Тревожные дети

Конференция: Коррекционная работа в ДОУ

Автор: Чечетка Любовь Гавриловна

Организация: МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №226 «Капелька»

Населенный пункт: Краснодарский край, г. Краснодар, ст. Старокорсунская

Что такое тревожность?

Слово «тревожный» отмечается в словарях с 1771 года.

В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: «Индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не предрасполагают».

Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога—это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Например, случается, что ребенок волнуется перед выступлением на празднике или отвечая у доски. Но это беспокойство проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остается спокойным. Это —проявления тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях, то следует говорить о тревожности.

Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, замкнутого пространства и т.п. Страх может развиваться у человека в любом возрасте: у детей от года до трех лет нередки ночные страхи, на 2м году жизни наиболее часто проявляется страх неожиданных звуков, страх одиночества, страх боли (и связанный с этим страх мед. Работников). В 3—5 лет для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. В 5—7 лет ведущим становится страх смерти. От 8 до 11 лет дети больше всего боятся «быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают». (А.И. Захаров, 1995). Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка.

В настоящее время не выработано единой точки зрения на происхождение тревожности. Но большинство ученых считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений.

Тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

  1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой (детским садом). Например, родители не пускают ребенка в школу из-за плохого самочувствия, а учитель ставит «2» в журнал и отчитывает за пропуск урока в присутствии других детей.
  2. Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными). Например, родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником, не могут и не хотят смириться с тем, что ребенок получает в школе не только «5» и не является лучшим учеником класса.
  3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Например, воспитатель говорит ребенку: «Если ты расскажешь, кто плохо вел себя в мое отсутствие, я не сообщу маме, что ты подрался».
  • считают, что в дошкольном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет—мальчики. Причем девочки больше волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание. Совершив какой-либо неблаговидный поступок, девочки переживают, что мама или педагог плохо о них подумают, а подружки откажутся играть с ними. В этой же ситуации мальчики скорее всего, б5удут бояться, что их накажут взрослые или побьют сверстники.

Тревожность ребенка зависит во многом от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.

Резко возрастает тревожность у ребенка после развода родителей. Выявлена такая закономерность, что тревожность детей возрастает, если родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением. Может быть, именно поэтому в наше время число тревожных детей неуклонно растет.

Нарушает внутреннее спокойствие ребенка и авторитарный стиль родительского воспитания.

Существует мнение, что учебная тревожность начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Этому могут способствовать как стиль работы воспитателя, так и завышенные требования к ребенку. Постоянные сравнения его с другими детьми. В некоторых семьях ведутся постоянные разговоры о выборе школы, учителей и т.п., озабоченность родителей передается детям. Кроме того, родители нанимают ребенку многочисленных учителей, часами выполняют с ними задания. Неокрепший мозг и еще не готовый к такому интенсивному обучению организм ребенка иногда не выдерживает, малыш начинает болеть, желание учиться пропадает, а тревожность стремительно возрастает.

Опытный воспитатель, или учитель, конечно, в первые же дни знакомства с детьми поймет, кто из них обладает повышенной тревожностью. Однако, прежде чем делать выводы. Необходимо понаблюдать за ребенком, в деятельности, в общении, на улице и т.д. Прояснят ситуацию взрослые-- родители и другие педагоги. А наблюдения за ребенком помогут определить уровень тревожности вашего воспитанника.

Характерные признаки поведения тревожного ребенка:

  1. Постоянное беспокойство.
  2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
  3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
  4. Раздражительность.
  5. Нарушения сна.

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из перечисленных критериев постоянно проявляется в его поведении.

Помощь тревожному ребенку.

Работа с тревожным ребенком трудна и занимает много времени. Рекомендуется вести работу в трех направлениях:

  1. повышение самооценки
  2. обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
  3. снятие мышечного напряжения.

Повышение самооценки:

Повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно, необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для похвалы ребенку.

  • чтобы тревожные дети почаще участвовали в таких играх в кругу, как «Комплименты», «Я дарю тебе...», которые помогут узнать им много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя глазами других детей. Можно оформить в группе стенд «звезда недели», где будет даваться информация об успехах конкретного ребенка. Так. Каждый ребенок получит возможность быть в центре внимания окружающих. В раздевалке, на шкафчике каждого ребенка можно закрепить «Цветик-семицветик (или «Цветок достижений») В центре фотография ребенка, а на лепестках—по дням недели информация о достижениях ребенка.

Позитивная информация очень важна и для взрослых, и для детей, для установления взаимопомощи между ними.

Умение управлять своим поведением:

  • правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто. Скорее скрывают их. И если ребенок заявляет, что он ничего не боится, это не соответствует действительности, а скорее всего и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может, или не хочет признаться. В этом случае желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы.

