Развитие навыков самостоятельности и творческой свободы самовыражения у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Кумачева Оксана Николаевна

Организация: МБДОУ №1 «Звездочка»

Населенный пункт: Кемеровская область, Березовский г.о.

Рисовать — это как мечтать, только на бумаге.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Совершенствуется наблюдательность и восприятие, художественный вкус и творческие способности.

Проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста в настоящее время приобретает особое значение. Кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства выдвигают новые задачи по воспитанию всесторонне развитой личности, способной усваивать научные знания, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и активно влиять на ход общественных, экономических и культурных процессов. В современных условиях необходимо не только вооружить человека определенной суммой знаний, но и воспитывать самостоятельную, творчески развитую личность.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) образовательная область «Художественно - эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальных и др).

В истории педагогики проблема творчества тоже всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной. По мнению педагогов и психологов, (таких как Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова) дети дошкольного возраста обладают значительными потенциальными возможностями для понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства.

Большинство специалистов - психологов и педагогов сходятся во мнении: детское рисование – это один из видов аналитико - синтетического мышления. Рисуя, ребенок, как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка своё знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нём, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками, отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем. Вот почему, по мнению учёных, рисовать ребёнку также необходимо, как и разговаривать. Ведь не случайно Л.С. Выготский называл рисование «графической речью».

Рисование большая и серьёзная работа для ребёнка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Определённое достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций.

Изобразительное детское творчество является самым массовым среди детей младшего возраста. В 4-5 года ребёнок начинает изображать узнаваемые предметы, в 9-10 лет рисунок представляет собой осмысленный рассказ с игровым сюжетом. По мнению В. С. Щербакова, изобразительное детское творчество в подростковом возрасте достигает пика развития и формирует полноценное восприятие подростка мирового художественного наследия и профессионального искусства. Ещё Аристотель отмечал положительное влияние рисования на развитие личности ребёнка. Эта идея нашла подтверждение в работах Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци и Ф. Фрёбеля: изобразительное ДТ создаёт основу полноценного и содержательного общения ребёнка со взрослыми, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, отвлекая их от грусти, страхов и печальных событий.

Дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Дошкольника характеризует активная деятельностная позиция, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация, достаточно развитое воображение, настойчивость.

Самостоятельная художественная деятельность детей возникает по инициативе ребенка, отвечает его интересам и протекает без видимого руководства взрослого. Насыщенность деятельности зависит от их активности, инициативности, умения самостоятельно использовать приобретенный познавательный и художественный опыт.

Условием развития самостоятельной художественной деятельности детей является предметный мир. Так изучение объекта и действия, производимые с ним, самим ребенком раскрывают перед ним новые свойства и стороны объекта познания, а новые знания в свою очередь позволяют получать, все более сложные и разнообразные преобразования, накапливать художественный опыт. В результате таких поисков и открытий детская деятельность становится все более свободной, радостной и успешной.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей. Но каждый ребёнок способен творить ярко и талантливо, только нужно создать благоприятную среду, основанную на доверии и понимании.

Применение нетрадиционных изобразительных материалов и нестандартных техник (монотипия, граттаж, пальцеграфия, принт и т.д.) дает уникальную возможность развивать творческие способности дошкольников, поддерживает интерес. При содействии взрослого дети учатся мыслить, находить применение обычным вещам. У них возникают новые идеи, связанные с комбинированием разных материалов. Дети начинают экспериментировать и творить, получают возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего- то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству.

Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Уже в самой сути ребёнка заложено стремление узнавать и создавать. Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию. Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует грамматически правильную речь, развивает память, способствует автоматизации звуков и подготовке руки к письму.

Благодаря творчеству освоение всех функций изобразительной деятельности на этапе дошкольного детства приводит к изменению ее мотивов и содержания для ребенка:

  • во-первых, изменяется отношение к рисунку как к отображению действительности; 
  • во-вторых, развивается умение правильно соотносить рисунок с действительностью, видеть именно то, что на нем изображено; 
  • в-третьих, совершенствуется интерпретация рисунка, т.е. понимание его содержания.

В основе данного подхода – естественное и непринуждённое приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Разнообразие способов рисования, необычные методики изобразительной деятельности рождают у детей оригинальные идеи, развивают фантазию, воображение.

Творческий потенциал заложен в каждом ребенке. Важно его выявить и развить.

Литература:

  1. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1967.
  2. Микляева, Н Формирование мотивации творчества на основе техник рисования/ Н. Микляева // Дошкольное воспитание.- 2018. - №10.- С 39-52.
  3. Фро­ло­ва, Е. Пер­вые сту­пень­ки твор­че­ства / Е. Фро­ло­ва // До­школь­ное вос­пи­та­ние. – 2018. – № 1. – С. 56–61; № 2. –С. 48–51.
  4. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования // http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/POOP_DO.pdf
  5. Википедия. Свободная энциклопедия // https://ru.wikipedia.org/wiki/Детское_творчество
Опубликовано: 27.10.2018