Метод проектов как педагогическая технология
Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ
Автор: Бороздина Наталья Владимировна
Организация: МБДОУ ДСКВ №24
Населенный пункт: Краснодарский край, п. Советский
1. СУЩНОСТЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Термин «проект» в последнее десятилетие все чаще употребляется специалистами сферы образования в различных словосочетаниях: управленческий проект, методический проект, инновационный проект и пр.
Такое внимание к проектам объясняется в первую очередь тем, что проект всегда направлен на получение конкретного результата, а проектная деятельность всегда продуктивна.
Проектирование (от лат. proectus – брошенный вперед) – один из уникальных видов человеческой деятельности, связанной с предвидением будущего, созданием его идеального образа, осуществлением и оценкой последствий реализации тех или иных замыслов.
Согласно В.И. Слободчикову, проектирование – деятельность, синтезирующая промысливание того, что должно быть, и одновременное с этим развертывание процессов реализации.
Первый момент подчеркивает идеальный характер действия и его нацеленность на появление (образование) чего-либо в будущем. Второй – развертывание взаимосвязанных процессов идеального промысливания и реализации – показывает, что эта деятельность основывается на реальных процессах и связана с переходом от наличной ситуации к ситуации желаемого будущего.
Таким образом, проектирование включает два вида деятельности: мыследеятельность (промысливание того, что должно быть) и жизнедеятельность (одновременное развертывание процессов реализации).
Проектирование предполагает выполнение ряда специфических работ: проблематизации, концептуализации, программирования, планирования, конструирования новой практики, рефлексии и экспертизы последствий реализации проекта.
В решении задач развития универсальных учебных действий большое значение придаётся проектным формам работы, где, помимо направленности на конкретную проблему (задачу), создания определённого продукта, межпредметных связей, соединения теории и практики, обеспечивается совместное планирование деятельности педагогом и обучающимися.
Существенно, что необходимые для решения задачи или создания продукта конкретные сведения или знания должны быть найдены самими обучающимися. При этом изменяется роль педагога - он становится действительным организатором совместной работы с обучающимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.
При вовлечении обучающихся в проектную деятельность педагогу важно помнить, что проект - это форма организации совместной деятельности педагога и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели - решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
2. МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивают собственную работу в соответствии с новым регламентирующим документом – Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (ФГОС). Реформирование системы образования, демократизация и гуманизация этой важной для общества социальной сферы требуют нового подхода к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Так как современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 10 -15 лет назад, увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу, снизилась положительная мотивация к занятиям.
Как же поправить ситуацию? Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий.
На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектов.
Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
На современном этапе развития дошкольного образования становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ метода проектов.
В целях избегания двусмысленности при употреблении терминологии следует различать понятия «проектная деятельность» и «метод проектов» как педагогическую технологию.
Проектная деятельность индивидуального и коллективного субъекта – это (соответственно) индивидуальная и ли групповая (коллективная) деятельность, направленная на достижение поставленной цели - решение конкретной проблемы, значимой для участников проектной деятельности и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Метод проектов – педагогическая технология, направленная на обучение детей проектной деятельности.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть метода проектов в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. «Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).
3. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ
Классификация проектов может быть выполнена по разным основаниям.
Например:
- по доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные;
- по характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности;
- по характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата;
- по характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект);
- по количеству участников: индивидуальный, парный, групповой, фронтальный проекты;
- по продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный проекты.
Возможна и другая классификация.
4. ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Технология «Метод проектов» осуществляется в несколько этапов.
1 этап. Подготовительный (разработка проектного замысла).
Основные виды работ в рамках 1-го этапа: предварительное обсуждение проектной идеи, определение проблемы, формулировка цели, постановка задач, определение результата и продукта деятельности, разработка плана работы.
