) самостоятельное чтение текста;

6) подготовка к театральной игре по усвоенному сюжету;

7) игра-спектакль по сказке.

В старшем дошкольном возрасте педагогам следует развивать у детей умение чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами; учить создавать творческие игры для подготовки и проведения спектаклей, концертов; воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей, вовлекая их в различные театрализованные представления: игры в концерт, цирк, показ сценок из спектаклей. Так же необходимо предоставлять детям возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников [Текст]: кн. для воспитателя детского сада / Л.В. Артемова.- М.: Просвещение, 1991. - 127 с.
  2. Воспитание детей в игре [Текст] / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - М., 1993.
  3. Губанова Н. Педагогические возможности игры - драматизации [Текст] // Детский сад от А до Я. 2008. №4. С. 28-35.
  4. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец.№410 Педагогика и психология (дошк.) В 2ч. 4г. Методика и организация коммунистического воспитания в детском саду/ В.И. Логинова, Б.С. Лейкина и р.; под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой: 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 2010.-270 с.
  5. Жуковская, Р.И. Воспитание ребенка в игре [Текст]/ Сост. Р.И. Жуковская.
  6. Карпинская Н.С. Игра - драматизация детей дошкольного возраста [Текст] // Дошкольное воспитание. 1999. №12. С. 17-22.
  7. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. учеб, пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия. - 201. – 416 с.
  8. Колесникова З. Игрушечный театр [Текст]: 3. Колесникова // Игра и дети.-2007.-№6.-с.13 -15.
  9. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. толковый словарь русского языка [Текст]: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополнительное. – М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. – 944 с.
  10. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии [Текст]: Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стериотип. - М.: –Издательский центр «Академия», 2007.- 304 с.
  11. Усова А.П. Роль игр в воспитании детей [Текст] / Сост. А.П. Усова.

 

Опубликовано: 24.11.2018