Использование коррекционно-развивающих технологий с детьми с общим недоразвитием речи
Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ
Автор: Никитина Надежда Викторовна
Организация: МБДОУ ЦРР-ДС №17
Населенный пункт: Кемеровская область, г. Анжеро-Судженск
Разработанная воспитательно-образовательная система, включает в себя методы и приёмы развивающей педагогики оздоровления, позволяет объединить всех субъектов целевыми и деятельностными ценностями, позволяет обеспечить надёжный уровень подготовки (речевого, интеллектуального, психического), развития детей к школе с проблемами речи.
Основная цель системы
Развитие воспитанника, обладающегонадёжным уровнемречевого, интеллектуального,психического развития и положительных свойств личности.
Данная система позволяет решать следующие задачи
1. Создать предметно-пространственную среду психолого-педагогической и речевой поддержки дошкольнику.
2. Способствовать максимально-полноценному раскрытию общих и речевых возможностей детей в условиях реализации развивающей педагогики оздоровления.
3. Содействовать успешной социализации детей, посредством развития коммуникативных умений и навыков.
4. Способствовать повышению психолого-педагогической культуры и воспитательной компетентности родителей по общему и речевому развитию дошкольников.
5. Воспитывать у детей ценностное отношение к себе, к своему здоровью, к окружающему миру и к людям.
И опирается на следующие принципы:
1. Принцип научности – все предложенные и используемые мероприятия научно обоснованны и практически апробированы, направлены на укрепление здоровья.
2. Принцип доступности – основывается на том, что весь материал и разделы используются только в том случае, когда взрослые и дети осознают что и для чего они делают. Весь коллектив взрослых, как педагогов, так и родителей, нацелен на поиск новых, эффективных методов оздоровления себя и детей и применение найденных методов на практике.
3. Принцип интегрированности – решение оздоровительных задач в системе «детский сад – дом» по возможности во всех видах оздоровительно-воспитательно-образовательной деятельности, где игра основной метод организации. Такой выбор объясняется тем, что игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности, а значит понятным и доступным для ребенка. Все составляющие части занятия просты и в основном уже знакомы детям и взрослым.
4. Принцип активности и сознательности.
5. Принцип адресности и преемственности – учёт разноуровневого развития и состояния здоровья.
6. Природосообразности – отношение к человеку как к части природы, создание для его развития соответствующей биологической, психологической и экологической среды.
7. Деятельностно-рефлексивный принцип, направленный на развитие культуры рефлексии ребёнка в различных проблемных ситуациях, на анализ собственных действий и поведения, установление связей и причин.
8. Принцип учёта индивидуально-дифференцированной направленности содержания, форм и методов образовательно-воспитательного процесса.
9. Принцип субъект-субъектного целевого взаимодействия родители-дети-педагоги.
10. Принцип общего психического пространства.
11. Принцип системности и последовательности.
12. Принцип комплексного подхода.
13. Принцип игрового познания.
14. Принцип прочности усвоения знаний.
15. Принцип комплексности предусматривает комплексное решение задач образования, воспитания и развития личности.
16. Принцип формирования осмысленной моторики.
Работа в данных направлениях строится на основе коррекционных программ и оздоровительно-развивающих технологиях:
- Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной «Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»;
- Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-ти летнего возраста с общим недоразвитием речи» (старшая группа детского сада);
- Г.А.Каше, Т.Б. Филичевой «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (подготовительная к школе группа)»;
- О.А.Степанова Организация логопедической работы в ДОУ;
- М.Ю. Картушина Зелёный огонёк здоровья;
- В.Г. Алямовская Здоровье;
- В.Т.Кудрявцев- «Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4 -7лет»;
- М.Ю. Картушина Логоритмические занятия в детском саду;
- Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»
- М.И. Чистякова – психогимнастика;
- А.А. Уманская - «Девять волшебных точек»;
- А.Н. Рельникова – дыхательная гимнастика;
- Е.А. Пожиленко, А.К. Назарова – постановка и автоматизация поставленных звуков;
- М.Н. Кузнецова – оздоровительные технологии;
- Н.М. Безруких – сенсомоторное развитие;
Медико-психолого-педагогический мониторинг, в данной системе рассматривается как метод управления процессом оптимизации здоровья и физического развития детей.
При организации предметно-развивающего пространства в группе создаётся условия для сознательно-стимулирующей деятельности детей, которая несёт в себе направленность коррекционного воздействия на речевое и психическое развитие, предусматривая их взаимодействие.
Среда и созданные вмести с детьми центры, и уголки подсказывают ребёнку, чем можно заняться, а «специальное» игровое оборудование и игрушки помогают сделать занятия увлекательными.
