Развитие представлений у младших дошкольников об опасных ситуациях в быту и осторожного отношения к ним

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Павлова Наталья Евгеньевна

Организация: МБДОУ детский сад №11

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Павлово

Почему так важно в современной жизни, сформировать у ребёнка навыки безопасного поведения. Попытаемся ответить на этот вопрос?

Все стороны жизни человека напрямую связаны с его безопасностью.

Проблемы безопасности жизнедеятельности по праву относятся к глобальным проблемам человечества, а в условиях социального природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребёнка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него.

В настоящее время в ДОУ предлагается множество вариативных программ развития и воспитания детей.

Авторы- составители, которых опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования.

А в современных условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивают свою работу в соответствии с новыми нормативными актами.

Образовательная программа нашего детского сада разработана с учетом программы М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой «Программа воспитания и обучения в детском саду». Работа по ознакомлению детей с основами безопасности осуществляется в соответствии с пособием «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под редакцией Н. Н. Авдеевой, О.Л. Князевой Р.Б. Стеркиной.

Для реализации данной программы нами были поставлена цель:

Создать условия для формирования у дошкольников опыта безопасного поведения и понимания, ценности человеческой жизни.

Исходя из этого, определили основные задачи в работе с детьми. Познакомить детей с источниками опасности в быту и способами безопасного поведения дома и в детском саду, о необходимости соблюдения мер предосторожности.

Дать представления о разнообразии бытовой техники, о ее пользе в жизни семьи, о необходимости соблюдения правил безопасности.

Воспитывать привычку выполнения правил поведения для сохранения личной безопасности и безопасности окружающих людей.

Воспитывать чувства взаимопомощи и товарищества.

Развивать внимание, память, воображение.

Говоря о безопасности ребёнка младшего дошкольного возраста, необходимо учитывать следующие особенности:

Развивается память и внимание.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление.

Начинает развиваться воображение.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами.

Сознательно управление поведением только начинает складываться, во многом поведение ребёнка ещё ситуативно.

Стремление ребёнка к самостоятельности «я сам» и неумение адекватно оценивать свои силы и возможности.

Недостаточный опыт (или его отсутствие) поведение в сложных ситуациях, неумение использовать правила безопасности.

После определения тематики, цели, были выделены этапы реализации данных задач: аналитический, информационный, внедренческий.

Первый этап – аналитический.

Наблюдения и совместные игры за детьми показали:

1. У детей не проявляется интерес к освоению правил безопасного поведения.

2. Дети сами становятся источником возникновения опасных ситуаций во взаимодействии со сверстниками.

3. Не смотря на предупреждения взрослого не проявляет осторожность при контакте с потенциально опасными предметами.

Родителям была предложена анкета «Ознакомление детей дошкольного возраста с правилами безопасности в быту».

Проанализировав данные анкеты, уровень знаний в области формирования опыта безопасного поведения у большинства из них невысок.

Второй этап – информационный.

На втором этапе мы организовали, совместно с родителями подборку информации и материала для ознакомления детей с правилами безопасного поведения.

  • составлен перспективный план предусматривающий основные виды деятельности, разработаны НОД.

Третий этап работы – внедренческий.

Формирование у детей опыта безопасного поведения и понимания ценности человеческой жизни возможно при взаимосвязи следующих компонентов:

1.Обогащение предметно - развивающей среды.

2.Совершенствование воспитательно- образовательного процесса.

3. Интеграция общественного и семейного воспитания.

 

Обогащение предметно - развивающей среды.

Решая задачу организации предметно - развивающего образовательного пространства, нами совместно с родителями был создан в группе центр безопасности. В нём представлена наглядная информация об опасных предметах и предметах требующих осторожного обращения, о возможных угрожающих ситуациях, о мерах предосторожности с ними, о действиях в некоторых опасных ситуациях. Созданы дидактические игры и пособия.

Кроме того, были пополнены и другие центры: центр литературы соответствующей познавательной и детской литературой, двигательный центр и центр сюжетно-ролевой игры пособиями и атрибутами.

Совершенствование воспитательно - образовательного процесса.

Использование разнообразных методы и приёмов помогло сформировать у дошкольников опыт безопасного поведения.

