Роль педагога в духовно– нравственном воспитании дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ
Автор: Зайцева Ирина Ивановна
Организация: БДОУ «Детский сад № 207 комбинированного вида»
Населенный пункт: Омская область, г. Омск
Воспитывает всё: люди, вещи,
явления, но, прежде всего - люди….
А.С. Макаренко
Среди многих проблем современного образования одной из наиболее актуальных является нравственное воспитание дошкольников в процессе их социализации, результатом которого является нравственность – сущностная характеристика личности. Конец XX века обозначил рост интереса к духовной культуре наций. Люди пытаются глубже изучить историю своего народа, вникнуть в сущность национальных ценностей и интересов. Признание приоритета национальных и общечеловеческих духовно - нравственных ценностей требует обоснование аксиологических ориентиров образовательного процесса, определение способов, включение их в процесс формирования личности дошкольников, что является целевой характеристикой Российского образования.
Снижение многих показателей нравственного и духовного здоровья личности происходит в настоящее время, начиная с дошкольного возраста. Одна из основных причин - разрушение естественных институтов социализации: семьи и детского сообщества, ослабление коллективных форм совместной деятельности детей. В этой связи становится актуальной задача развития личности ребёнка в области духовно – нравственного воспитания. По мнению российского учёного Ивана Алексеевича Сикорского, гармония ума, нравственных чувств, воли, характера – это звенья одной цепи в первоначальном воспитании ребёнка, призванные обеспечить подлинно духовный рост, нравственную ценность и достоинства личности.
Целью образовательной деятельности педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения является сохранение духовно – нравственного здоровья детей, приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры. Исходя из поставленной цели, педагоги решают следующие задачи:
- воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали, учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро;
- создавать условия для восприятия детьми целостной картины мира;
- формировать чувства любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций;
- развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас;
- ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей.
Анализируя сегодня процессы воспитания и образования, стоит признать ведущую роль педагога в формировании целостного мировоззрения подрастающего поколения.
Воспитывая уважение к нравственным нормам, различение добра и зла педагоги проводят:
- игровые ситуации: «Путешествие по городам страны», «Дерево добра», «Хозяева и хозяюшки», «В стране добра и зла»;
- игры духовно – нравственного содержания: «Край, в котором ты живёшь», «Правда и ложь», «Как мы ходим в гости», «Добрые слова и добрые дела»;
- беседы на различные темы: «Послушание и непослушание», «О дружбе и друзьях», «Жадность и щедрость», «Прощение», «Зависть».
Такая организованная педагогами форма работы учит детей видеть в себе движения к добру и злу и различать их, воспитывать желание делать выбор в пользу хорошего, следовать за добрыми влечениями сердца и совести, формировать христианское отношение к ближним.
Для восприятия детьми целостной картины окружающего мира используются следующее:
- экскурсии с выездом в экологический центр на темы «Разнообразие животного мира», «Многообразие растений», «Земля», «Насекомые, «Зачем птице крылья», «Зачем нужна вода»;
- экскурсии в библиотеку имени В.Маяковского, где педагог совместно с библиотекарем знакомит детей с такими темами, как «Времена года», «Мир – наш дом», «Питание, отдых, здоровье, болезнь», «Жизнь человека»;
- беседы: «Умеем ли мы видеть», «Красота земли сибирской», «Животный мир нашего края»;
- художественно – творческая деятельность: изготовление подарков к праздникам, практические занятия по рукоделию;
- детская благотворительность через ежегодную организацию праздничных концертов, посвящённых Дню пожилого человека в Нежинском геронтологическом центре для пожилых людей.
Такие формы деятельности открывают путь дошкольника к духовно - нравственной стороне познания окружающего мира, обращают его внимание на его богатство, создание руками человека от мира природы.
Большое значение педагоги придают воспитанию у дошкольников чувства любви к своему городу, своей стране, уважения и признательности к основателям города, его защитникам, к людям, прославившим Россию, воспитание гордости за историческое прошлое Омской области, русского государства, значимости православных праздников, осуществляя при этом творческий подход к проведению:
- досуги на тему «Край, в котором ты живёшь», «Город Омск – удобный и радостный», «Парки города», «Памятники города», «Это улица родная, а на ней наш детский сад», «Большой наш городок знаю вдоль и поперёк»;
- составление и защита детских проектов « О чём поёт колокол?», «Откуда пошла земля русская?»;
- проведение праздников «Рождество христово», «Православная Россия в лицах», «История в архитектурных памятниках».
Особенно проявляется творческий подход у педагогов при развитии способностей у дошкольников воспринимать и анализировать поступки литературных героев:
- проведение праздников, игр – драматизаций: «Волшебный сундучок», «В гостях у сказки», «Праздник родного языка»;
- викторины по сказкам А.С.Пушкина, по русским народным сказкам;
- заучивание детьми загадок, пословиц, поговорок;
- постановка музыкальных сказок духовно – нравственного содержания, которые обогащают словарный запас и учат выражать свои чувства к добрым и плохим поступкам.
Решающая роль в формировании личности ребёнка принадлежит семье, которая выполняет важные социальные функции, передавая язык, нравы, обычаи и традиции, духовные ценности. Реализация полисубъектного подхода позволяет осуществить вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности по духовно – нравственному воспитанию детей.
Педагогами используются активные формы работы с родителями:
- родительские встречи на духовно – нравственные темы: « Отец – высокая должность», «Родители как образец для подражания нравственных ценностей».
Организация семейного досуга – важная сфера деятельности образовательного учреждения. В рамках реализации программы развития дошкольного учреждения проводятся семейный клуб «Здоровый малыш», «Вечер в семье», «Наша дружная семья»;
- совместно с родителями и детьми проведение детских выставок «Руки папы, руки мамы и мои ручонки», «Умельцы из одной семьи», «Вместе творим чудеса».
Целенаправленная работа педагогов по созданию атмосферы общности интересов родителей и детей, эмоциональная взаимоподдержка объединяют работу педагогического и родительского коллективов по духовно – нравственному воспитанию детей.
Педагогический поиск и творческий подход в работе с воспитанниками по духовно – нравственному воспитанию позволяют педагогам добиться следующих результатов:
- усвоение ребёнком добродетели, направленность и открытость его к добру;
- формирование позитивного отношения дошкольника к окружающему миру, к другим людям и самому себе;
- потребность и готовность проявлять сострадание;
- воспитание чувства патриотизма;
- по результатам наблюдений, дошкольники применяют полученные знания в своих сюжетно - ролевых играх;
- деятельное отношение к труду и ответственность за свои дела и поступки;
- приобщение к опыту православной культуры, к традициям семейного уклада, понимания своего места в семье;
- обогащение содержания семейной традиционной культуры способствует полноценной организации семейной жизнедеятельности, взаимопониманию членов семьи, вводит в мир социальных отношений, субъектом и объектом которых они являются.
Вся построенная работа в дошкольном учреждении по духовно – нравственному воспитанию заключается в усвоении ребёнком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, стремление к добру и неприятию зла.
Список используемой литературы:
- Дошкольное воспитание № 5, 2015 г. Издательский дом «Воспитание дошкольника».
- Педагогический энциклопедический словарь /Под.ред.Б.М.Бим-Бада - М., 2003 г.