Так, например, в центре «Речецветик» необходимо сконцентрировать различные пособия по развитию мелкой моторики, пособия на развитие дыхания: альбомы с речевыми упражнениями, предметные и сюжетные картинки, алгоритмы для составления рассказов о предметах и объектах, предметные, сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков.
У нас в детском саду живут «волшебные предметы»: зеркала (Гномик, Принц, Принцесса, Клоун), грустный и весёлый «Кубарик», они помогают детям расслабиться, раскрепоститься, представить себя в роли сказочного героя и тем самым решить очень сложную задачу; есть у нас чудо – бинокль «зоркий глаз», который показывает ребятам завтрашний день любого дела. Его положительные и отрицательные эффекты. Волшебное зеркало и Цветик- семицветик. Зеркальце подсматривает настроение малышей и отмечает на его лепестках цветка. С помощью «шапки – невидимки» ребята могут узнать, о чём мечтает мальчик, на что жалуется дерево, от чего удивилась тучка. Чудо – телевизор, волшебный компьютер, машина времени, которые придумали ребята вместе с взрослыми, помогают им разобраться в вопросах: Зачем, Откуда, Почему? Волшебная шкатулка желаний, которая помогает планировать детскую деятельность: «Предлагаешь – выполняй».
Важным моментом в познавательно-речевом направлении является то, что задачи речевого развития интегрируются в разные виды и формы организации детской деятельности. Структура любого занятия имеет свою особенность. Каждое занятие начинается с минутки вхождения в тему занятия, с использованием разного вида массажа и самомассажа: «Озорные мишки» (активизация мимических мышц лица), массаж дарами природы, который способствует развитию тактильных ощущений. Обязательным компонентом в середине занятия являются релаксационные минутки, динамические паузы с элементами пальчиковой гимнастики. Заканчивается любое занятие ходьбой по «Тропинке здоровья» по «Пути Здоровейки» - который улучшает эмоциональный настрой.
Физкультурно-оздоровительное направление включает набор оздоровительных методик, приёмов, способов: дыхательная гимнастика, «Пробудки» - гимнастика пробуждения после сна, разные элементы видов массажа; пальчиковая гимнастика, гимнастика для профилактики зрения; аквапроцедуры, динамические паузы, игры и упражнения по профилактики и коррекции речи, плоскостопия, осанки; оздоровительные дорожки.
Пальчиковые игры: с использованием фольклорных форм позволяют превратить скучные занятия в увлекательные.
Неотъемлемой частью оздоровительного режима в группе являются дыхательные гимнастики, способствующие развитию и укреплению грудной клетки. Эти упражнения включаются в комплекс утренней гимнастики, разминки после сна. Дети сравнительно легко приспосабливаются к выполнению дыхательных упражнений, которые проводятся в игровой форме. Детям, имеющим заболевания органов дыхания, предлагаем надувать по два воздушных шарика ежедневно.
Особой популярностью пользуются у детей мимические разминки и гимнастики М.И.Чистяковой, которые стимулируют развитие мелких мышц лица и мимики. Особое место в режиме дня занимает гимнастика для глаз, способствующая снятию статического напряжения мышц глаза, улучшению кровообращения. Проводятся эти комплексы по нескольку раз в день перед серьезной зрительной работой и после нее.
Мощным ресурсом для коррекционно-развивающей и образовательной работы являются игры с песком, с помощью которых решаются самые сложные коррекционно-развивающие задачи.
Работая с песком, педагог вместе с детьми реально проживает целые истории, которые способствуют не только развитию мелкой моторики пальцев, тактильных ощущений, но и помогает вовлечь ребёнка в активное речевое общение. Очень нравится детям алфавит телодвижений, разработанный С. И. Веневцевым. Он состоит из 33 двигательных поз, образно представляющих буквы алфавита. В данном случае соединяются абстрактное представление буквы с мышечными ощущениями, благодаря чему укрепляются условные связи в коре головного мозга и впоследствии легко воспроизводятся.
Движения, которые выполняются при показе той или иной буквы являются хорошо знакомыми и доступными детям. К концу учебного года у детей с дизартрическим компонентом улучшаются показатели двигательной сферы, осанки, возрастают показатели двигательной памяти и фонематического слуха.
Динамические паузы хорошо развивают психоэмоциональную устойчивость и физическое здоровье детей, повышают функциональную деятельность мозга и тонизируют весь организм.
Важной составляющей художественно эстетического направления является музыкально - логоритмические занятия, которые включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность.
Весь воспитательно-образовательный процесс строится с учётом алгоритма дня «Ступеньки проживания». Наш день начинается с вечера: «Удачная подготовка – это подготовка к удаче».
Вечерний круг благодарения «рефлексивные минутки»:
- что вам доставило радость сегодня?