На данном этапе, мы выделили опасные ситуации, связанные с местом пребывания детей.

Опасные ситуации в детском саду.

Наша группа, в которую мы перешли совсем недавно, находилась на втором этаже, поэтому наша задача заключалась в том, чтобы познакомить с новой обстановкой группы, размещением игрушек, пособий, выявить опасные зоны.

В связи с этим мы организовали экскурсию «Наша группа», отмечая красными кружками опасные места (спортивный комплекс, шкафы, двери, подоконник, ковёр, стул атрибуты и пособия и т. д), разъясняя какую они представляют опасность, и как её избежать.

Экскурсия «Физкультурный зал», где знакомились с правилами использования атрибутов и пособий, например, наклеенный стикер предупреждал детей, что нельзя залезать высоко, а спускаясь по лестнице, учились ходить друг за другом, держась за перила, не толкаясь.

Разыгрывались игровые ситуации «Кате подарили котёнка, которому, было всё интересно, он каждый раз залезал то на подоконник, то на спортивный комплекс, в шкафы, разбрасывал игрушки и т.д». Дети были активными участниками, объясняя котёнку, опасность таких игр и занятий, разъясняя правило «Нельзя!».

Мы провели беседы на тему «Каждой вещи своё место», «Почему нужно убирать игрушки», где мы постарались убедить детей, в том, что вещи должны храниться в определённых местах дети усвоили правило «Не ломай, не бросай, не отнимай!

В центр безопасности был внесён альбом «Каждой вещи своё место»

Моделирование ситуаций «Мы накрываем на стол», «Мы убираем посуду», «Мы разбили бокал» познакомило детей с причиной и следствием происходящего, убедили детей в том, что с предметами из стекла следует обращаться бережно и осторожно. Дети высказывали предположение о том, к чему может привести несоблюдение элементарных правил поведения

Чтобы научить детей пользоваться такими предметами как, стека для лепки, карандаши и кисточки для рисования и т.д. проводили специальное обучение на НОД по, лепке, рисованию, индивидуальную работу с детьми.

Создана картотека «Правила безопасности в детском саду».

Книга «Правила поведения для воспитанных детей» помогла закрепить все правила поведения в детском саду.

В центр сюжетно-ролевой игры были помещены атрибуты, побуждающие детей применять полученные знания: посуда и столовые приборы для кукол. Организуя игры, дети напоминали друг другу и куклам-дочкам, как правильно вести себя за столом, пользоваться столовыми приборами, раскладывать игрушки по местам, играть дружно, не ссориться.

Опасные ситуации дома.

Важнейшим принципом решения намеченных задач является планомерность и системность организации обучения детей, мы осуществляем её через систему НОД - как основную форму работы.

Такие НОД «Спички детям не игрушка», «Тили – бом, Тили бом загорелся Кошкин дом», «Мир предметов», помогли детям хорошо запомнить основные группы пожароопасных предметов, которыми категорически нельзя самостоятельно пользоваться и познакомили с предметами, которые требуют осторожного обращения. Все занятия проходят в интересной, увлекательной форме с использованием игровых персонажей, что делает процесс усвоения материала живым и лёгким. Например, игровой момент с лисичкой вызвал живой интерес, помог осознать, какую большую беду может принести маленькая спичка.

Залогом успешности образовательной деятельности по данной теме стало сочетание разнообразных видов деятельности: игровой, художественно-эстетической, познавательно-речевой, коммуникативной, двигательной

У детей возникает желание заниматься разными, не похожими друг на друга видами деятельности, пробовать себя в разных её видах. Так, помогая тушить пожар в лесу, дети лепили дождь из пластилина, а преодолевая препятствия, спасали лисичку от огня. Каждое последующее занятие опирается на знания и опыт детей.

Такие подвижные игры как, «Костёр», игры – эстафеты «Тушим пожар», «Кто быстрее» помогли не только запомнить пожароопасные предметы, но и научили пользоваться спортивным инвентарём.

В работе с детьми, мы использовали проблемные ситуации «Могут ли спички, зажигалки быть подарком», которые положительно влияют на развитие у детей творческого мышления, познавательные умения и способности.