№ п/п |
Виды работ на этапе |
Комментарии |
1.1 |
Предварительное обсуждение проектной идеи
|
Перед тем, как воспитанники начнут работать над проектом, необходимо, чтобы они определились в общих чертах относительно проектной идеи. Тему проекта формулировать пока не нужно. Скорее уместно говорить об очерчивании некоторых тематических рамок. Полезно использовать модель «трёх вопросов»: Что знаю? Чего хочу узнать? Как узнать? Важно, чтобы выбор детей был самостоятельным и ответственным (обоснованным) или они поддержали бы предложение педагога |
1.2 |
Определение проблемы
|
Проблема – противоречие между желаемой (идеальной) и имеющейся (реальной) ситуацией. Проблема должна быть для воспитанника значимой, а не надуманной (чужой). При формулировке проблемы воспитанник должен аргументировать значимость проблемы лично для него. При этом сначала должна быть сформулирована желательная для него ситуация (как надо) и охарактеризована, обрисована реальная (как есть). Проблема может быть сформулирована в форме вопроса |
1.3 |
Формулировка цели
|
Цель отвечает на вопросы: «Что должно быть изменено в реальной ситуации? Какой должна стать ситуация после выполнения проекта?» |
1.4 |
Постановка задач
|
Если цель направлена на достижение конечного результата, то задачи – на достижение промежуточных результатов. Задачи отвечают на вопрос: что должно быть сделано для того, чтобы цель проекта была достигнута? Задачи решаются в определенной последовательности, в случае группового проекта несколько задач может решаться одновременно (параллельно) |
1.5 |
Определение результата |
Результат неотторжим от того, кто его получил |
1.6 |
Определение продукта |
Продукт, в отличие от результата, отторжим от того, кто его получил |
1.7 |
Разработка плана работы |
При разработке плана полезно пользоваться ресурсной картой, содержащей информацию о тех ресурсах, которые доступны воспитанникам в процессе проектной деятельности |
Результаты 1-го этапа: предварительно обсуждена проектная идея, определена проблема, формулированы цель и задачи, определены результат и продукт деятельности, разработан план работы.
2 этап. Основной (реализация проектного замысла)
Основные виды работ в рамках 2-го этапа: реализация разработанного на 1 этапе плана работы с той или иной степенью самостоятельности с целью получения продукта проектной деятельности (как замысла 1-го этапа).
№ п/п |
Виды работ на этапе |
Комментарии |
2.1 |
Выполнение плана работы |
При выполнении этого вида работ должна преобладать самостоятельная деятельность воспитанников |
2.2 |
Консультирование детей у педагога |
Степень самостоятельности детей зависит от их возрастных и индивидуальных особенностей |
2.3
|
Подготовка к защите проекта |
Степень самостоятельности детей при подготовке проекта к защите зависит от их возрастных и индивидуальных особенностей |
Результаты 2-го этапа: реализован план деятельности, разработанный на 1-ом этапе и созданы продукт(ы) деятельности в соответствии с замыслом 1-го этапа.
3 этап. Рефлексивный (подведение итогов проектной деятельности).
Основные виды работ в рамках 3-го этапа: выступление с проектом, самооценка и взаимооценка воспитанниками выполненных работ, их рефлексия, размещение проектов и их продуктов в портфолио.
№ п/п |
Виды работ на этапе |
Комментарии |
3.1 |
Выступление с проектом |
Рекомендации по организации этих видов работ приведены ниже |
3.2 |
Дискуссия |
|
3.3 |
Самооценка и рефлексия |
|
3.4 |
Взаимооценка |
|
3.5 |
Размещение проекта в портфолио |
Результаты 3-го этапа: завершение работы над проектом; приобретение (совершенствование) воспитанниками умений и навыков, необходимых для проектной деятельности; приближение к новым образовательным результатам, требования к которым изложены во ФГОС дошкольного образования.
5. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
«Метод проектов» как одна из ведущих технологий, реализуемых в системе общего образования, имеет свою специфику при применении в дошкольном образовании. Это связано с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, которые предполагают затруднения, связанные с организацией самостоятельной работы детей в силу их возрастных особенностей.
Проектная деятельность, как никакая другая, поддерживает детскую познавательную инициативу детей в условиях дошкольной образовательной организации и семьи:
- во-первых, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию;
- во-вторых, все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления, возможности для проявления которого предоставляет проектная деятельность;
- в-третьих, именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.
При организации проектной деятельности дошкольников полезно учитывать их возраст.
Дети 3-5 лет.
На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.
Дети 5-6 лет.
К этому возрасту дети уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
Дети 6–7 лет.
Увеличивается доля самостоятельной деятельности детей.
Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.
Несмотря на различный возраст детей, специфика использования метода проектов в дошкольной практике заключается в том, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать ему обнаруживать проблему или даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.
Кроме того, в дошкольном образовании более уместно говорить о минипроектах, выполнение которых приучает детей к алгоритму проектной деятельности, но предполагает значительную часть совместной работы детей и педагога.