- За что сегодня каждый из нас может сказать спасибо себе, друзьям, взрослым, детскому саду сегодняшнему дню (заполняется групповой альбом «Наша встреча с радостью» со схематичными рисунками)
- от кого каждый из нас заслужил благодарность – личные копилки благодарности;
- взрослый сообщает детям свои рефлексивные ощущения;
Первые приходят дежурные по сюрпризам, по договорённости меняют обстановку в группе, украшают, включают музыку, готовят сюрпризы, устраивают костюмированный приём;
дежурный по здоровью придумывает содержание гимнастики, игр;
дежурный по питанию вместе с помощником воспитателя, поваром придумывает интересные весёлые истории, загадки – секреты;
минуты заботы и внимания (помочь полить цветы, подклеить книги).
Используется в работе ритуал приветствия: «Круг здоровья, цепочка добрый слов, секрет и д.р.»
Осуществляется поиск своего «я» в мозаике дня по заявке вчерашнего дня.
В алгоритме дня предусмотрены минутки аквапроцедур, с полосканием горла клокочущей водой под музыку (ритм полоскания горла и музыки должен совпадать), различные виды массажа, логоритмические минутки.
Заканчивается день вечерним кругом благодарения и проектирования завтрашней успешности.
На пути оптимизации здоровья и физического развития детей большое значение играет семейное воспитание. Одна из основных задач работы в данном направлении - вовлечь родителей в орбиту здоровьеформирущей деятельности, через интересные для них формы работы и наделить методами и приёмами работы с проблемными детьми.
Любая из форм имеет свою «изюминку». Это не просто встречи с родителями, это проживание с родителями собственного дня малыша. Вооружив родителей знаниями и умениями в зависимости от проблем их ребёнка, мы учимся с родителями играя решать сложные задачи.
Результатом такого общения становится понимание семьёй необходимости объединить усилия для выработки единой педагогической линии в интересах ребёнка.
Большой популярностью у родителей пользуется «Потфолио дошкольника», это копилка личных достижений ребёнка в разнообразных видах деятельности. Итогом работы станет выпуск альбомов «Книга памятных встреч», «Герб моей семьи», «Семейные династии», «Мы ими гордимся», разнообразные совместные выставки.
Применение коррекционно-развивающих технологий в образовательном процессе даёт положительный результат и позволяет добиться следующих результатов:
- у детей повышается сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, что подтверждается значительным уменьшением частоболеющих детей;
- у детей наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи;
- воспитанники социально активны;
- вмести с детьми у родителей повышается интерес и знаниевая компетентность в области здоровья.
Литература:
- Валявко, С.М. Проект программы по формированию ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / С. М. Валявко, Е. В. Аверьянова // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2014. - №1. Иванец, Е. С. Дышим интересно: интеграция дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой с ритмической гимнастикой для ДОУ / Е. С. Иванец // Здоровье дошкольника. - 2014. - №2.
- Заиграева, Н. Формирование у старших дошкольников с нарушениями речи способности к вербализации гендерных представлений / Н. Заиграева, С. Гончарова // Дошкольное воспитание. - 2014. - №4
- Корягина, Е. О связи моторного, психического и речевого развития ребенка с ОНР / Е. Корягина, И. Парфененкова // Дошкольное воспитание. - 2014. - №7.
- Кулакова, Л. Развиваем речь детей-дошкольников / Л. Кулакова // Коррекционно-развивающее образование. - 2014. - № 1. Мамаева, Н. Л. Использование здоровьесберегающих технологий в совершенствовании просодической стороны речи дошкольнико / Н. Л. Мамаева // Дошкольная педагогика. - 2013. - №10.
- Марченко, Т.М. Детско-родительские группы как одна из форм психологической помощи семье, воспитывающей детей с нарушениями речи / Т. М. Марченко // Дефектология. - 2014. - №1.
- Мухина, А. Я. Речедвигательная ритмика: виды коррекц. работы с использованием технологии речедвигат. ритмики по преодолению общ. недоразвития речи у детей, авт. методика, пл. практ. занятий и комплексы упражнений/ А. Я. Мухина. - Москва: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.
- Сазонова, С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по специальностям 031800 - Логопедия, 031900 – Специал. психология, 03200 – Специал. дошк. педагогика и психология/ С. Н. Сазонова. - 3-е изд., стер. - Москва: Академия, 2007.
- Ткаченко, Т. А. Учим говорить правильно : система коррекции общ. недоразвития речи у детей 6 лет : пособие для воспитателей, логопедов и родителей / Т. А. Ткаченко. - Москва: Гном и Д (Казаков), 2001.
- Шашкина, Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по специальности 050715 (031800) - Логопедия/ Г. Р. Шашкина. - Москва: Academia: Академия, 2005.