А создание игровых ситуаций «Лисёнок остался дома один и играет со спичками», «Бабушка забыла выключить утюг», «Маша обожглась», «Катя порезалась» помогли детям осознать то, к чему может привести не соблюдение элементарных правил безопасности.

Обсуждение с детьми опасных ситуаций, в которые попадают персонажи прочитанных произведений таких как, С. Маршак «Кошкин дом», Е. Харинский «Спички – невелички», К. Чуковский «Путаница», «Как непослушная Хрюшка едва не сгорела», Н. Мигунова «Правила поведения для малышей», позволяет им понять, как следует правильно поступать в каждом из рассматриваемых случаев. Художественно слово всегда заставляет ребёнка задуматься над представленной проблемной ситуацией, почувствовать её оценить поступки героев.

Чтобы было проще использовать жизненно важные правила безопасности, мы разучили зарифмованные фразы, например, «Спички детям не игрушка», «Спички не тронь в спичках огонь», «Каждый ребёнок должен знать утюг в розетку не включать» и т.д. которые помещены в картотеку для заучивания их наизусть. Динамика, ритм, непосредственность коротких стихотворений способствует тому, что дети легко запоминают их, употребляют в разговоре. Небольшие четверостишья дети разучивали с родителями, а затем рассказывали в группе другим детям.

Совместно с родителями были созданы дидактические игры «Мой дом», «Опасно не опасно», «Осторожно колется» и др,

Такие игры помогли уточнить знания об осторожном обращении с предметами домашнего обихода.

А дидактический материал из серии «Как избежать неприятностей», познакомил детей с опасными ситуациями, которые могут, встретится им дома, во дворе и на улице и научил избегать этих ситуаций. Разрешая увлекательные игровые задания и проблемные ситуации, дети учатся самостоятельно делать выводы о последствиях неосторожного обращения с опасными предметами.

Папки «Уроки для самых маленьких», «Не играй с огнём», куда входят обучающие карточки – иллюстрации, помогли познакомить детей с различными сложными жизненными ситуациями в быту, научили, как защитить себя от опасностей.

Были изготовлен макет огня, вокруг которого размещены картинки, с изображением предметов, где живёт огонь.

При обучении используем такие Инновационные технологии, как технические средства.

Дети просматривают обучающие мультфильмы «Уроки осторожности» с тетушкой Совой

Полученные знания и умения дети отражают в продуктивной деятельности. Раскрашивание картинок в раскрасках, обводки, трафареты

«Безопасность»

(языки пламени, свечи, электрическая плита - показав, что она раскалена) помогает показать детям, отчего бывают пожары, правила поведения во время пожара, что огонь может быть не только врагом, но и другом человека. Детские рисунки аппликации – ценный материал для составления альбомов детского художественного творчеств так, например, из раскрасок «Детям о правилах пожарной безопасности» был изготовлены альбомы «Правила пожарной безопасности», «Правила безопасности для детей», из раскрашенных машин альбом «Специальные виды транспорта.

Дети сами изготовили книжки – малышки «Опасные предметы», которые потом подарили детям ясельного возраста. Продуктивная деятельность помогает закрепить знания отчего бывают пожары (причины), правила поведения во время пожара (что нельзя делать).

Выставка рисунков и поделок стала традицией нашей группы.

С помощью детей старшей группы был организован театрализованный показ сказки «Кошкин дом».

В группу был приглашён один из родителей, который работает в Пожарной охране, он познакомил с работой этой службы, рассказал интересные случаи, подарком для детей стала пожарная машина.

В центр сюжетно – ролевой игры были внесены атрибуты: набор кухонной посуды, столовые приборы, чтобы закрепить правила осторожного обращения с этими предметами.

Пожарная машина, каска, утюг, чайник, а также предметы заместители, например, вместо шланга дети использовали нетрадиционное оборудование –косички.

Организуя игры, дети напоминали друг другу, что нужно осторожнее пользоваться утюгом, чайником и не забывать выключать их. Осторожно пользовались плитой, предупреждая, остальных, что здесь горячо, опасно. Дети использовали атрибуты, организуя игру «Мы пожарные», «Семья», « Больница» и т.д.

Сюжетно – ролевые игры воспитывают чувства взаимопомощи и товарищества.