При этом участие детей в минипроектах поможет связать образовательный процесс с реальными событиями из жизни ребёнка, что, в свою очередь, служит мощным мотивирующим фактором. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.
6. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В РАМКАХ ТЕХНОЛОГИИ «МЕТОД ПРОЕКТОВ»
В рамках технологии «Метод проектов» возможны следующие виды деятельности педагога:
- педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка (детей);
- вовлекает дошкольников в решение проблемы;
- намечает план движения к цели (совместно с детьми и (или) родителями, поддерживает интерес детей и родителей);
- обсуждает план реализации проекта на родительском собрании (при трудоемкости проекта);
- обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
- вместе с детьми и родителями осуществляет работу по планированию проекта;
- собирает информацию, материал;
- организует занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),
- предлагает задания для самостоятельной работы родителям и детям;
- поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
- организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;
- подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы);
- консультирует участников проекта на всех этапах его реализации.
7. ПРИМЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, поэтому технология «Метод проектов» не отрицает, а, наоборот, интегрируется с технологий игровой деятельности дошкольников.
Приведем примеры проектов:
- комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
- межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года», «День России»;
- творческие: «Мои друзья», «Любим сказки», «Мир природы» и др.;
- групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия», «Лето шагает по планете»; «Птицы».
- индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука»;
- исследовательские: «Подводный мир», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье», «Задачи Жана Пиаже решаем с детства мы уже».
8. РЕФЛЕКСИЯ ПЕДАГОГОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЮ «МЕТОД ПРОЕКТОВ»
Педагоги дошкольного образования, использующие метод проектов в профессиональной деятельности, отмечают следующее (цитаты из дневников стажировки педагогов дошкольного образования, обучающихся по дополнительным профессиональным программам Академии):
«Метод проектов - один из методов интегрированного обучения дошкольников, который основывается на интересах детей».
«В процессе проектной деятельности у детей повысилась самостоятельная активность».
«Действуя самостоятельно, дети учились разными способами находить информацию об интересующим их предметах и явлениях использовали свои знания для создания новых объектов деятельности».
«Проектная деятельность способствовала у детей к формированию самостоятельности, глубоко мотивированной познавательной деятельности».
«Проектная деятельность является одной из ведущих в достижении образовательных результатов».
«Дети становятся более эмоциональны, активизируется их словарный запас, развивается фантазия».
«От результата выполненной работы дети получают удовольствие».
9. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Литература
- Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
- Близнецова В.С. Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2009, №9.
- Волкова М.С. Проект «Школа дошкольных наук» // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2010, №9.
- Зукау Е.Ф. Проектный метод в патриотическом воспитании дошкольников // Управление ДОУ. Научно-практический журнал, 2009, №1.
- Кухлинская В.В. Проектный метод в организации сюжетно-ролевых игр // Управление ДОУ. Научно-практический журнал, 2009, №1.
- Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ; от теории к практике. Приложение к журналу «Управление ДОУ». Сфера, -2010.
- Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. Санкт-Петербург. Детство-Пресс. 2011.
- Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением», 2004, №4.
Интернет-источники
http://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu.html
10. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Проект для детей младшего дошкольного возраста «Капелька»
Срок реализации: 19.06.17 - 23.06.17
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Цели:
- формирование у детей эмоционально- нравственного отношения к воде как одному из источников жизни на Земле;
- оформление пособия «Нужная вода».
Возраст участников: 3-4 года.
Основные формы реализации проекта: игры-эксперименты, беседы, чтение художественной литературы, сюжетно-ролевые игры, самостоятельная деятельность детей в экспериментальном уголке.
Принципы реализации проекта:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- принцип интеграции;
- совместная работа с родителями.