В детском саду можно поговорить с детьми о волнующих их проблемах, волнующих ситуациях, сидя в кругу. Желательно. Чтобы каждый ребенок вслух сказал о том, чего он боится. Можно предложить детям нарисовать свои страхи, потом в кругу, показать рисунок и рассказать о нем. Подобные беседы помогут осознать тревожным детям, что у сверстников тоже есть аналогичные проблемы. Все знают, что нельзя сравнивать детей друг с другом. Но когда речь идет о тревожных детях—это категорически недопустимо. Кроме того, желательно избегать состязаний и таких видов деятельности, которые заставляют сравнивать достижения детей. Иногда травмирующим фактором может стать самая простейшая эстафета. Лучше сравнить достижения ребенка с его старыми достижениями, показав при улучшении результатов. Даже если ребенок совсем не выполнил задание, нельзя категорично сообщать об этом родителям.

Если у ребенка проявляется тревога при выполнении заданий, не рекомендуется проводить какие-либо виды работ, учитывающие скорость. Таких детей нужно опрашивать в середине занятия. Нельзя подгонять и торопить их.

Научит выражать свою тревогу и страх словами совместное сочинение детьми и взрослыми сказок. И даже если он приписывает страх вымышленному герою, это поможет снять внутреннее эмоциональное напряжение и в какой-то мере успокоит ребенка. Обучать ребенка вести себя адекватно в конкретных ситуациях можно с помощью психогимнастики, сказкотерапии Герои сказок обязательно добиваются успеха!), рисование своего страха и эмоций, в повседневной работе с ним. Использовать прием отработки конкретного навыка. Например, дети играют в школу, отрабатываю тем самым навыки поведения в школе в конкретных ситуациях.

Очень полезно применять ролевые игры. Разыграть можно как знакомые ситуации, так и те, которые вызывают тревогу ребенка (например, ситуация «боюсь воспитателя» даст ребенку возможность поиграть с куклой, символизирующей фигуру воспитателя и т. п.). Игры, в которых кукла взрослого исполняет роль ребенка, а кукла ребенка—роль взрослого, помогут ребенку выразить свои эмоции.

Снятие мышечного напряжения:

При работе с тревожными детьми желательно использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубоко дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирания тела.

Очень эффектны маскарады. Различные импровизации с переодеванием, что позволяет ребенку расслабиться.

Работа с родителями тревожного ребенка:

Конечно, не один родитель не стремиться сделать своего ребенка тревожным. Однако, порой действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей.

Нередко родители предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в силах. Не понимая, чем угодить родителям, он безуспешно пытается добиться их расположения. Неудачи приводят к тому, что у ребенка формируется комплекс неполноценности. Чтобы избежать пугающего внимания взрослых, ребенок начинает физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он привыкает мелко и часто дышать, голова уходит в плечи, появляется привычка незаметно ускальзывать из комнаты. Все это не способствует развитию ребенка.

Самое главное в такой--ситуации показать ребенку, что родители любят его, независимо от его успехов. Прежде всего родители должны отмечать ежедневные успехи ребенка, сообщая о них в присутствии всех членов семьи. Необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка, даже если родители очень раздосадованы. Не надо требовать извинений за проступок, лучше пусть объяснит, зачем он это сделал. Полезно снизить количество замечаний. Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями. Лучше, если родители в качестве профилактики, не дожидаясь экстремальной ситуации, будут больше разговаривать с детьми, учить выражать свои мысли и чувства словами.

Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру.

Родители тревожных детей и сами испытывают мышечное напряжение, поэтому упражнения на релаксацию могут быть полезны и для них. Но, к сожалению, не каждому родителю можно порекомендовать обратить прежде всего внимание на себя...

Подобные занятия следует рекомендовать и педагогам.

С целью профилактики тревожности можно использовать наглядную информацию.

 

Как играть с тревожными детьми.

  1. Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами, посмотрит, как в нее играют другие дети, и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником.
  2. Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания, например, таких как «Кто быстрее?»
  3. Если вы вводите новую роль, то для того, чтобы тревожный ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить ее на материале, уже знакомом ему (картинки, карточки). Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребенок играл уже неоднократно.
  4. Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после длительной работы с ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это условие.

Если ребенок высокотревожен, то начинать работу с ним лучше с релаксационных и дыхательных упражнений. Необходимо помнить, что состояние тревоги сопровождается сильным зажимом различных групп мышц, поэтому эти упражнения нужны обязательно.

В коллективные игры тревожного ребенка можно включать, если он чувствует себя достаточно комфортно, а общение с другими детьми не вызывает у него особых трудностей.

Игры на повышение самооценки можно проводить на любом этапе работы. Эффект от этих игр будет лишь в том случае, если они проводятся регулярно и многократно.

 

Литература:

  1. Захаров А.И., Как помочь нашим детям избавиться от страха, Спб., 1995.
  2. Изард К.Э., Психология эмоций, Спб., 1999.
  3. Чистякова М. И., Психогимнастика, М., 1990.
  4. Поможем детям с тревожностью// Дошкольное воспитание, №5, 2006 г.
  5. Разноцветный мир// Дошкольное воспитание, №3, 2002 г.
  6. Фромм А. Азбука для родителей, Л., 1991.
  7. Карабанова О.А., Игра в коррекции психического развития ребенка, М., 1997.
Опубликовано: 25.10.2018