Очень радует, что дети с желанием изучают правила безопасности и зачастую сами подсказывают

 

Интеграция общественного и семейного воспитания.

Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно- образовательной работы в ДОУ.

Взаимодействие с семьями воспитанников – путь к накоплению опыта безопасного поведения дошкольников. Родители эта та сила, которая в результате грамотных действий сможет в значительной степени помочь детям.

Для благополучия ребёнка очень важно выбрать чёткую стратегию сотрудничества, поэтому необходим тесный контакт с родителями, так как они заинтересованные партнёры, активные помощники в работе по данному направлению. Ничто не воспитывает с такой убедительностью как наглядный пример взрослых. Учитывая важную роль родителей в вопросе обучения детей опасным ситуациям в быту, мы использовали всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.

Формы работы с родителями.

Родителям было предложено организовать экскурсию по дому и отметить красными кружками опасные зоны, каждую из этих зон подробно описать. Основное условие - вывить предметы, которыми категорически запрещается пользоваться, и предметы, которые требуют осторожного обращения, а затем обучать ребёнка правилам пользования ими, ведь сами по себе они не могу причинить вреда.

Были организованы консультации по теме «Как обеспечить безопасность ваших детей», оформлены папки - передвижки: «Малышам о безопасности», «Уроки осторожности», памятки, буклеты «Правила пожарной безопасности», «10 нельзя для ребёнка», «Поиграйте с детьми».

В уголок для родителей помещался список художественной литературы, в которой встречается упоминание об огне: «Колобок», «Кошкин дом», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Путаница», « Три поросёнка» и др. Родители знакомили детей со сказками и разбирали какой в них огонь добрый или злой. Также помещён список методической литературы, которая поможет проводить дома беседы о безопасности.

Была выпущена «Газета для любознательных родителей», где помещалась рекомендации «Какая польза от сказок», «Как можно поиграть со сказкой»,

«Инструкция по спасению».

Создан, справочник родителям куда входили: «Советы об опасных предметах дома», «О чём рассказать ребёнку», «Каждой вещи своё место», «Вопросы и задания для детей», «Правила безопасного поведения для детей», «Загадки об опасных предметах».

Составлен журнал «Родителям на заметку», который содержал информацию: «О правилах поведения во время пожара», «Правила пожарной безопасности», «Сохранить здоровье чтоб», «Семь не», «Чем занять ребёнка».

Родители являлись активными участниками в праздниках, воспитательно- образовательной работе, в создании предметно- развивающей среды например, один из родителей изготовил щит безопасности, другие подбирали иллюстрированный материал, третьи рисовали картинки к дидактическим играм.

Вся работа проходила на пересечении образовательных областей.

Итогового мероприятия Семейный час «Организация безопасности жизнедеятельности детей младшего дошкольного возраста».

задачи возраста», участниками которого стали дети, родители, и педагоги. Дети представляли презентацию своего рисунка (страничка для книги), которые выполняли вместе с родителями, с помощью стихов о правилах поведения. Родители подарили детям книгу, изготовленную своими руками, и предложили поместить рисунки, в качестве страничек книги. Совместное мероприятие - попытка показать на практике систему деятельности родителей и воспитателей ДОУ по обучению дошкольников основным правилам безопасности. Сформировать у детей необходимые представления, умения и навыки безопасного поведения в различных ситуациях.

Созданную книгу мы поместили в центр безопасности, дети постоянно её пересматривают, делятся впечатлениями, рассказываю друг другу правила, помещённые в рисунках.

Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике основ безопасности у детей.

Подводя итог, мы осознаём, как важно понимать значимость «Безопасность» в жизни каждого человека, человек уязвим, а жизнь бесценна. И чем раньше мы начнём прививать навыки безопасного поведения нашим детям, тем более уверенно будем смотреть в будущее.

Только глядя на мир детскими глазами, понимая окружающее через их мироощущения, мы сможем научить ребёнка избегать ситуаций опасных для жизни и здоровья.

Терпение и настойчивость - вот что станет эффективными средствами обучения детей, то чего нам так не хватает в повседневной жизни, то чем ради сохранения жизни и здоровья, как собственного ребёнка, так и здоровья детей, которых нам доверили родители.

 

Опубликовано: 15.10.2018