Перспективный план реализации проекта «Капелька»
Понедельник |
1. Торжественное открытие лаборатории «Капелька». 2.Игра-эксперимент «Пейте куклы вкусный сок». Цель: выявить свойства воды и красок, способность красок растворяться в воде и изменять её цвет. 3.Физминутка «Льется чистая водичка». 4. Сюжетно-ролевая игра «Готовим обед». Цель: расширить знания детей о значении воды в жизни человека |
Вторник |
1. Беседа «Кто живет в воде?» Цель: развивать познавательный интерес и воображение. 2. Чтение рассказа Л.Дерягина «Пускаем кораблики». 3. Рисование на тему «Волны на море». 4. Игра-эксперимент «Тонет - не тонет». Цель: на примере опыта показать, что предметы могут быть легкими и тяжелыми, тонуть или оставаться на поверхности. 5. Чтение потешек о воде. 6. Наблюдение за твердым состоянием воды |
Среда |
1. Игра-эксперимент «Тает льдинка». Цель: познакомиться с тем, что вода замерзает на холоде и тает в тепле. 2. Беседа «Как капелька гулять отправилась». Цель: дать представления о том, что воду можно собрать разными способами - губкой, пипеткой, салфеткой; активизация словаря. 3. Психогимнастика «Туча». Цель: развитие эмпатии и чувства коллективизма. 4. Просмотр мультфильма «Капитошка», «Капитошка возвращается» |
Четверг |
1. Игра «Водопад». Цель: дать детям представление о том, что вода может менять направление движения. 2. Игра-эксперимент «Рыбалка». Цель: закрепить знания о свойствах воды: льется, можно процедить через сачок и пр. 3. Поисковая деятельность «Кому и чему нужна вода». Цель: обобщить знания детей о значении воды в природе и жизни человека |
Пятница |
1. Просмотр презентации «Нужная вода». 2. Спортивно-музыкальное развлечение «Приключения капельки». 3.Коллективная аппликация «Аквариум2 |
Игры-эксперименты с водой
Времена года
Цель: выявить свойства воды: может нагреваться, остывать, замерзать, таять.
Материал: ванночки, вода разных температур, кусочки льда.
Текст педагога
Зимушка-Зима пришла, в речках и озёрах воду заморозила. Вода превратилась в лёд.
Вслед за Зимой Весна красна прилетела, лёд растопила, водичку немножко согрела. Можно кораблики пускать. Лето жаркое настало, и сделалась водичка тёплая-претёплая. Можно купаться, плескаться.
А потом прохладная Осень к нам в гости пожаловала. И вода в речках, в озёрах и в лужицах стала холодная.
Скоро Зима опять пожалует. Так и приходят к нам в гости по очереди: за Зимой – Весна, за Весной – Лето, за Летом – Осень, за Осенью – Зима.
Демонстрация
Взять две широких чашки. В одну налить холодной воды, в другую – тёплой. Холодная вода – это «зима», тёплая – «лето».
Предложить малышам потрогает ручкой воду. «Где холодная водичка? Где у нас «зима»? Вот в этой чашке. Где тёплая водичка? Где у нас «лето»? Вот здесь».
Затем взять четыре чашки или небольших тазика. В одну чашку положить маленький кусочек льда («зима», в другую налить чуть тёплой воды («весна», в третью – тёплой, но не горячей воды («лето», в четвёртую – холодной воды («осень»).
Учить малышей определять, какая вода в чашках и какому времени года она соответствует.
Тает льдинка
Цель: познакомить детей с тем, что замерзает на холоде и тает в тепле.
Материал: свеча, ложка, лёд, прозрачные стаканчики с горячей и холодной водой.
Текст педагога с демонстрацией
Однажды зимой бельчонок принёс домой льдинку, сосульку, он оставил её в дупле, на полу в прихожей, а сам пошёл обедать, а потом спать. Когда проснулся, сразу вспомнил про льдинку, побежал в прихожую. Льдинка пропала – нет нигде, зато на полу блестела лужица.
Положить кусочек льда на ложку и подогреть его над пламенем свечи: «Посмотри, вот лёд. Давай его подогреем на огне. Где же лёд? Растаял! Во что лёд превратился? В водичку! »
В прозрачную стеклянную кружку или стакан налить горячую воду (её можно подкрасить, опустить кусочек льда и понаблюдать, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов и понаблюдать, как по-разному тает лёд в воде разной температуры.
Считалочка-купалочка
Цель: познакомить со свойствами воды: льётся, движется.
Материал: ванночка с водой, игрушки.
Текст педагога с демонстрацией
Варим кашу для малышек,
(Крутим ручкой в воде, как бы «размешивая кашу»)
Тесто делаем для пышек,
(Месим воду, как тесто)
Сладким чаем угощаем,
(Набираем воду в ладошки и выливаем её обратно в ванну)
Ну а после – отдыхаем!
В ванночку – бултых!
Можно предложить детям поиграть с водой, обратить их внимание, что водичка движется по направлению движения их руки, а так же она переливается, льётся.
Как вода гулять отправилась
Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.
Материал: поролоновая губка, пластмассовый шприц без иглы, резиновая груша, ванночка с водой.
Текст педагога с демонстрацией
Налили водичку в тазик и забыли про неё. Через некоторое время водичка заскучала: «Вот сижу я тут и ничего не вижу, а вокруг, наверное, столько интересного!» Хотела она из тазика вылезти, да не получилось - ручек и ножек у воды нет. Хотела кого-нибудь позвать, но голос у водички в тазике тихий - никто её не услышал.
А потом пришла мама и подумала: «Зачем это здесь вода стоит? » взяла и вылила её в раковину.
Полилась водичка по трубам и попала в большую реку, в которой было много другой воды. И потекла наша водичка вместе с большой рекой по городу, мимо красивых домов и зелёных садов. «Как красиво, как чудесно! - думала водичка. - А сидела бы я в своём тазике и этой красоты не увидела бы! »
Взять поролоновую или другую впитывающую губку, резиновую грушу и пластмассовый шприц (без иглы). Налить воду в небольшой тазик, приготовить несколько пустых ёмкостей (чашек, мисок и т. п.). Попросить ребёнка опустить губку в воду и показать, как нужно отжать её в чашку. Потом набрать воду резиновой грушей и перелить её в другую ёмкостью. То же самое проделать и со шприцом.
Рыбалка
Цель: закрепить знания о свойствах воды – льётся, можно процедить через сачок.
Материал: таз с водой, сачок, ситечко, игрушечный дуршлаг, мелкие игрушки.
Текст педагога с демонстрацией
- Рыболов, какую рыбку
Ты поймал нам на обед?
Отвечает он с улыбкой:
- Это вовсе не секрет!
Я сумел поймать пока
Два дырявых башмака!
Налить в тазик воды и дать малышу сачок для ловли аквариумных рыбок, небольшое ситечко с ручкой или игрушечный дуршлаг. В воду бросить несколько мелких игрушек. Они могут плавать на поверхности или же лежать на дне. Предложить малышу выловить сачком эти игрушки. Можно попросить его выловить какие-нибудь конкретные игрушки: «Поймай синий шарик, поймай красную рыбку» и т. д.
Водопад
Цель: дать представление о том, что вода может изменять направление движения.
Материал: пустой таз, ковш с водой, воронки, желобки из половины пластиковой бутылки, из картона, изогнутого в виде лесенки.
Текст педагога с демонстрацией
Льётся водичка с большой высоты,
Брызги летят на траву и цветы.
Детки вокруг оживлённо галдят,
Громче ребяток шумит водопад.
Предложить детям поиграть с воронками и желобками. Пусть они попробуют наливать воду в тазик через воронки, а теперь по пластиковому желобку и по картонному желобку, изогнутому в виде лесенки. Объединить эти предметы: лейте воду на желобки через воронки. Обратите внимание детей, на то, что вода движется. Спросить их, что получится, если мы будем держать желобки по-другому (направление движения воды изменится).
Окрашивание воды
Цель: Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.
Материал: ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.
Текст педагога с демонстрацией
Взрослый и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой). В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с тёплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной).
Как вытолкнуть воду?
Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.
Материал: мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.
Текст педагога с демонстрацией
Перед детьми ставится задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя, разные предметы-помощники (например, сачок). Если дети затруднятся с решением, то взрослый предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв. Вывод: камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.
Помощница вода
Цель: использовать знания о повышении уровня воды для решения познавательной задачи.
Материал: банка с мелкими лёгкими предметами на поверхности, ёмкость с водой, стаканчики.
Текст педагога с демонстрацией
Перед детьми ставится задача: достать из банки предметы, не прикасаясь к ним руками (вливать воду, пока она не польётся через край). Взрослый предлагает проделать эти действия. Дети делают вывод: вода, заполняя ёмкость, выталкивает находящиеся внутри неё предметы.
Литература
- В.В. Щетина «Неизведанное рядом». Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
- Л.Г. Горького, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников».
- Т.А. Шорыгина. «Зеленые сказки. Экология для малышей».
- О.Ф. Горбатенко. «Система экологического воспитания в ДОУ».
- А. Алексин, С. Михалков, Л. Разгон, В. Хелемендик. «Почемучка. Энциклопедия».